Загадка нашего Я

Вы так привыкли думать о себе как о теле, имеющем сознание,

что просто не можете вообразить сознание, владеющее телами.

Нисаргадатта Махарадж

Загадка нашего Я

Без понимания того, что собой представляет наше Я, не имеют смысла ни философия, ни религия, ни сама жизнь. Поэтому даже попытка разобраться, что же такое – Я, как оно появляется, где хранится и куда исчезает – бесценна. Она поможет определиться с точкой отсчёта и конечной целью нашего существования, а значит, позволит принимать правильные решения в любых обстоятельствах.

Несмотря на бесконечное разнообразие мнений о природе самосознания человека, существует всего три возможных варианта его самоотождествления.

  1. Отказ от самоопределения – мне всё равно, кто я.
  2. Очевидный, но неправильный выбор – я есть тело, обладающее сознанием.
  3. Правильная, но не очевидная самоидентификация – Я есть сознание, которому принадлежат многие, произвольно сменяемые тела.

Хотим мы этого или нет, сознательно или бессознательно выбирая любой из них, каждый из нас принимает самое главное решение в своей жизни. От него зависит не только способ мировосприятия человека, но и его судьба. Смысл и результат его жизни.

Парадокс в том, что подавляющее большинство людей об этом даже не задумывается. Удивительно, но существа, изначально наделённые сознанием, предпочитают жить бессознательно – по умолчанию. Вроде бы зрячие, но живут как слепые. Не будем им мешать. Отказ от выбора – это тоже выбор.

Человек, добровольно ограничивший самосознание исключительно телом, делает своё земное существование очень сложным, трудным и мучительным. Так как в основании подобного решения лежит категорическое неприятие большей части себя самого. А отрицание действующей реальности в любой форме автоматически создаёт множество проблем.

Напомню, наше право абсолютно свободного выбора компенсируется безусловной ответственностью за его последствия. Так устроен мир.

Тот, кто захочет и сможет увидеть, понять и принять себя настоящего, получит ответы на следующие исключительно важные, фундаментальные вопросы. Кто мы? Откуда, каким образом и зачем приходим в этот мир? Что с нами происходит после смерти?

Тем, кому интересно, кто мы есть на самом деле, предлагаю внимательно рассмотреть себя в зеркале непротиворечивой картины мира. Но сначала необходимо разобраться с терминологией. Перечислим несколько общепринятых понятий, которые мы в дальнейшем будем использовать для самоидентификации: человек, сознание, самосознание, личность, индивидуальность, душа.

Энциклопедические и философские словари дают им следующие определения.

Человек – главная тема философии, центральная проблема всех философских школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.

Сознание – состояние индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, разум.

Самосознание – это осознание существования собственного Я и принадлежащих ему состояний сознания.

Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности. Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – отдельный и самостоятельный носитель деятельности, сознания и познания.

Личность в своём первоначальном значении – это маска, роль, исполняемая актёром в греческом театре (устаревшая русская – “личина”). Личина – маска, образ, намеренно созданный тем, кто хочет скрыть свою истинную сущность.

В христианстве личность понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера, синоним нематериальной души.

Индивидуальность (от лат. individuum – нераздельное целое) – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Отличительные признаки отдельного существа, отличающие его от других особей его вида и делающие его уникальным.

Душа, согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям – бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

“Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом” – преподобный Иоанн Дамаскин.

Религия наделяет душу человека следующими качествами и характеристиками:

  1. Самостоятельна.
  2. Целостна (неразделима на части: ум, чувство и волю).
  3. Нематериальна, бестелесна.
  4. Обладает свободой воли.
  5. Деятельна.
  6. Не имеет пола и не является двуполой.
  7. Бессмертна по благодати Божьей.
  8. Сотворена из ничего.
  9. Разумна.
  10. Обладает самосознанием.

Вывод. С точки зрения философии и религии: человек, самосознание, сознание, личность, индивидуальность, душа – всё это либо синонимы, либо взаимосвязанные и взаимозависимые качества одной и той же сущности. Используя всю совокупность перечисленных определений, её можно описать, как неопределённость, которую невозможно конкретизировать с помощью однозначных понятий, обладающую трудно представимыми характеристиками. Забавно, правда?

Удивительно, но набором строго установленных качеств, пусть и несколько неоднозначных, обладает только душа – предмет веры. А это значит, что все они не более чем допущение.

Что ещё более странно, наука, которая базируется на последовательном материализме и считает, что человек – ограниченный набор биологических и социальных функций, не в состоянии дать ему исчерпывающее определение. Если объект научного исследования конечен, то его можно точно описать, если это сделать невозможно, значит, вы чего-то не понимаете.

Расширяет представления о человеке философия, честно и прямо утверждая, что человек бесконечно сложен, а значит, с её точки зрения, принципиально непознаваем. Всё логично. Невозможно описать и понять безграничную неопределённость.

Ещё раз напомню, маленькое и отдельное не может воспринять и познать невообразимо огромное и внутренне взаимосвязанное. Если мы – тела, обладающие сознанием, то наш удел – предположения и догадки, не имеющие ничего общего с действительностью.

Чтобы увидеть невидимое и понять непонятное, надо всего лишь изменить точку восприятия мира – выйти за его пределы. А для этого придётся перестать бояться разрушения привычной реальности и открыть глаза. Ничего страшного и сложного в этом нет. Менять свою правду, свои убеждения интересно и очень полезно.

Используя инструментарий непротиворечивой картины мира, приступим к самопознанию самосознания. И начнём с констатации того факта, что все определения нашей самоидентификации: человек, личность, индивидуальность и душа объединяет наличие у них сознания.

Без самосознания самоотождествление в принципе невозможно. Но человек – это сложно устроенная триединая сущность – Дух, душа и тело. Поэтому необходимо выяснить, откуда появляется самосознание нашего Я, как оно формируется, где находится, каковы его характеристики и что с ним происходит после смерти человека.

1. Я – личность

 Личность – это представление о том, кто мы есть в действующих обстоятельствах, в определённый момент времени. С точки зрения безусловной непротиворечивости мира, личность – это отражение нашего сознания в зеркале индивидуальной реальности. Течение времени делает наблюдаемое изображение изменчивым, а ограниченное пространство окружающей действительности обособленным.

С одной стороны, личность – это самое ценное, что у нас есть, с другой – иллюзия. Почему? Давайте разбираться.

Для человека нет ничего важнее его жизни, жизни его я. Если я есть, значит, есть жизнь. Нет меня – нет жизни.

Личность – стоп кадр нашего Я, фиксирующий взаимодействие внутренней и внешней реальностей. Она является очевидным и безусловным подтверждением самого факта нашего существования. Потеря личности означает исчезновение всего, что нам дорого.

С ценностью разобрались, теперь рассмотрим некоторые качества и характеристики личности, позволяющие говорить о ней, как об иллюзии. У данной особенности нашей личности есть простое объяснение – она существует только здесь и сейчас. Вчера она была другой, а завтра будет.

Личность, как отдельный образ, постоянно меняется в зависимости от накопленного жизненного опыта и выбора способа взаимодействия с изменчивой окружающей действительностью. Меняется и сам наблюдатель, и зеркало, отражающее его представления о себе.

Личность – результат субъективной оценки индивида внутренним или внешним наблюдателем. Или, иными словами, личность – это текущее представление о роли, исполняемой актёром в разных пьесах и декорациях, им самим или зрителями.

Одна и та же личность в процессе общественных отношений воспринимается другими людьми всегда по-разному. Во время взаимодействия друг с другом мы проявляем свою внутреннюю сущность ограниченно, частично, с той или иной степенью глубины и достоверности. Именно поэтому личность другого человека рассматривается нами, как некая исполняемая им роль – неполноценная, искажённая обстоятельствами маска.

Личность – это временный, необъективный и неправильный образ нашего Я – иллюзия, созданная фрагментированным, ограниченным сознанием человека. Маленький элемент мозаики, не имеющий смысла, вне контекста общей картины мира.

Сознание человека состоит из множества сформированных им образов внутренней и внешней реальностей. В единое целое мировосприятие их объединяет память. Память – это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. Без неё самосознание нашего Я не существует.

О том, что такое память, где она хранится, и что с ней происходит после смерти, мы поговорим чуть позже. А пока рассмотрим особенности взаимодействия личности и памяти.

Наше восприятие себя и мира постоянно меняется – мы каждый день новые. Но, совершая некоторое усилие, можем вернуть себе на некоторое время своё бывшее Я. Вспоминая, мы временно и частично становимся прежними, не меняя при этом текущее Я.

Раздвоение личности? В какой-то мере это так и есть. А можно растроение устроить? Например, одновременно глубоко переживать два прошлых состояния, полностью осознавая себя нынешнего. Это невозможно. Не верите? Попробуйте, но не перестарайтесь, можно выпасть из реальности навсегда.

Проведём эксперимент. У нас два глаза, попытайтесь заставить себя рассматривать каждым отдельный предмет. По очереди – легко, одновременно – не получиться. Это явление связано с фокусировкой внимания. Точка, с которой воспринимается мир, может быть только одна и воспринимаемый образ тоже один. Итого две точки концентрации внимания: наблюдатель и наблюдаемый объект.

Максимум, на что способен человек, это осознавать себя, фиксируя точку наблюдения, и наблюдать некий образ реальности: внутренней – воспоминания или внешней – окружающую действительность. Попытки выйти за пределы данного ограничения приводят к расфокусировке сознания и как следствие к нарушению целостности самосознания.

Ещё один пример. Представьте, вы сидите у костра и смотрите на горящий огонь. Наблюдатель один, наблюдаемый объект перед нами, а мировосприятие ускользает от нас. Причина проста, мы не в состоянии сконцентрировать внимание на пламени, которое быстро и хаотично меняет свою форму, поэтому не можем создать и запомнить его образ.

Текущая вода создаёт аналогичный эффект, вызывающий у наблюдателя, состояние транса – расфокусировки сознания. Оно любопытно тем, что в этот момент мы перестаём осознавать себя, как нечто обособленное от мироздания. Наше отдельное Я как бы растворяется – исчезает.

Многообразный, изменчивый мир наполнен подобными ловушками для нашего сознания. Поэтому в целях сохранения самосознания должна быть возможность в любой момент вернуться к одному из образов нашего Я, как правило, к крайнему по шкале времени – сейчас.

Для этого и нужна память. Впрочем, у неё множество других функций, но эта первичная и главная. Благодаря памяти мы способны сознательно существовать в материальном мире.

Память можно сравнить с проводом в гирлянде из ламп, которые зажигаются только благодаря надёжной связи с источником питания.

Без объединения в некую систему и без подключения к источнику энергии лампы не могут выполнять заложенную в них функцию. Точно также личность имеет ценность и смысл только как фрагмент индивидуальности – отдельный элемент общей внутренней реальности – памяти.

Вывод. Личность – это результат мгновенной фокусировки внимания нашего сознания на взаимодействии с внутренним или внешним миром. Стоп кадр, фиксирующий фрагмент нашей индивидуальности в виде субъективного образа внутренней реальности – самосознания, намертво впечатанный во внешние обстоятельства материального мира.

Личность появляется в результате взаимодействия тела и души, как прямое следствие влияния физических ограничений, таких как время и пространство, на мир нефизический, по определению этих ограничений не имеющий.

Без понимания и принятия своей обособленности от всего сущего личности не существует. Личность появляется только в теле и развивается вместе с ним. Поэтому она “насмерть” привязана к телу, после прекращения существования своего носителя она исчезает как отдельная сущность, как временный внутренний наблюдатель.

Осталось понять, кто этот наблюдатель, играющий роль личности, где он прячется при жизни и куда исчезает после смерти. Или не исчезает?

2. Я – индивидуальность

Рассмотрим, что такое индивидуальность человека, на примере собственной жизни. Мы привыкли считать себя отдельной личностью. Личность, как мы выяснили – это состояние и сущность нашего сознания здесь и сейчас, в данное конкретное мгновение и в определённых обстоятельствах.

А теперь попробуйте глубоко погрузиться в свои воспоминания и самоощущения, которые были вчера, год назад, десять лет назад и так далее. Вы с удивлением обнаружите, что чем дальше по шкале времени от сегодняшнего дня находятся наши представления о себе, тем больше они отличаются друг от друга.

По мере взросления меняются наши вкусы и предпочтения, желания и мечты, оценка одних и тех же событий. Меняется наше мировосприятие и миропонимание. В общем случае этот процесс происходит медленно и незаметно, но страдания и катарсис резко ускоряют его. Иногда происходят события, которые практически мгновенно и, как правило, очень существенно трансформируют нашу личность. Мы становимся совсем другими.

Но ведь это тоже мы. Как такое может быть? Разные личности, объединённые общей судьбой? Что их разделяет и что делает единым целым? Ответ прост и логичен.

  1. Разделяет время, обстоятельства, а также представление о своей обособленности от всего сущего. Смысл подобной фрагментации сознания с помощью пространства и времени в достижении разнообразия мировосприятия. Самосознание, привязанное к отдельному, временному, смертному телу позволяет последовательно создавать уникальную индивидуальную реальность.
  2. Объединяет память – способность вернуться в любой момент своей жизни. Если я помню себя, значит, это я и есть. Так происходит подтверждение самоидентификации своего Я. С помощью памяти мы удерживаем восприятие себя самого и всей своей жизни как единого, неделимого целого.

Таким образом, одновременно решаются две противоположные по смыслу задачи: создание неповторимого многообразия мировосприятия и сохранение целостности самосознания. Именно поэтому мы помним себя только в данном конкретном теле. Это добровольное самоограничение памяти самосознания, находящегося за пределами физической реальности, необходимое для его развития. Подробно разберём эту особенность души в следующем разделе.

А пока представьте на минуту, что современная наука права в том, что и сознание, и память человека – его личность и индивидуальность – результат деятельности мозга и хранятся там же. Это значит, что после смерти тела наше Я уничтожается полностью и бесповоротно. Сначала оно появляется из ничего, а затем превращается в ничто.

В таком случае случайность появления нашего Я и неизбежность его окончательного исчезновения делают само наше существование бессмысленным и бесполезным. Все события и переживания, все, что с нами происходит, существует только сейчас, в неуловимом мгновении. Вчера ещё ничего не было, а завтра возможно уже ничего не будет. Тогда нас в этом мире удерживает только страх неизвестности – смерти. Мы – иллюзия на пути из ниоткуда в никуда.

Странно, не правда ли? Ведь нам говорят, что в основании науки лежит материализм. Всё материальное познаваемо, имеет строго определённые характеристики, не может появиться из ничего и исчезнуть без следа. В объективной реальности действуют устойчивые и безусловные законы, в ней не могут нарушаться логика и причинно-следственные связи.

К сожалению, материализм – это философия с крайне избирательной точкой зрения на мир, позволяющей не замечать или игнорировать неудобные вопросы, на которые она не может ответить.

Без понимания того, что физика – это маленькая часть метафизики, мы не сможем выйти за пределы привычного, обыденного мировосприятия. Наука, основанная на материалистических представлениях о реальности, очень важна и полезна для облегчения нашего существования в материальном мире. Но не более того.

Отметим для себя, что материализм – это система самоограничения познания на определённом этапе развития человека. Он позволяет какое-то время считать всё непонятное несуществующим, но только до тех пор, пока вопросов не накопится слишком много. После чего неизбежно наступает разрушение индивидуальной реальности.

Тем, кого подобный исход не устраивает, предлагаю рассмотреть, что же такое индивидуальность в рамках непротиворечивой картины мира, которая объединяет физику и метафизику в единую концепцию, где они взаимно дополняют друг друга. Начнём с определений.

Личность – вспышка сознания, создающая образ внутренней и внешней реальности, необходимый промежуточный этап для формирования индивидуальности.

Индивидуальность – это общая совокупность всех однородных личностей отдельной и уникальной сущности – её память обо всём увиденном и пережитом.

Индивидуальность можно трактовать как память отдельного самосознания, в которой хранится всё его предыдущее существование.

Индивидуальность – это информационная копия всех, когда-либо происходивших внутренних процессов души.

Визуально индивидуальность можно представить, как бесчисленные бусинки наших воспоминаний и переживаний, нанизанных на общую нить памяти. А теперь, представьте себе, что где-то, в другом нематериальном мире эти нити памяти соединяются в единый узел. Из этой точки можно мгновенно переместиться на любую линию памяти, в любую точку – личность.

В том мире разделение и противопоставление принципиально невозможно. Именно поэтому в нём может существовать всё и всегда. Только если есть возможность хранить память вечно, появляется смысл существования отдельной индивидуальности.

Переход индивидуальности из состояния сейчас в состояние всегда обеспечивает развитие Источника всего сущего – Творца. Сохранение индивидуальности в вечной памяти – способ саморазвития, самопознания и самосотворения Бога. В этом смысле каждая из уникальных индивидуальностей – одна из форм существования Бога.

Индивидуальность, как единая, неделимая сущность, не может в полной мере себя осознать в материальном мире, так же как отдельная личность не может существовать в мире нематериальном. Причины этого очевидны.

Индивидуальность – совокупность всех личностей одного человека, как единое целое может осознать себя только в нефизической реальности, вне времени. Только там происходит дефрагментация сознания, и оно опять становиться всеобъемлющим, цельным.

“Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим” – Рабиндранат Тагор.

Личность – это стоп кадр индивидуальности, её отражение в мгновении времени, которого за пределами материального мира не существует. В иной реальности все личности единого самосознания сливаются друг с другом и становятся единым целым.

Сумма временных личностей внутри общей индивидуальности – различные состояния единой души. Отсюда можно сделать вывод, что душа в пределах одной жизни может вмещать в себя разные личности, а вне материального мира и различные индивидуальности. Так появляется состояние осознания – Я Есть Всё. Только Дух может быть Всем. Но об этом мы поговорим отдельно.

Пока сделаем промежуточный вывод. Индивидуальность – это запечатлённый памятью, результат взаимодействия тела, души и Духа.

Далее рассмотрим следующие вопросы. Как и зачем происходит это взаимодействие? Что такое сознание? Где хранится память?

3. Я – душа

Душа – это промежуточная, ограниченная форма существования Духа, наделённая отдельным самосознанием и памятью. Таким образом, происходит её адаптация к взаимодействию с материальным миром с помощью тела. Её предназначение быть посредником между физической и нефизической реальностями. Душа на разных этапах своего развития и существования проявляет различные качества Духа, соответствующие выполняемым функциям и задачам.

Душа создана путём самоограничения Духа через индивидуализацию самосознания и памяти – это компромисс между существованием отдельной личности и тотальным мировосприятием Бога, который есть Всё сущее.

Смысл подобного разделения Духа внутри себя на отдельные фрагменты заключается в самопознании и саморазвитии Творца. Если Бог есть всё, значит, Он не определён и, как следствие этого, непознаваем.

Чтобы познавать, необходимо наблюдать объект исследования. Материальный мир – это зеркало Бога, в котором он пытается рассмотреть Себя. Вселенная слишком маленькая для того, чтобы Он мог увидеть всё сразу, поэтому приходится рассматривать себя по отдельности, по частям.

Мы уже разбирали тот факт, что расширение, развитие, непрерывная и бесконечная эволюция возможна только в пределах пространства и времени, а сохранение её результатов – исключительно за пределами ограничений – в Духе.

Постоянное обновление и расширение материального мира – обратная сторона предельной устойчивости мира нематериального. Непрерывное сотворение недолговременного нового не имеет смысла без возможности сохранения результатов в вечности неизменного.

Этот процесс напоминает съёмки кино. Длительный, сложный, взаимосвязанный процесс, результатом которого, становится в данном случае выдуманный фрагмент жизни. Съёмочная группа ушла, через некоторое время они все исчезнут в бесконечном потоке времени, а кино останется если и не навсегда, то очень надолго.

Применительно к нашему Я, к индивидуальности, которую мы формируем на протяжении всей своей жизни можно утверждать то же самое – всё имеет смысл, если мы не исчезнем бесследно. А это возможно только в одном случае, если память о прожитой жизни хранится не в смертном теле.

Память отдельного самосознания, изолированная от Источника всего сущего, тоже не имеет никакого значения. Религия нисколько не ошибается, приписывая душе такое качество, как целостность самосознания. Но при этом необходимо понимать, что и это свойство души, и все без исключения остальные являются производными от качеств Духа.

В контексте заданной темы нас больше интересуют сознание и память, поэтому рассмотрим их более подробно.

Сознание и память – это атрибуты Духа, которыми он наделяет душу при её зарождении. Собственно говоря, душа – это и есть индивидуализированная сознательная энергия созидания. Её окончательное формирование – это результат последовательного и сложного взаимодействия души и Духа через тело с окружающей действительностью.

Отметим, что сознание и память – это неразделимые характеристики любого самосознания. Только одновременное наличие обоих качеств делает самосознание целостным, а само его существование возможным.

Когда душа приходит в тело, в нём появляется сознание и память. Когда она покидает его, то забирает уникальное самосознание, сформированную индивидуальность человека с собой, точнее в себе.

Без самосознания, без души тело человека не более чем животное, которое способно выполнять простейшие функции поддержания своей жизнедеятельности. Главное отличие человека от любого живого организма – наличие самосознания. Только благодаря душе человек способен осознавать свои мысли, поступки и прогнозировать возможные последствия.

Самосознание – это самоидентификация того, кто Я есть. У животных есть ощущение отдельности своего тела от окружающей действительности, но нет понимания кто они. Их сознание ограничено рефлексами выживания.

Сознание, обретая новое тело, развивается вместе с ним. Взаимодействуя с окружающим миром, формирует само себя, наполняется внутренним содержанием с помощью памяти.

У животных появляются новые рефлексы, у человека кроме этого – понимание кто он такой, представление о себе, образ своего Я. Животные не задумываются о своём месте и роли в мироздании. Только человек способен мучиться вопросами – кто я такой и зачем я здесь? Задавать их себе – значит выполнять главное поручение нашего Творца.

Так происходит самосотворение и самопознание индивидуального самосознания человека. После завершения этой работы результат необходимо предоставить тому, кто эту задачу нам поставил. Это произойдёт рано или поздно независимо от успешности её выполнения. По очень простой причине. Индивидуальность человека, его самосознание и память изначально не принадлежат этому миру, они по своей сути достояние и свойство Духа.

Причину и способ возвращения души к своему Создателю мы подробно рассмотрим позже, а пока отметим, что понимание особенностей происхождения и смысла существования нашего Я имеет очень важные и полезные в плане практического применения в этой жизни последствия. О них поговорим в следующей главе.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий