Закон, живущий в нас, называется совестью.
Совесть есть, собственно, применение
наших поступков к этому закону.
Иммануил Кант
Для чего нужна совесть
(Непротиворечивая картина мира)
Совесть – наша безжалостная мучительница или ангел хранитель? Откуда она берётся? И в чём её смысл? Жить без совести или по совести? Каков будет результат выбора? Давайте разбираться.
Начнём с общепринятых представлений о том, что есть совесть. Философский академический словарь утверждает, что совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Высказывания святых отцов на эту тему.
“Совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать…” – святитель Иоанн Златоуст, (47, 781).
“Совесть… есть голос Вездесущего Бога в душе” – святитель Феофан, Затворник Вышенский, (87, 243).
Старец Паисий Святогорец считал, что: “Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести – это самый страшный и самый мучительный для человека червь”.
Мнения философов.
Николай Бердяев: “Совесть есть воспоминание о Боге”.
Иммануил Кант в работе “Критика практического разума” писал, что: “…совесть не есть нечто приобретаемое, и не существует обязанности приобрести ее: но каждый человек, как нравственное существо, имеет в себе совесть от рождения”.
Греческие философы школы Сократа ввели философское понятие даймония (греческое δαιμονιον – “божественное”) означающее внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в котором сокрыта опасность для телесного или морального благополучия. Ученик Сократа Ксенофонт даймоний причисляет к искусству предсказания. Другой его ученик Платон толковал даймоний как совесть.
Отметим, что это очень любопытная разница в представлениях у философов одной школы. Почему она возможна? И как между собой связаны способность предвидеть и совесть мы обсудим чуть позже.
Пока же обобщим все вышеприведённые определения в единую концепцию. Это будет достаточно легко сделать, потому что они не противоречат друг другу. Перечислим основные общепринятые характеристики совести.
- Совесть – это некое изначальное и неотделимое качество, присущее каждому с рождения и до самой смерти. Первичная характеристика самого нашего существования.
- Источником совести является некая высшая, божественная воля. По определению она находится за пределами восприятия нашего сознания.
- Она непрерывно транслирует нам некий образец – “должное”, с которым мы, безусловно, обязаны сравнивать свои мысли, поступки и оценивать происходящие события.
- Основное предназначение совести – предупреждать нас об отклонениях от “должного” при реализации нами своего права на свободу воли. Для того чтобы мы могли предотвратить или исправить неправильные действия, которые неизбежно вызовут негативные последствия.
- Сигнал об опасности принятого решения не пропадает даже после его реализации. Напротив, он может со временем даже усиливаться в форме так называемых угрызений совести, иногда делая нашу жизнь совершенно невыносимой.
В общем, всё очевидно. Оспорить изложенные здесь принципы вряд ли получится просто в силу того, что мы наблюдаем их подтверждение практически ежедневно. Но описать действие закона, не значит понять его объективность, универсальность и предназначение.
Тем более, что очень часто мы видим исключения. Некоторые из окружающих нас людей, не замечая каким-то образом и совесть, и её угрызения, живут гораздо лучше других, потребляя ресурсы, им не принадлежащие. Получается, быть бессовестным выгодно и комфортно. Создаётся ощущение, что Божественный закон можно обойти. Он необязателен к исполнению. А значит, он законом не является.
Выходит святые отцы и мудрые философы неправы? Противоречие? Иллюзия? Или мы чего-то недопонимаем. Давайте разбираться.
1. Совесть – проявление нравственного закона
Мы уже говорили о том, что у закона не может быть произвольных исключений, иначе это не закон. И если в повседневной жизни мы наблюдаем некоторые явления, несоответствующие ему, то объясняется это просто. Значит, мы по каким-то причинам не видим результатов его действия или не понимаем, какими они должны быть.
Для выявления и устранения видимых нарушений причинно-следственных связей происходящих событий у нас есть прекрасный инструмент – непротиворечивая картина мира. Используем её для приближения нашего субъективного мировосприятия к объективной Истине. Напомню основные принципы: мир един, внутренне взаимосвязан и непротиворечив. В нём всё происходит вовремя и правильно.
Это возможно только потому, что Мир создан справедливостью. Она определяющий признак неистощимой, всёсотворяющей энергии Духа, благодаря непрерывному потоку которой создаётся, существует и развивается наша реальность. Совесть – это проекция, материализация безусловной справедливости Бога в нашей душе.
Иными словами, нефизическая энергия творения – Благо, изначально обладает таким качеством как справедливость, правильность, истинность. Не забыли? Это слова синонимы, обозначающие одно и то же свойство. Мы их перечислили только для того, чтобы подчеркнуть объективность и универсальность этого атрибута Создателя. С точки зрения Платона, Благо и есть Бог. Это верная, хоть и несколько упрощённая точка зрения в данном случае подтверждает наши рассуждения.
Ранее мы уже говорили о том, что через нашу душу в мир идёт непрерывный поток энергии творения. Обладая свободой воли, мы вправе произвольно менять направление и силу его течения. Наша душа принимает управляющие решения на основании информации, полученной от своего тела. Именно такой способ взаимодействия Духа – источника Блага, души – выбирающей способ реализации, и тела – воспринимающего информацию о мире и взаимодействующего с ним, позволяет обеспечить бесконечное разнообразие сотворяемой реальности.
При этом душа настолько свободна в своём выборе, что может, неверно интерпретировав сигналы, поступающие от тела, превратить всё созидающее Благо в абсолютное Зло разрушения. Но этого не происходит по той простой причине, что в идее сотворения мира лежит изначальный принцип справедливости. Он и есть то истинное и должное, которое как стрелка компаса всегда указывает правильное направление движения энергии сотворения.
Работает это следующим образом. Мы есть воплощение, проекция: Духа, Творца, творческого начала – выберете сами, что вам ближе. Это не имеет значения. Главное, что мы наделены всеми его атрибутами, в том числе изначальным пониманием справедливости, правильности, истинности. Это качество горит в нас как неугасимый вечный маяк. Это его имел в виду Иммануил Кант, когда говорил о “нравственном законе внутри нас”.
Пока мы в своих мыслях, решениях, поступках учитываем его свет, движемся хотя бы примерно в его направлении, у нас всё хорошо. Мы прекрасно себя чувствуем во всех отношениях: душевно, физически, и даже материально. И в этот момент понимание совести, её восприятие для нас недоступно. В ней нет необходимости.
Совесть – это сигнал тревоги о приближающейся опасности. Он появляется, когда наши мысли, выбор и последующие действия перестают соответствовать должному, а тем более, когда прямо противоречат ему. Это происходит, как правило, если информация об окружающей действительности, поступающая от органов чувств, неправильно интерпретируется душой. Искажённое, противоречивое мировосприятие реальности рождает в душе иллюзию страха, которая её дезориентирует и заставляет принимать неправильные решения.
О том, по каким причинам это происходит и к каким последствиям неизбежно приведёт, мы подробно поговорим ниже. А пока сформулируем два промежуточных вывода.
- Совесть – это универсальный предохранитель, защищающий душу и тело от проявлений свободы воли, ведущих к их саморазрушению, и вечный маяк, указывающий правильный, справедливый путь. Она предупреждает, но не запрещает.
- Бесстрашие или страх души определяет выбор между должным – истинным и ложным решением.
2. Жизнь без совести
Мы с вами выяснили, что совесть по своей сути – естественный предохранитель нашей, ничем не ограниченной свободы воли. Поэтому, иногда она мешает нам получить то, чем мы страстно желаем обладать.
Это может быть что угодно: любовь, положение, общественное признание, любые особо значимые для нас вещи. Разновидностей фетишизма очень много. Напомню, человеку свойственно наделять объекты, события и даже идеи качествами, изначально им не присущими. Предельная концентрация внимания на отдельном элементе реальности создаёт его сверхзначимость для нас.
Как поётся в одной песенке старого фильма: “Всё возьми, барашка дай! …А что делать? Так хочу”. Шутка, которая в гипертрофированной форме очень точно описывает ситуацию, когда некая вещь или идея становится больше и важнее всего мира.
Иллюзия сверхценности блокирует адекватное восприятие реальности и способна на время заглушить голос совести, который напомню: “…есть голос Вездесущего Бога в душе”. Попробуем разобраться, возможно ли игнорировать “нравственный закон внутри нас”? И какие последствия будут у этого процесса?
Но прежде необходимо пояснить, что само стремление человека чего-то желать, достичь, получить, даже владеть – естественный стимул его развития. И если оно реализуется за счёт собственных усилий и ресурсов – это хорошо и справедливо. Результат коллективного труда принадлежит всем – и это правильно. Нравственный закон при этом никак не нарушается, потому что мысли, желания, поступки соответствуют творческому потоку Блага.
Другое дело, когда мы желаем присвоить созданное не нами и принадлежащее другим, особенно вопреки их воле. А тем более используем при этом способы несовместимые с нравственностью и справедливостью. Вот тогда и появляются странные ощущения, очень напоминающие внутренний протест той части нас, которая осознаёт недопустимость подобных мыслей, намерений и поступков.
Причём это не прямой запрет на те или иные действия. Не существует сил, способных ограничить свободу проявления нашей воли. Просто нам сразу становится плохо эмоционально, душевно и даже физически. В зависимости от совершённого проступка от лёгкого дискомфорта до невозможности дальнейшего существования. Это результат противодействия потоку жизненной энергии, который воспринимается нами как предостережение – не делай так.
Как и любой внутренний сигнал его можно:
- Игнорировать. Потерпеть, а потом попытаться переключится на другие сильные эмоции. Например, попробовать получить удовлетворение от неправедно достигнутой цели.
- Заглушить. Попытаться убедить себя с помощью логических рассуждений, что всё сделал правильно, иначе было нельзя, я более достойный, мне нужнее и так далее. Заместить осознание объективной истины субъективной правдой, основанной на самообмане.
- Ослабить. Достигается путём постоянного игнорирования и глушения сигнала. Тренировка бессовестности своего рода.
В мире достаточно много людей, достигших больших успехов в этом неблагодарном в прямом смысле этого слова деле. И в этом им очень помогает избыточная концентрация на сверхценностях, к которым они стремятся. Ложные маяки отвлекают от раздражающего света истины и справедливости. Позволяют получить массу краткосрочного удовольствия в погоне за иллюзиями. И расплатится за это исчезновением своего Я.
Наркотики и алкоголь, как один из способов нейтрализации совести, мы рассматривать не будем, прежде всего, ввиду его бесполезности. Проблему не решает, а самоликвидацию ускоряет.
Мы обсудили, как можно попробовать избежать угрызений совести. Теперь разберемся, почему это бесполезно, вредно и опасно.
- Бесполезно, потому что совесть – одно из неотъемлемых свойств души. Избавиться от неё можно, только уничтожив саму душу. А это очень хлопотное и в буквальном смысле бесконечно мучительное занятие, в том числе за пределами тела, означающее окончательную смерть индивидуальности.
- Вредно по той причине, что вся польза от игнорирования сигналов совести, все несправедливые приобретения – это иллюзия, достижение которой приносит кратковременное удовлетворение, не стоит невероятных, изматывающих усилий по борьбе с нравственным законом внутри нас. И неизбежно вызывает чудовищное разочарование и бесконечное сожаление, которое будет мучить нас всегда.
- Опасно в том смысле, что попытки не замечать предупреждения о надвигающейся угрозе неизбежно приводят к тяжёлым последствиям. Беды, болезни становятся естественными составляющими жизни, само существование тела и даже души ставится под вопрос. Это можно сравнить с систематическими попытками пересекать перекрёсток на предостерегающий красный свет. В итоге – аварии, травмы, смерть.
А мы потом удивляемся, откуда и по какой причине в нашей жизни появляются проблемы и несчастья? Двигаться против течения созидающей мир энергии, биться о Благо как о стену – это не наказание, это безумие и членовредительство, переходящее в суицид. Битва с объективной реальностью в погоне за придуманными фантомами это забавно, бессмысленно и очень больно.
Немного о том, почему угрызения совести могут усиливаться со временем. Как правило, наши мысли, решения, поступки взаимозависимы и последовательны. Так вырабатываются стереотипы поведения, изменить которые очень тяжело. Наше будущее сформировано нашим прошлым. Принимая решения сейчас, мы его либо подтверждаем, либо корректируем в лучшую или худшую сторону. Общая направленность усилий определяет изменение нашего состояния. Чем больше несправедливых поступков мы совершаем, тем громче предостережение и суровей воздаяние.
Теперь разберёмся, почему мы не всегда видим процесс расплаты бессовестных людей за нарушение ими закона справедливости. Ведь наша душа требует праздника здесь и сейчас, чтобы все ужаснулись безжалостному и немедленному возмездию. В назидательных целях конечно, а не из любви к жестокости. А они едут мимо нас на своих лимузинах в бутики и дорогие рестораны, исполненные глубокого чувства удовлетворения и превосходства. Как жить после этого?
К счастью, прежде всего для нас самих, закон справедливости, Создатель в более широком смысле, по определению не может быть личным карателем. Ему нет дела до наших комплексов, рождённых непониманием и страхом. В Его мире всё происходит правильно и вовремя, по Закону Его. Смысл происходящего в сотворении, развитии и коррекции движения, а не в наказании за проступки.
С точки зрения Духа, зла и преступников не существует, есть недопустимые ошибки сотворения, которые исправляются естественным образом с минимальными потрясениями. Как правило, путём самоликвидации. Срок исполнения и внешние эффекты в этом смысле не имеют никакого значения. А теперь скажите, кто из нас может в подробностях наблюдать процесс, происходящий в изолированной системе, в другом человеке, произвольно растянутый во времени? И хорошо, что не видим и не участвуем. Это, слава Богу, не наш опыт.
Напомню: “Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести”. При этом расплачиваться за содеянное не по справедливости приходится в буквальном смысле этого слова всем: потерей смысла существования, здоровьем, жизнью, бессмертием души. Состояние счастья становится принципиально недоступным, а в конце наступает ничто, причём навсегда.
3. Жизнь по совести
Совесть – наш безжалостный ангел хранитель, спасающий от совершения критических ошибок при реализации права на свободу воли. Её задача – создавать предостережение, пропорциональное степени отклонения от правильного выбора. Она принципиально не отделима от души. Душа существует, только пока слышит: “голос Бога”.
Но живущие по совести, не испытывают её угрызений, потому что двигаются в потоке творческой энергии Духа. Получается, если мы всё делаем правильно, поступаем справедливо, то наша душа перестаёт воспринимать корректирующие сигналы совести. Просто в силу отсутствия необходимости. А как же “голос”, без которого душа не существует. Противоречие? Нет, конечно. В непротиворечивой картине мира разногласий нет и быть не может.
Выше мы рассмотрели определение и функцию совести применительно к проявлениям свободы воли вопреки справедливости, отсюда её прямая взаимосвязь с угрызениями. Напомню, что они являются предостережением о неправильных мыслях, решениях, поступках. Логически рассуждая, должны быть аналогичные сигналы, поощряющие и стимулирующие правильные действия. Голос Бога наша душа слышит всегда, меняются только его интонации и смыслы.
Мы, в силу фрагментированности своего мировосприятия, отдельным признакам одного явления даём разные, иногда прямо противоположные определения. В качестве подтверждения приведём мнения о “божественном” Платона и Ксенофонта. Напомню, они оба принадлежали к философской школе Сократа. Первый соотносил понятие даймония с совестью, второй – с искусством предсказания.
Совесть можно отнести в определённой степени к предвиденью, но только в отрицательном смысле, предостерегающем от плохого результата. А искусство предсказания в широком смысле исключает подобные ограничения. Интуиция, как явление, подразумевает гораздо более сложную и универсальную реализацию.
Мы не будем подробно рассматривать предвиденье, это отдельная большая тема. Отметим лишь, что природа совести и интуиции одна и та же. Разница лишь в том, что в одном случае это явное эмоциональное предупреждение о нежелательности тех или иных наших действий, а в другом еле ощутимое предчувствие как плохих, так и хороших происшествий. Можно считать их голосом Бога или действием нравственного закона внутри нас, это не имеет значения.
В случае с интуицией мы будем испытывать либо тревогу в случае предостережения о грядущей опасности, либо радостное предвкушение в ожидании приятного события. Причём так же как возможно ослабление восприятия нами голоса совести, точно так же можно развить и усилить интуицию. В первом случае мы развиваем нравственную глухоту, во втором – нравственный слух.
Это два принципиально разных способа существования нашей души.
- Отрицание Бога в себе, непринятие потока творческой энергии Духа – путь неизбежного разрушения личной реальности и своей индивидуальности.
- Принятие энергии созидания, тонкая настройка взаимодействия со своим истинным Я позволяет стать осознанным источником сотворения Мира.
Если мы стараемся жить по совести, прислушиваясь к возможной эмоциональной реакции нравственного закона – голосу Бога, то, как минимум, обеспечим безопасность души и тела. Это предельно важно для сохранения и развития нашей индивидуальности, для реализации её бессмертия. Но об этом поговорим позже, в отдельной книге. А пока отметим, что долгая и комфортная жизнь в относительно здоровом теле – просто бесплатный, приятный бонус для тех, кто не пытается победить свою совесть.
Кроме того, способность прислушиваться к голосу совести естественным образом тренирует универсальное восприятие правильности происходящего. Развивает то, что мы привыкли называть интуицией. А это совершенно другой уровень взаимодействия с миром и принятия решений. Если совесть помогает делать выбор между угрожающим и приемлемым, то интуиция – между хорошим и идеальным, а опасность предвидеть задолго до её появления.
Это становится возможным, потому что мы постепенно учимся входить в резонанс с творящим нашу реальность потоком Блага. Состояние счастья – это и есть тот сигнал и стимул, который подтверждает правильность и справедливость принятого решения, его полное соответствие радости созидания.