Индивидуальное бессмертие

Да познает разумный человек, что он бессмертен…

Преподобный Антоний Великий, (85, 65).

Индивидуальное бессмертие

Тысячи лет ведутся споры о возможности и способах обретения человеком бессмертия. Великие святые отцы и выдающиеся философы неоднократно высказывали свою точку зрения на этот счёт. Известно множество дошедших до нас интуитивных откровений и убедительных, логичных аргументов, обосновывающих необходимость существования индивидуального бессмертия. Наука и материалистическая философия, в свою очередь, категорически отрицают саму идею вечной жизни.

Причины неопределённости и противоречивости представлений о бессмертии вполне объяснимы. Человечеству не известны люди, живущие бесконечно долго или пережившие окончательную смерть, вернувшиеся к жизни и объяснившие, как это произошло. Очень непросто дать однозначную оценку недоступному, а значит, и непостижимому явлению.

Даже общепринятого понятия бессмертия не существует. Есть несколько совершенно невзаимосвязанных между собой определений, которые размывают смысл этого термина, переводят его в состояние крайней неоднозначности.

“Философский энциклопедический словарь” от 2010 года применительно к человеку трактует бессмертие, как “существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с “мировым духом”.

Согласитесь, объяснить, а тем более обосновать подобное утверждение невероятно сложно. В такой формулировке бессмертие – скорее предмет веры, чем познания. Кроме того, сущность и природу бессмертия невозможно отделить от представлений о жизни и смерти. Вечная жизнь – это суть бессмертия. Смерть есть отрицание вечной жизни, а значит, и бессмертия.

В предыдущих главах мы уже рассматривали современные представления о жизни и смерти и выяснили, что они крайне запутаны и противоречивы. У каждого философского или религиозного учения имеются свои, иногда диаметрально противоположные, представления на этот счёт.

Поэтому воспроизводить их не имеет смысла. Если они конфликтуют друг с другом, значит, как минимум большая их часть – есть ложь. Истина не может противоречить сама себе.

Отсюда можно сделать следующие промежуточные выводы:

  1. Что такое жизнь – непонятно.
  2. Что такое смерть – неизвестно.
  3. Бессмертие – это жизнь в отсутствии смерти, отрицание одной неопределённости и утверждение её непостижимой противоположности.

И что нам со всем этим делать? Как решить вроде бы неразрешимую проблему? Возможно ли увидеть невидимое, определить неопределимое, познать непознаваемое?

Преподобный Антоний Великий считал, что не только возможно, но и жизненно необходимо. И что самое удивительное, он утверждал, что индивидуальное бессмертие – предмет познания, а не веры.

Для того чтобы разумный человек мог что-либо познать, он должен совершить определённую последовательность действий: увидеть объект познания, понять его и принять это понимание как свою правду, как убеждение.

Мы в своём исследовании бессмертия с помощью непротиворечивой картины мира будем использовать идеи великих предшественников, но только в качестве иллюстраций, подтверждающих определённые выводы.

Иммануил Кант: “Разум есть способность видеть связь общего с частным”.

Айзек Азимов: “Понять материальный мир возможно, лишь выйдя за его пределы”.

Альберт Эйнштейн: “Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние”.

Применительно к рассматриваемой теме нам необходимо последовательно увидеть, понять и принять:

  1. Иллюзию смерти.
  2. Истинную природу жизни.
  3. Концепцию индивидуального бессмертия.

Но для этого придётся выйти за пределы всех существующих на данный момент иллюзий и заблуждений, и ответить на следующие вопросы. Почему практически невозможно дать однозначные определения разуму, смерти, бессмертию, жизни? Как связаны между собой разум, жизнь, смерть и бессмертие? Каким образом разумный человек может познать, что он бессмертен? Что с ним произойдёт после этого?

Чем сложнее задача, тем она интересней. И тем важнее её решение для тех, кто не боится задавать вопросы. Способность формулировать правильные вопросы и находить на них не менее правильные ответы, заложена в нас изначально, по праву происхождения. Интуиция в сочетании с последовательными, взаимосвязанными логическими умозаключениями позволяют увидеть и понять, как устроена окружающая нас действительность.

К сожалению, большинство людей либо не задумываются над этим, либо предпочитают использовать только один из двух инструментов познания. Искусственно разделяя единые и неделимые представления о мире на физику и метафизику. Противопоставляя друг другу науку и религию, бытиё и сознание, тело и душу.

Всё это закономерный результат фрагментированного мировоззрения и представления о себе, как о чём-то маленьком и обособленном. Взгляд на Вселенную снизу вверх предопределяет её непознаваемость. Маленький и отдельный человек, ограниченный своим смертным телом, как точкой мировосприятия, принципиально не способен познать нечто вечное и бесконечное.

Великие мыслители прошлого советуют нам выйти за пределы материального мира и двигаться в его познании от общего к частному, расширяя свои представления о реальности. Именно это мы сейчас и сделаем.

Бессмертие по своему смыслу – вечная, нескончаемая жизнь. Смерть – это факт окончания жизни и процесс её прекращения, завершающий эпизод жизни. Ключ к пониманию и смерти, и бессмертия лежит в понимании жизни.

Более того, рассматривая происхождение и сущность жизни, мы увидим, что между смертью и бессмертием нет конфликта и противоречия. Смерть и бессмертие – всего лишь разные качественные характеристики жизни, не более того. Чтобы правильно понять природу жизни, необходимо выяснить, что такое смерть.

1. Иллюзия смерти

Смерть – главная иллюзия, созданная человеком. Она является порождением ложных представлений нашего самосознания о своей природе, о том, кто мы есть. Ощущение отдельности от мира и убеждённость в ограниченности своего существования – результат самоидентификации – “я есть тело”. В этом случае смерть тела означает неотвратимый конец жизни и окончательное “исчезновение нашего Я”.

Неправильные представления о смерти порождают противоречивые представления о жизни. Но самое удивительное заключается в том, что непротиворечивое, правильное понимание значения смерти очень логично и безальтернативно подтверждает наше индивидуальное бессмертие.

Смерть лишь доказывает существование бессмертия. Вот такой парадокс, который очень точно сформулировал преподобный Антоний Великий, (89, 71): “Смерть для людей, кои понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть”.

Главная проблема в том, что очень немногие люди готовы понять, что никакого противоречия здесь нет. Пока человек считает себя телом – он “простец” по определению преподобного Антония Великого. “Простец” в данном случае – заблудившаяся в физической реальности душа, обладающая затуманенным, ложным самосознанием.

Самое интересное в данной ситуации то, что для разрешения парадокса смерти и осознания индивидуального бессмертия, даже в интуитивном прозрении нет необходимости, достаточно обычной логики. Сам процесс умирания тела всё объясняет. Не понять происходящее во время смерти можно только в одном случае, если тот, кто умирает или наблюдает за процессом смерти, отказывается видеть очевидные факты.

Что, впрочем, тоже вполне объяснимо и предельно логично, поэтому и повторяется в подавляющем большинстве случаев. Причины нашей неспособности понять иллюзорность смерти следующие:

  1. Ложное убеждение – “я есть тело”.
  2. Предельная, критическая важность самого события смерти.
  3. Понимая неизбежность смерти, мы всегда, хотим этого или нет, примеряем её на себя. Нас пугает непредсказуемость и неопределённость этого события.
  4. Неприятие реальности смерти вызывает у нас негативное эмоциональное переживание, что не способствует взвешенной, критической оценке самого процесса.
  5. Даже искренне верующие люди смеют лишь надеяться, что смерть это не конец жизни.
  6. К сожалению, по разным причинам ни религия, ни философия, ни наука не способны дать понимание того, что происходит с нами во время и после смерти.

Весь накопленный индивидуальный жизненный опыт и практически весь доступный нам опыт человечества свидетельствует о том, что смерть – если не зло, то, как минимум, крайне неприятное событие, а бессмертия не существует, потому что смерть неизбежна. Поэтому для большинства людей взаимосвязь смерти и бессмертия – это оксиморон – “умная глупость” на древнегреческом языке.

Давайте разбираться, как нам разрешить все эти, на первый взгляд, неразрешимые парадоксы. И начнём мы, как это ни странно, с одного из общепринятых определений смерти.

“Философский энциклопедический словарь” 2010 года даёт очень точное определение того, что такое смерть: “естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы”.

В нём напрямую утверждается, что смерть – это прекращение влияния неких сил, управляющих жизнедеятельностью тела, и переход его под действие законов, определяющих правила существования неживого материального мира. Не расшифровывая и не объясняя этот процесс, что, впрочем, тоже закономерно.

Философия, а тем более наука в широком смысле этого слова, оперируют в основном определениями явлений, которые человек может наблюдать, описать и встроить в своё уже существующее миропонимание.

Ни философия, ни наука даже не пытаются исследовать источник и причины появления жизни, законы, которым она подвластна, а также причины и способ её исчезновения из мира материального. В лучшем случае они выявляют закономерности происходящих процессов, характерных для проявления жизни в физической реальности.

Трудно их осуждать за подобный подход к изучению такого явления как жизнь. Инструменты, которые они используют, просто не предназначены для познания истинной природы жизни. Логика бессильна там, где не хватает фактов для построения непротиворечивых умозаключений.

Надо отдать должное смелости вышеприведённого определения смерти, которое однозначно фиксирует прекращение влияния на умершее тело неких “животворящих сил” и передачу его под действие привычных законов физики и химии. И косвенно признаёт тот факт, что тело само по себе неживой объект, а живым, в нашем понимании, его делало нечто непостижимое. То, о чём в обществе учёных и философов материалистов говорить не принято.

Данное понимание смерти, пусть и опосредованно, утверждает, что жизнь управляется другими законами, которые действуют в другой, нефизической реальности и для нас невидимы и непонятны. Уже этого достаточно, чтобы сделать логичный вывод – нечто, дарующее жизнь, в процессе смерти уходит из тела в некий другой мир.

Очень важно понять, что пока эта “животворящая сила” воздействуют на тело, оно в большой степени не подчиняется законам неживого материального мира. По крайней мере, на него не распространяется один из фундаментальных физических законов – закон не убывания энтропии. Который утверждает, что любой изолированный материальный объект, в нашем случае это отдельный организм, подвержен нарастанию внутреннего хаоса – распаду.

Логично предположить, что тело, пока живёт, либо не изолированно, либо оно не является исключительно материальным объектом. Отличия живой материи от неживой мы подробно рассмотрим в следующем разделе, когда будем выяснять природу жизни. Пока достаточно отметить, что рождение, жизнь и смерть любого организма подчинены законам, которые неприменимы к неживой материи.

 Очевидно, что “животворящая сила” обладает способностью создавать и поддерживать существование сложных структур, которые по своим характеристикам и процессам, в них происходящим, сильно отличаются от любой формы неживой материи. После прекращения взаимодействия “животворящей силы” с телом, оно превращается в то, чем изначально является – сложно устроенной неживой материей.

Таким образом, смерть тела – это возвращение избыточно сложных материальных структур, сотворённых “жизнью”, в исходное состояние. Причём скорость распада организма после смерти намного превосходит возможное его повреждение в случае, например, голода, жажды, болезни. Это может означать только одно, смерть – полное прекращение взаимодействия физического тела с некой неуловимой в нашем мире силой.

Если мы по какой-то причине не можем отследить и зафиксировать данную энергию, это не значит, что она не существует. В данном случае логическое умозаключение, подтверждённое очевидными фактами, является косвенным доказательством существования нефизической формы жизни.

Причём для этой формы жизни, смерти просто не существует. Она в этом смысле – бессмертна по определению. Данное утверждение поддерживают все религии мира, принявшие это знание на уровне интуиции, и передающие тем, кто не способен обрести его понимание самостоятельно, как предмет веры. Наша задача – дать непротиворечивое объяснение и обоснование всем процессам, которые мы называем жизнью, смертью, бессмертием – понять их.

Если, с точки зрения Творца жизни, смерти не существует, тогда получается, что смерть – иллюзия созданная людьми.

Вывод. Смерть не имеет отдельной сущности и природы. Смерть – это просто отсутствие жизни, как нет тьмы, есть отсутствие света. Если Солнце скрылось за горизонтом – это не значит, что оно умерло.

Смерть тела – это необходимое условие для очищения самосознания от иллюзий и заблуждений, накопленных индивидуумом на протяжении всей жизни. Смерть мгновенно и неизбежно отделяет живое от неживого и меняет самосознание – “я есть тело”, на самосознание – “я есть душа”. Без этого события наша индивидуальность не сможет воссоединиться с Творцом. В большинстве случаев освобождение от тела – это пропуск для возвращения нашего Я Домой.

Смерть – это момент ухода жизни из определённой точки физической реальности, за пределы ограничений пространства и времени. Не более того. При этом “умирает”, а точнее возвращается в своё естественное состояние, “что”, а не “кто”. Умирает не жизнь, а посредник между мирами живым и неживым. Смертна, конечна и разрушима – временная, материальная оболочка нашего Я – тело.

Смерть – событие исключительно материального мира, за его пределами – она невозможна.

Смерть – это процесс прекращения “животворящего” взаимодействия души и тела.

Решение о завершении своего пребывания в материальном мире осознанно или неосознанно принимает душа. Причины и особенности подобного выбора определяются взаимодействием воли самосознания с энергией Блага. Это очень сложная тема, которую непросто объяснить в рамках действующих в нашем мире понятий. Мы её рассмотрим в самых общих чертах, когда будем разбирать концепцию непротиворечивой метафизики.

А пока, нам важно понять, что появление жизни в материальном мире и уход её за пределы этого мира – взаимосвязанные события, обусловленные единой идеей, волей и энергией сотворения. Жизнь приходит в наш мир из другой, нефизической реальности и возвращается в неё после смерти своего посредника – тела. Рождение и смерть – это всего лишь фазы перехода вечной жизни через границу между мирами.

Мы выяснили, что значение смерти тела для жизни нашего самосознания сильно преувеличено. Теперь нам предстоит сделать следующий шаг на пути к бессмертию – понять природу жизни. Бессмертие – одно из многих свойств жизни. Невозможно увидеть, понять и принять бессмертие, не понимая, что такое жизнь.

2. Истинная природа жизни

Жизнь – это главная тайна мироздания, непостижимая загадка для науки, философии и религии.

В мире физическом человек, доверив своё познание материалистической науке, фактически запретил исследование жизни. Жизнь непредсказуема и неповторима в своих проявлениях, поэтому её невозможно понять, опираясь исключительно на логику и воспроизводимость эксперимента.

В мире метафизическом, который воспринимается человеком на уровне интуиции, жизнь есть прямое проявление Бога, а значит, с точки зрения религии, непостижима в принципе и может быть только объектом веры.

Но самое забавное заключается в том, что Источник жизни – Творец всего сущего тоже очень хотел бы узнать, что такое жизнь. Человек собственно для этого и создан. Мы инструмент познания жизни, а значит, самопознания Бога. Не более, но и не менее того.

В этом смысле сейчас мы займёмся предельно богоугодным делом – выясним природу жизни и её взаимосвязь с бытием сознания.

Непротиворечивое миропонимание позволяет решать правильно поставленные задачи любой сложности. В названии данного раздела обозначена основная и неразрешимая проблема науки и философии. Неразрешима она потому, что её решение находится за пределами привычной физической реальности, в области метафизики.

Непротиворечивая картина мира естественным образом, самим своим существованием разрушает все возможные противоречия и противопоставления. В её рамках они теряют всякий смысл, становятся тем, чем они являются на самом деле – иллюзиями и заблуждениями. Их участь – исчезнуть за ненадобностью.

В контексте заданной темы нам будет достаточно задать себе один ключевой вопрос: каким образом и откуда в нашем мире появляется жизнь? Ответив на него, мы сможем, насколько это вообще возможно, понять природу жизни. Напомню, что правильные, истинные представления о чём-либо не могут содержать внутренних противоречий.

Начнём наше исследование с решения более простой задачи. Выясним, что объединяет и что различает живое и неживое в окружающей нас действительности.

С неживой материей всё достаточно ясно. Материя – это различные виды энергии. Существует всего два основных, универсальных закона, которые описывают правила существования любых объектов физического мира. В очень упрощённом виде они выглядят следующим образом.

  1. Закон сохранения энергии, который говорит о том, что энергия, а значит и материя, не может появиться из ничего и не может никуда исчезнуть без следа.
  2. Закон возрастания энтропии, который утверждает, что замкнутые материальные системы или объекты стремятся к энергетическому равновесию внутри себя путём распределения и увеличения внутреннего хаоса.

Ещё раз повторю, это очень примитивные формулы основных законов материального мира, но именно в таком виде они наиболее наглядно покажут нам разницу между неживым и живым.

Неживая материя подвержена исключительно качественному преобразованию, изменению формы существования. Количество энергии в замкнутой материальной системе неизменно. Материальный объект или энергия не может появиться из ничего и не может исчезнуть из физической реальности.

Любой материальный объект существует в рамках строго определённого внутреннего и внешнего энергетического взаимодействия, которое описывается законами физики или химии.

Всё живое в нашем мире имеет материальную форму, но энергетические процессы, происходящие внутри живого организма, невозможно описать исключительно законами физики или химии. Каждый организм уникален. Науке не известны правила, по которым из неживых атомов и молекул формируются сверхсложные, саморазвивающиеся живые структуры.

Материя существует всегда, меняется только форма её проявления, а жизнь произвольно возникает и непредсказуемо исчезает из физической реальности.

Как, откуда и по каким законам появляется жизнь в материальном мире официальной науке неизвестно. Самозарождение жизни из неживой материи – это очень странная, придуманная от безысходности, антинаучная по своей сути гипотеза, которую невозможно ни логически обосновать, ни подтвердить экспериментально.

Разница между неживым и живым очевидна.

Правила существования неживой материи существуют в виде познаваемых нами законов физики и химии – это знания.

Правил существования жизни либо не существует, либо они являются внутренне противоречивыми теориями, которые не подтверждаются практикой – это фантазия, не более того.

А если добавить к этим различиям упомянутое выше определение смерти, которое обращает наше внимание на то, каким образом умершее тело сразу после смерти превращается в объект неживого мира. В том смысле, что оно мгновенно подчиняется законам сохранения энергии и возрастания энтропии. Становится понятно, что жизнь имеет природу, принципиально отличающуюся от неживой материи.

Напомню, неживая материя – это энергия. Жизнь проявляется в нашем мире путём взаимодействия с этой энергией. Из данного факта можно сделать естественное логичное заключение, что жизнь – это определённый вид энергии, родственный неживой энергии. Они имеют общий источник первоначального происхождения, поэтому способны взаимодействовать между собой.

Мы можем наблюдать и анализировать проявление жизни, как в физической реальности – жизнедеятельность различных организмов, так и в нефизической реальности – сны. Наши сны – это проявление жизни за пределами тела, за пределами ограничений пространства и времени.

Всё, что мы знаем о жизни, можно обозначить следующим образом.

  1. Жизнь в материальном мире – это всегда сотворение новых, неповторимых, сложно организованных структур, объектов и субъектов – один из способов создания физической реальности.
  2. Жизнь в нематериальном мире, например во сне – это сотворение нашим сознанием новых образов, событий и ситуаций – способ создания нефизической реальности.
  3. Появление и окончание проявления жизни в материальном мире непредсказуемо для стороннего наблюдателя.
  4. Закон, определяющий жизнедеятельность организма – воля его создателя.
  5. Форма жизни напрямую зависит от присущего ей вида сознания.

Вывод. Форма существования жизни в нематериальном мире – это чистая энергия сотворения, направляемая волей сознания.

Форма жизни в материальном мире – ограниченная пространством взаимодействия и временем существования организма энергия сотворения, направляемая волей сознания.

Источник жизни находится за пределами физической реальности. Для взаимодействия с материальным миром он нуждается в посреднике. Таким посредником является живой организм – тело, которое, являясь по своей сути материальным объектом, благодаря возможности непосредственного взаимодействия с энергией и волей сознания, получает функцию субъекта. Причём применительно к человеку – субъекта, наделённого абсолютной свободой воли.

В любом случае жизнь – это некая нефизическая энергия, обладающая сознанием и волей к творчеству. А значит, жизнь – бессмертна, потому что энергия по определению умереть не может.

При этом главное, что нам следует понять: жизнь человека – это способ индивидуализации уже существующего бессмертия, способ индивидуализации Творца. Особенная ценность жизни в материальном мире определяется способностью к обретению индивидуальности, которая не имеет смысла без возможности её сохранения навсегда.

Индивидуальное бессмертие не только возможно, оно – практически неизбежно. И нашему самосознанию, нашей душе придётся очень постараться, чтобы окончательно исчезнуть.

Но даже самоуничтожение души не приводит к её смерти. Жизнь умереть не может, в этом случае она обезличивается, происходит деиндивидуализация энергии сотворения, исчезает самосознание, управляющее волей. Энергия жизни возвращается в своё исходное состояние и начинается очередная попытка сотворения правильного самосознания – новой индивидуальности.

Жизнь бессмертна благодаря Источнику своего происхождения. Нам осталось выяснить способ реализации и смысл индивидуального бессмертия.

3. Концепция бессмертия

Мы убедились, что смерть – это иллюзия, и выяснили природу жизни, осталось осознать, а значит, понять и принять своё индивидуальное бессмертие. Бессмертие по своему смыслу – это характеристика жизни, точнее, характеристика истинной, вечной жизни.

Источник жизни – Создатель, Дух, Парабрахман и т.д. Жизнь – это специфическая форма нефизической энергии, которую мы ощущаем как силу любви и благодарности. Непременный атрибут жизни – та или иная форма сознания. Сознание находится за пределами физической реальности, но с помощью тела взаимодействует с ней. Поэтому жизнь бессмертна по определению.

Если мы говорим об индивидуальном бессмертии, необходимо уточнить, бессмертие кого или чего имеется в виду.

Напомню, человек одновременно – Дух, душа и тело. Каждая из его составляющих обладает качественными характеристиками, а значит, является чем-то. Где среди этих сущностей прячется индивидуальное Я, мы уже выяснили ранее. Носитель индивидуального бессмертия – душа.

Самосознание – наше “кто”, принадлежит душе и Духу, а значит, умереть не может. Умирает “что” – тело, которое к самосознанию имеет косвенное, опосредованное отношение. Тело – всего лишь временный инструмент самосознания для взаимодействия с материальным миром.

При этом очень важно понимать, что именно память делает нас кем-то. Если мы не помним, кто мы – значит мы никто. В этом случае нас, как отдельной, целостной, самостоятельной и самодостаточной сущности, не существует.

Самосознание обладает способностью не только оценивать и понимать происходящее, но и помнить свою самоидентификацию. Что собственно и позволяет нам воспринимать себя обособленной индивидуальностью. Самосознание – высшая форма жизни, наиболее сложное её проявление.

Индивидуальное бессмертие – это бессмертие самосознания. Точнее, его способность: сохранять в своей памяти всё пережитое, всю свою жизнь после смерти тела; помнить себя всегда.

Бессмертие изначально – это свойство Духа, а не души. С точки зрения религии душа бессмертна по благодати Божьей до тех пор, пока она не утратит связь с источником своего появления – Духом.

Бессмертие – неизменный атрибут Духа и качество осознавшей себя души. Душа бессмертна по происхождению, а “смертна” по своему волеизъявлению. Она сама выбирает: принять бессмертие, принадлежащее ей по праву, или отвергнуть его.

У подобной точки зрения есть простое и логичное объяснение. Дух – источник силы сотворения, а значит, причина существования всего, жизни, в том числе. Душа живёт, пока способна принимать энергию Блага, пока она не конфликтует с ней, пока их энергии не противоречат друг другу.

Бессмертие или “смерть” души – всегда результат её осознанного или неосознанного выбора. Каждая мысль, решение, действие формирует нашу индивидуальность – систему убеждений, опыта, понимания. Что сами сотворили с собой, пребывая в материальном мире абсолютной свободы, то и получим при переходе в мир нематериальный. Всё закономерно и справедливо.

Удивительно, но страх – результат категорического неприятия смерти, отравляет нашу земную жизнь и способен уничтожить бессмертную нефизическую сущность – душу. Понимание смысла смерти, избавление от иллюзии страха позволяет стать бессмертным здесь и сейчас.

Реализуется отказ от страха смерти через осознание своего истинного Я и путём её принятия, как необходимого условия для бесконечного сотворения и расширения мира. Правильное понимание происходящего – причина бесстрашия, которое в свою очередь является обязательным условием для осознания индивидуального бессмертия.

Бессмертие – это не мечта, порождённая страхом неизбежной смерти. Индивидуальное бессмертие нашего самосознания – это критическая для существования всего мироздания необходимость. В противном случае существование самого мира теряет смысл. Без возможности сохранить всё пережитое нами навсегда, он не имеет никакого значения.

Наша жизнь похожа на кинопроизводство. Мы строим декорации, приглашаем сценаристов, режиссеров, актёров. Устанавливаем освещение и аппаратуру для съемки. Играем друг с другом и с окружающей действительностью. Завершаем весь процесс – нашу жизнь. После чего наступает смерть, которая с точки зрения науки и материалистической философии созданную нами видеозапись должна уничтожить. Возникает закономерный вопрос. Зачем тогда всё это было делать, если ничего не осталось?

Задача кино – фиксация переживаний героев в различных ситуациях, созданных ими образов, идей. Наша жизнь – тоже кино, у которого есть свой сценарист, режиссер, актёр и зритель. Память уникального индивидуального самосознания – достаточно ценный продукт для Творца, чтобы принять его и хранить всегда.

В этом и заключается смысл бессмертия жизни вообще и самосознания в частности. Подробно предназначение человека мы рассмотрим в следующей книге, а пока отметим, что именно так работает принцип индивидуализации, роста и усложнения Создателя. В два этапа. “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом” – святитель Афанасий Великий (2, 133).

  1. “Бог стал человеком…” – человек родился, сознание обрело тело и началось формирование индивидуального самосознания. Так происходит всегда.
  2. “…человек стал богом” – человек умер, самосознание освободилось от тела. Тут всё гораздо сложнее, возможны варианты, которые зависят от нашего волеизъявления. Их мы уже обсуждали ранее.

Можно ли “стать богом” не умирая? Ответ на этот вопрос интересен, но необязателен, непринципиален.

Осознание – это универсальный ключ к пониманию всего. Как им пользоваться и с какой целью – каждый выбирает самостоятельно.

Важно понять следующее. Человек – функция Бога, но, благодаря свободе воли, привилегия регулировать взаимоотношения с Творцом принадлежит человеку. Результат взаимодействия с Создателем будет разным, в зависимости от того, осознанно или неосознанно мы это делаем. Оптимальным он будет при одном условии, эту возможность необходимо осознать – увидеть, понять и принять.

Осознание себя настоящего, обретение бесстрашия и принятие индивидуального бессмертия – всё это предельно взаимосвязанные и взаимозависимые события. Страх в некотором смысле – это всего лишь тест на осознанность. Страх не позволит принять бессмертие. Не приняв бессмертие, мы не сможем отказаться от страха. Только осознание способно разорвать замкнутый круг ложных убеждений. Другого пути нет.

Естественный путь осознания себя, просветления, обожения следующий:

  1. Осознание – “я есть самосознание души”.
  2. Обретение бесстрашия.
  3. Понимание и принятие индивидуального бессмертия.

Последний пункт обязателен. Он означает подтверждение и завершение перехода в состояние осознанности.

Путь к осознанности, бесстрашию и бессмертию определён, но как узнать, на каком этапе этого пути мы находимся? Ответ предельно логичен. По промежуточному и конечному результату, по мироощущению души.

Итак, мы осознали своё индивидуальное бессмертие, поняли это. Что дальше? Что изменилось в нашей жизни? Что изменилось в окружающей действительности?

Ответ прост и очевиден – всё. Для тех, кто уже попробовал, и у них получилось, ничего объяснять не надо. Для тех, кто пока не решился выйти за пределы страха и смерти, поясним, к каким последствиям приведёт этот шаг.

Осознание – это понимание. Осознание бессмертия – понимание своего индивидуального бессмертия. Узнать, что ты не можешь умереть, безусловно, приятно и очень полезно для земной жизни. Но, как мы не раз отмечали, полный цикл взаимодействия с реальностью – увидеть, понять и принять её.

Без принятия новой реальности ничего в нашей жизни не изменится. И есть только один способ изменить окружающую действительность – это изменится самому. Иначе никак.

Понять, как воспринимают мир бесстрашные и бессмертные сущности, достаточно просто, если есть воображение и склонность к логическим рассуждениям. Бесстрашие подразумевает полное отсутствие ожидания будущих неприятностей. Бессмертие отрицает любую суету и гарантирует реализацию любых желаний. Оба этих качества буквально заставляют жить здесь и сейчас.

Ощущение неуязвимости и беспредельности самосознания переводит нас в состояние – “мир внутри меня”. И приходит умиротворение – идеальное состояние души, абсолютное единение с миром здесь и сейчас, полное его принятие. Более комфортной формы существования представить себе невозможно.

Счастье – это оптимальное, эталонное состояние души. Оно всегда в настоящем. Нет прошлого счастья – это всегда лишь приятное воспоминание о пережитых ощущениях – приятная иллюзия. Нет будущего счастья – это лишь фантазия, предвкушение возможных радостных событий – иллюзия. Истинное счастье всегда и только – здесь и сейчас.

Но люди странные существа, по большей части они вначале жизни живут в ожидании ещё несбывшегося, а в конце жизни в воспоминаниях о ней. И то и то – жизнь в иллюзии. Своего рода либо возбуждающий наркотик, либо обезболивающее лекарство.

В этом нет ничего плохого или странного, воображение и память позволяют украсить и облегчить нашу жизнь. Вопрос в степени концентрации внимания. Избыточная фокусировка на будущем или на прошлом уничтожает настоящее. К счастью, или к сожалению, так устроен человек.

Человек, считающий себя смертным телом, спешит жить, надеется на будущее и одновременно боится его. А когда понимает, что с возрастом уровень ожиданий естественным образом уменьшается, пытается найти утешение в прошлом, в воспоминаниях.

Жизнь в состоянии погони за миражом – выбор большинства людей. Выбор не осознанный, но предельно предсказуемый. Это закономерный итог влияния противоречивых убеждений – заблуждений.

Человек, осознавший себя, принявший бесстрашие и бессмертие, как закономерные атрибуты своего истинного существования, живёт в вечном “сейчас”. В действующей реальности, которая является результатом его волеизъявления. Окружающая действительность в этом случае – просто часть его внутреннего мира.

Умиротворение и счастье здесь и сейчас, одновременно означает – везде и всегда.

Понимание справедливости происходящего позволяет обрести бесстрашие. Этого достаточно, чтобы спокойно и с любопытством встретить приближение смерти тела – переход на другой этап своего существования и развития.

Осознание индивидуального бессмертия – ключ от вечности, который даёт право самому принимать решение, когда и как произойдёт переход от человека к Богу.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий