Природа Мироздания

Нельзя рассеивать страх о самом главном,

не постигнув природы Вселенной…

Эпикур

Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим.

Альберт Эйнштейн

Природа Мироздания

Сознание человека и окружающий его мир абсолютно взаимозависимы. Процесс взаимодействия человека и Мироздания – это предельно взаимосвязанный акт сотворения одновременно: и самосознания, и окружающей действительности. Реальность – проекция нашего сознания, а наше сознание – отражение реальности.

Подобное положение дел нелегко увидеть, понять и принять, ещё труднее сделать правильные выводы и научиться использовать во благо. Поэтому рассматривать данную тему придётся, начиная с самых основ, с фундаментальных представлений о мироустройстве, последовательно перемещая своё внимание от научных теорий к обобщающим и непротиворечивым философским концепциям – к пониманию.

Крайне сложно осознать, кто мы есть, не представляя, где мы находимся. Нельзя определить предназначение человека и его место в мире, не понимая, что такое – Вселенная и как она устроена. Место действия во многом определяет смысл и результат происходящего с нами.

Если мы не понимаем, как устроен мир, то наши взаимоотношения с ним будут хаотичны и, как следствие, разрушительны. Не желая того, мы сами наполним жизнь проблемами и страданиями, а её результат будет вызывать острые сожаления об упущенных возможностях.

В предыдущей главе мы выяснили, каким образом формируется понимание происходящего с нами и вокруг нас. Теперь пришло время уточнить общие принципы мироустройства. Для этого необходимо найти ответы на следующие вопросы.

Что мы знаем о реальности, в которой живём? Каковы основополагающие свойства Мироздания, в чём суть его природы? Почему окружающая нас действительность устроена именно так, а не иначе?

Начнём наше исследование с общепринятых представлений о мироустройстве. Наука, в меру сил и придуманных самоограничений, занимается познанием и человека, и мира. С точки зрения материалистической науки человек – порождение Вселенной. Тогда его качества – производные от базовых характеристик всего Мироздания.

Физическая реальность объективна и устойчива в своих проявлениях, которые мы наблюдаем и определяем как действие законов природы. Источник появления и Вселенной и человека один и тот же. У любого последствия есть причина, и они, безусловно, взаимосвязаны.

Поэтому, сформулировав основные принципы мироустройства, мы в некоторой степени выясним и происхождение Вселенной. Определив её происхождение, поймём предназначение не только окружающей действительности, но и человека.

Прежде чем рассматривать подобные фундаментальные вопросы, необходимо уточнить способы, с помощью которых были сформированы современные представления о реальности.

По сути, существуют всего две противоположные, исходные точки зрения, которые определяют метод восприятия и познания мира, способ и результат взаимодействия с ним. Очень упрощённо их можно обозначить следующим образом.

  1. Идеализм.
  2. Материализм.

Попробуем разобраться, как представляют себе окружающую действительность идеалисты и материалисты.

Мнение философов-идеалистов и представителей различных религий по поводу мироустройства мы очень подробно рассмотрим в следующих главах, где речь пойдёт о Творце и его творении. Пока отметим, что во всех идеалистических философских и религиозных учениях описан один и тот же алгоритм появления Мира, полученный путём интуитивного откровения.

Некто, абсолютно непостижимый, однажды из ничего сотворил Всё. А потом это Всё вдруг начало существовать и развиваться отдельно от своего Создателя. Как и зачем? Не нашего ума дело. Так Бог управил, а пути Господни неисповедимы. Данная концепция принципиально отрицает саму возможность понять, как устроен Мир.

В контексте рассматриваемой темы для нас будет гораздо интересней и поучительней рассмотреть представления учёных и философов-материалистов о базовых качествах и характеристиках Вселенной. Просто в силу того, что только наука пытается её исследовать и создавать пусть ограниченную и фрагментированную, но относительно достоверную картину Мира.

Сразу стоит отметить, что в рамках материалистической науки построить единую, непротиворечивую концепцию происхождения и устройства Вселенной – принципиально невозможно. У этого на первый взгляд спорного утверждения есть очевидное обоснование. Искусственно ограниченное мировосприятие и миропонимание не способно создать непротиворечивый образ безграничной реальности.

Напомню.

Знание – условно объективный результат познавательной деятельности человека в виде воспроизводимых логичных рассуждений и повторяемого опыта. Знание можно передать другим людям без искажений.

Понимание – это субъективная внутренняя убежденность, основанная на личной интуиции и на индивидуальном жизненном опыте. Оно может не соответствовать признакам знания. Понимание невозможно передать другому человеку без искажений. Им можно поделиться, но только в виде некритически воспринимаемой веры.

Знание и понимание – разные способы создания образа окружающей действительности. Знание можно передать другому человеку в той или иной форме, а понимание нет.

Поэтому учёные могут “знать” намного больше или напротив, намного меньше того, что понимают. Вот такой парадокс, в котором нет ничего удивительного, если непредвзято разобраться в принципах научного познания. Любое понимание, не имеющее экспериментального подтверждения, с точки зрения науки не более чем спорная гипотеза.

Воспроизводимый опыт и несокрушимая логика – инструменты познания мира учёными. Всё, что не имеет признаков знания и не может без потери смысла передаваться внутри научного сообщества, не имеет значения. А значит, автоматически исключается из построения научной картины мира.

Когда подобный максимализм приводит исследователей в очередной тупик, они вынуждены обращаться к воображению и к интуиции, создавая с их помощью очередные, спорные, недоказуемые теории, которые призваны, хотя бы на время прикрыть зияющие пробелы в представлениях о Вселенной.

Любой тупик в деятельности учёных экспериментаторов – всегда заманчивый вызов для учёных теоретиков. Если в тупик зашли и теоретики, значит здесь наука, как минимум на время, закончилась. Это не плохо и не хорошо, но именно так учёные познают мир, через систему внутренних, придуманных самоограничений.

Примеры подобных представлений науки об окружающей действительности мы рассмотрим чуть позже, когда будем рассматривать основные характеристики материального мира и законы, которые им управляют.

Для раскрытия обозначенной темы нам придётся выйти за пределы искусственного самоограничения научного знания. Только таким образом можно увидеть картину мира целиком без изъятий, понять, что объединяет всё сущее в единое и внутренне взаимосвязанное целое, сформулировать общие принципы мироустройства.

Иными словами, необходимо определить ключевые характеристики, присущие любому объекту нашей Вселенной. Это первый и необходимый шаг к формированию непротиворечивых представлений об устройстве и происхождении мира, сущности Творца и предназначении человека.

К сожалению, нам в этом не помогут ни наука, ни философия, ни религия в силу их перечисленных выше самоограничений познания. По странному стечению обстоятельств единая система миропонимания человека оказалась искусственно разделена на конфликтующие и конкурирующие между собой фрагменты.

Сугубо материалистическая наука не в силах объяснить такое явление как интуиция, поэтому старательно обходит и принижает её значение. А идеалистическая философия и религия, отказываясь от критического анализа и логических построений, отвергают понимание, заменяя его верой.

Это не наш выбор. Наш выбор – “непротиворечивая картина мира” – универсальный рабочий инструмент для безграничного исследования и понимания реальности. В силу того, что она не отказывается ни от интуиции, ни от логики, ни от критического анализа, которые идеально дополняют друг друга.

Чтобы выяснить, как устроен окружающий нас материальный мир, необходимо обозначить главные, неоспоримые принципы его существования. Для этого мы выделим основные, универсальные качества, которыми обладает любой представимый или наблюдаемый объект во Вселенной, а значит, и всё сущее в ней.

Их не так много и они достаточно очевидны.

  1. Время и пространство – когда и где всё существует.
  2. Энергия и материя – что существует.
  3. Законы природы – как всё существует.

Сразу оговоримся, что мы пока не будем ставить перед собой цель – получить ответы, полностью исчерпывающие данную тему. Рассмотрим её концептуально – в общих чертах. Для понимания особенностей взаимоотношений человека и окружающей его действительности этого будет достаточно.

Далее разберём основные свойства, присущие физической реальности, и сформулируем непротиворечивые, взаимосвязанные определения времени, пространства, энергии, материи и законов, которым они подчиняются.

1. Пространство и время

Пространство и время – фундаментальные характеристики физической реальности. Рассмотрим “знания” об этих предельно важных качествах Вселенной, которые нам предлагает наука и философия.

“Физический энциклопедический словарь”, “Советская энциклопедия”, 1983: “ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – категории, обозначающие основные формы существования материи. Пространство выражает порядок сосуществования отдельных объектов, время – порядок смены явлений. Пространство и время – основные понятия всех разделов физики”.

Там же: “Наиболее радикальной попыткой преодоления трудностей релятивистской квантовой теории является гипотеза о неприменимости понятий пространства и времени к микромиру”.

Противоречие?

Удивительно, но у “основных понятий всех разделов физики” – у времени и пространства, общепринятых научных определений не существует. В лучшем случае под временем подразумевается характеристика материального объекта – “когда” или процесса материального мира – “продолжительность”, а под пространством имеется в виду характеристика – “где” всё это находится или происходит.

И пространство, и время измеряются в неких произвольных числовых значениях, которые привязаны к неким условно известным объектам и событиям. Так иллюзия конкретики придуманных кем-то цифр создаёт иллюзию “достоверности” знания. А квантовая физика самим своим существованием разрушает последнюю попытку сохранить видимость понимания сути пространства и времени.

Философы, надо отдать им должное, пытаются осмыслить и конкретизировать фундаментальные характеристики Мироздания.

“Философия: Энциклопедический словарь”, под редакцией А.А. Ивина, 2004: “ВРЕМЯ – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только “вещей” (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия времени входят аспекты, отображаемые более специальными понятиями: одновременности, временной последовательности, длительности, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем”.

Пересказ “Советской энциклопедии”? Только “основные понятия всех разделов физики” заменили “фундаментальным понятием человеческого мышления”. Материалистические, объективные категории подменили идеалистическими, субъективными оценочными характеристиками. Вот так физика незаметно превращается в философию, вытесняя и подменяя её.

Ещё одно философское определение времени.

“Прошлое? Оно не имеет ничего общего с реальностью, потому что его больше нет. Будущее? Оно также не имеет ничего общего с реальностью, потому что его еще нет. В природе существует только настоящее.

Итак, время имеет два значения. Одно – это абстракция, другое – акт. Это длительность, если абстрагироваться от того, что длится, или само бытие в той мере, в какой оно длится. Это мысль и становление. Это сумма прошлого и будущего, которые являются ничем, или продолжение настоящего, которое является всем. Это небытие, или бытие-время. Это то, что отделяет нас от вечности, или сама вечность” – “Философский словарь”, Андре Конт-Спонвиль, перевод Е.В. Головиной, 2012, (с. 110 – 111).

Небытие бытия или бытие небытия? От вечности нас отделяет вечность? Очень интересно, но совершенно непонятно.

Основываясь на всех приведённых выше достаточно странных, неоднозначных и внутренне противоречивых определениях, сложно делать какие-либо выводы, но мы попробуем. Напомню. Выход из тупика находится там же, где до этого был вход.

Обобщим современные представления о времени и пространстве.

Время имеет вектор движения от прошлого к будущему, но ни прошлое, ни будущее не имеют отношения к действующей на данный момент реальности, а существуют исключительно в памяти или в воображении наблюдателя. Это значит, что данная объективная характеристика материального мира зависит от того, кто, когда, где и при каких обстоятельствах её субъективно воспринимает.

Общая теория относительности утверждает, что наша реальность четырёх мерна. Физическое пространство – трёх мерно, но оно не имеет значения без координат времени, а время не имеет смысла вне представлений о физическом пространстве.

В мире всё существует только “здесь” и “сейчас”. Всё, что существовало раньше или возможно будет существовать – это искусственно созданный образ – результат работы нашей памяти или воображения. Движение времени, существование чего-либо в прошлом, настоящем или будущем – субъективная оценка воспринимающего сознания – наблюдателя. Движение или положение чего-либо в пространстве – тоже субъективная оценка воспринимающего.

Парадокс?

Получается, что время и пространство – просто оценочные характеристики любого материального объекта и самого Мироздания с точки зрения некоего наблюдателя, придуманные им и призванные объединить наблюдаемый мир в единый образ. А если из Вселенной изъять наблюдающее и оценивающее сознание, то пространство и время теряют любое значение, теряют смысл.

Иными словами, пространство-время – фундаментальная, но неопределимая характеристика материального мира, которая существует только в нашем воображении. Вне нашего сознания этой части фундамента Мироздания не существует.

Так выглядят представления о времени и пространстве с точки зрения науки и философии, с точки зрения маленького и обособленного наблюдателя – материалиста. Что лишний раз подтверждает, что в рамках противоречивых самоограничений мировосприятия невозможно сформулировать адекватные и непротиворечивые определения для времени и пространства.

Тупик? Или человек всё-таки способен вырваться за пределы придуманных им самим ограничений мировосприятия и миропонимания. Давайте разбираться.

С точки зрения непротиворечивой картины мира время и пространство – это система самоограничения Источника происхождения физической реальности.

Интуиция и логика нам подсказывают, что Источник, способный создать бесконечную Вселенную, по определению должен содержать в себе ВСЁ, ВЕЗДЕ и ВСЕГДА.

Понятия: всё, везде и всегда характеризуют предельную неопределённость существования чего-то, где-то и когда-то – неопределённость Бытия.

Понятия: здесь и сейчас – это фиксация того, где и когда что-то существует – определённость Бытия.

Граница между определённостью и неопределённостью Бытия – это та грань, которая в нашем обыденном миропонимании отделяет бытие от небытия, жизнь от смерти. Из физической реальности то, что находится за её пределами, может восприниматься только как – ничто, нигде и никогда. Через отрицание определённости, присущей материальному миру.

Увидеть и понять сложную взаимосвязанность физической и нефизической реальности очень непросто. Граница, их разделяющая, напоминает двухстороннее, полупрозрачное “зеркало”. Каждый человек воспринимает её по-разному: кто-то видит в этом “зеркале” себя, а кто-то видит иной мир. В зависимости от того, кем он себя считает. В зависимости от уровня развития его самосознания.

“Человек – тело” принципиально не способен проникнуть за пределы этой границы. Он не понимает, что стоит перед окном в другой мир и видит в “зеркале” только отражение себя и окружающей действительности.

“Человек – душа” интуитивно догадывается, что там за границей привычной реальности что-то есть, но его внимание постоянно переключается на более важное – своё, обособленное от других душ и материального мира, отражение.

“Человек – Дух” всё видит и всё понимает. Для него, состояния “Я – тело” и “Я – душа” – не более чем промежуточные состояния сознания, перенос фокуса восприятия внутри сложноустроенного себя, а границы между мирами не существует.

Подобное, многослойное сознание человека способно создавать множество искусственных самоограничений мировосприятия, но одновременно предоставляет ещё больше возможностей в познании себя и окружающей действительности.

Очень важно понимать, что мы сами определяем границы доступного нам миропонимания, просто перемещая точку восприятия реальности внутри своего многогранного сознания. Для человека, который считает себя телом, ноль и бесконечность всегда имеют диаметрально противоположные значения. А для человека способного дотянутся до состояния Духа, иногда противоположные вроде бы по значению утверждения могут не отличаться по смыслу, по своей истинной сути.

Например.

“Никогда” и “всегда” – это равнозначные по смыслу отрицания определённости времени, отрицание характеристики физической реальности “сейчас” для любого объекта или события.

“Нигде” и “везде” – это равнозначные по смыслу отрицания определённости пространства, отрицание характеристики физической реальности “где” для любого объекта или события.

Главное, что нам необходимо понять на данном этапе – пространство-время описывает состояние материи “здесь” и “сейчас” – это характеристики исключительно материального мира, любой его части. Они не имеют смысла – не существуют вне представлений о материальных объектах и способах их взаимодействия.

2. Энергия и материя

Что такое материя? Что такое энергия? Как они связаны между собой? Что нам известно о происхождении энергии и материи? Если энергия и материя не могут появляться из ничего и исчезать без следа, тогда откуда появилась Вселенная? Энергия Вселенной бесконечна и неисчерпаема или ограничена? Если она неисчерпаема – то почему, если ограничена – то чем?

Начнём отвечать на все перечисленные вопросы с обзора общепринятых представлений о материи и энергии. Так же, как в случае с пространством и временем, их однозначных, академических определений не существует. Поэтому рассмотрим наиболее распространённые формулировки этих понятий.

Википедия: “Материя (от лат. māteria – “вещество”) – объективная реальность, содержимое пространства, одна из основных категорий науки и философии, объект изучения физики”.

Там же: “Материя – философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию – духу”.

“Физический энциклопедический словарь”, “Советская энциклопедия”, 1983: “Энергия (от греч. energeia – действие, деятельность) – общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую. Понятие энергии связывает воедино все явления природы”.

Отсюда можно сделать следующие предварительные выводы.

Материя – это то, из чего состоит всё – вся физическая реальность.

Энергия – это то, что делает возможным взаимодействие всех материальных объектов в физической реальности и то, что обеспечивает исполнение законов существования этой реальности.

Более того, согласно известной формуле Альберта Эйнштейна (E = mc²), энергия и масса – основная количественная характеристика материи предельно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Причём в уравнении полноценным, обязательным участником является пространство-время в виде универсальной константы – скорости света, измеряемой в метрах и секундах.

Концептуально можно считать, что материя – это энергия, ограниченная пространством и временем своего существования. Или, другими словами, материя – это энергия каким-то образом зафиксированная в ловушке “здесь” и “сейчас”. Что лишний раз подтверждает абсолютную взаимную зависимость пространства, времени, энергии и материи, друг без друга они не существуют.

Вселенная – это материя и энергия, обусловленные пространством-временем, в котором они находятся. Если удалить любую из указанных фундаментальных категорий мироустройства и заменить её на соответствующее отрицание определённости – на “ничто”, “нигде” или “никогда” – исчезнет всё. Что свидетельствует о том, что эти четыре характеристики физической реальности появились одновременно, вместе с появлением материального мира.

Один из величайших отцов Церкви, богослов и философ Аврелий Августин, подтверждает это: “Мир сотворён не во времени, а вместе с временем”.

Появление Вселенной – это очень интересная, ключевая тема для понимания непротиворечивого мироустройства. Она порождает множество вопросов.

В качестве примера отметим один очень важный, удивительный факт. Преобразование материи в энергию – естественный, постоянно наблюдаемый нами в окружающей природе процесс. Обратное действие – преобразование чистой энергии в устойчивые материальные объекты нам неизвестно. По каким-то причинам оно нереализуемо в окружающей нас природе.

Тогда, каким образом и откуда во Вселенной появилась материя? На этот вопрос не могут ответить ни учёные, ни философы, ни святые отцы. Независимо от того материалисты они или идеалисты. Поэтому и придумывают либо “большой взрыв” неизвестно чего и “самозарождение” жизни, либо непознаваемого Бога, который непостижимым образом “из ничего” зачем-то создал материальный Мир, вдохнул в него жизнь, затем почему-то бросил нас и ушёл куда-то.

Не могу не отметить ещё раз, самоограничение познания – ложный и опасный путь в никуда с малоприятными последствиями для нашей земной жизни и с гораздо более неприятным возможным результатом для жизни неземной.

Поэтому нам придётся самостоятельно искать ответы на ранее обозначенные фундаментальные вопросы. Благо “непротиворечивая картина мира” позволяет постепенно и последовательно приближаться к пониманию причин всего, происходящего с нами и вокруг нас.

Причину и способ появления физической реальности мы рассмотрим отдельно и подробно, но чуть позже. А пока разберём и зафиксируем определения и характеристики материального мира с точки зрения его принципиальной непротиворечивости.

 Материя – это структурированная, упорядоченная, ограниченная пространством-временем энергия. Своего рода – уже готовые, созданные чем-то или кем-то “кубики”, в которые по определённым правилам “играет” Вселенная. Эти “кубики” рассыпаются, затем собираются в новые комбинации, но у них есть важная характеристика, они могут превращаться обратно в энергию и с её помощью взаимодействовать друг с другом.

Человек не умеет создавать из чистой энергии устойчивые материальные объекты, но обратный процесс получения чистой энергии из материи он вполне освоил. Поэтому начнём наше исследование с более понятного, с энергии. С её свойств и с основных законов, которым подчиняется любой вид энергии. Их всего два, и применимы они только для замкнутых, а значит ограниченных в пространстве-времени систем.

  1. Закон сохранения энергии, который утверждает, что энергия не может появиться из ничего и не может исчезнуть никуда без следа.
  2. Закон неубывания энтропии. Где энтропия – неопределённость, хаос. То есть, в ограниченном, изолированном от внешнего воздействия месте энергия всегда стремится к увеличению своей неопределённости. Упорядоченность любой замкнутой энергетической структуры со временем убывает, а уровень хаоса возрастает.

Эти фундаментальные свойства энергии могут очень многое объяснить в устройстве Вселенной непредвзятому исследователю. Применительно к рассматриваемой теме, не вдаваясь в излишнюю детализацию, можно сформулировать следующие определяющие энергетические характеристики материального мира.

  1. Любая физическая энергия обусловлена пространством и временем своего существования. Вне пространства-времени физическая энергия не существует, по крайней мере, в том виде, в котором мы её понимаем.
  2. Общая физическая энергия материального мира неизменна – это постоянная величина. Процесс сотворения Мира “из ничего” завершён. Во всяком случае, мы его не наблюдаем. Мы наблюдаем исключительно преобразование качеств, переход энергии из одного вида в другой, без изменения её количества в материальном мире.
  3. Сколько бы мы не расширяли обозримые границы Вселенной, они есть, а это значит, что физическая реальность – изолированная энергетическая система. По очень простой причине. Пространство-время – определяющее свойство Мироздания и одновременно – способ ограничения его пределов.
  4. Физическая энергия стремится к устойчивому равновесию внутри любой замкнутой системы, к энтропии, хаосу, неопределённости, к распределению и выравниванию потенциалов во времени и пространстве. К своему естественному состоянию – к покою, к “смерти”.

Исходя из этого, можно сделать следующие очень важные промежуточные выводы:

  1. Появление Вселенной невозможно с точки зрения первого закона термодинамики. Мир не может появиться “из ничего” – закон сохранения энергии отрицает саму эту возможность.
  2. Существование и развитие Вселенной невозможно с точки зрения второго закона термодинамики. Вселенная не сможет существовать в структурированном, упорядоченном виде относительно продолжительное время. Естественное состояние физической энергии Мироздания, к которому она стремится – равномерно распределённый во времени и пространстве хаос неопределённости – “тепловая смерть”.

Очень странно, не правда ли? Логика рассуждений опровергает фундаментальные законы физики? Или фокусирует внимание на неразрешимых проблемах мировосприятия и миропонимания науки, философии, религии?

Давайте разбираться.

Оба закона термодинамики работают на уровне изолированных материальных, физических систем – это объективный и неопровержимый, многократно экспериментально подтверждённый факт. Но Вселенная откуда-то появилась и почему-то за миллиарды лет не превратилась в хаос, в однородное остывающее облако.

Обнаруженное нами явное противоречие могут объяснить два предположения:

  1. Вселенная не изолированная, не замкнутая система – она часть чего-то гораздо большего, не доступного нашему пониманию.
  2. Существуют некая, не воспринимаемая нами сила, некий Источник, который в состоянии наполнить всю Вселенную физической энергией и произвольно структурировать её в материю. Более того, наполнить её жизнью, появление которой в материальном мире само по себе отрицает действие закона неубывания энтропии.

Допустим, что первое предположение хоть как-то, теоретически можно объяснить с помощью ортодоксального материализма. Например, придумать непостижимую и неопределимую “тёмную материю” с заранее заданными, предполагаемыми, очень удобными для оправдания своего непонимания характеристиками.

Второе объяснение превращает действующие, научные представления об окружающей нас реальности в малозначимый, частный случай гораздо более широкой картины мира. Мира, где универсальные и безусловные правила мироустройства, не более чем произвольная игра непостижимых для нас сил. А как же неизменные в пространстве-времени и вроде бы познаваемые законы природы? Или мы чего-то не понимаем? Давайте разбираться.

3. Законы природы

Вселенная – немыслимо сложная, внутренне взаимосвязанная, единая структура, сама возможность существования которой подразумевает наличие сил, обеспечивающих безусловный и строго определённый порядок взаимодействия всех её частей. Что собой представляют эти силы, рассмотрим в следующей главе, а пока разберём наблюдаемый результат их действия – так называемые “законы природы”.

Для этого нам необходимо будет ответить на следующие вопросы.

Что такое – природа? Что такое – законы природы? Почему материальный мир изменчив во времени и пространстве, а законы, им управляющие, действуют везде и всегда? На чём основана неизменность, безусловность и универсальность законов природы? Какие вечные и бесконечно всемогущие силы реализуют их исполнение? Где находится Источник сил, которые обеспечивают появление и непрерывное существование самой Вселенной?

Ответы на некоторые из этих вопросов настолько привычны и очевидны, что мы даже не задумываемся об их предельно важном смысле. Другая часть обозначенных вопросов не имеет ответов в рамках действующих материалистических или идеалистических представлений о мироустройстве. Поэтому мы будем рассматривать заданную тему от простого к сложному, последовательно переходя от очевидного к “непостижимому”.

Начнём с общепринятых представлений о том, что такое природа и что такое законы, ею управляющие.

В обыденном смысле природа – это окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека.

Андре Конт-Спонвиль в своём “Философском словаре” расширяет смысл этого понятия: “Природа это все то, что существует (или производит впечатление существующего) независимо от Бога, если, конечно, не определять Бога как саму природу, и от людей”.

Получается что “природа” – это физическая реальность, отделённая не только от Бога, но и от человека, от результатов его деятельности. Тогда “законы природы” – некие универсальные правила, согласно которым окружающая человека действительность существует.

Человек в процессе познания этих правил мироустройства меняет смысл понятия – “законы природы”, превращая объективную реальность в субъективный образ этой реальности. “Закон природы – это просто наблюдаемая устойчивость некоторого образца, по которому последовательно сменяются отношения объектов природы; закон является только описанием” – Уайтхед А.Н. “Избранные работы по философии”, 1990, М.: Прогресс, 716 с.

Из этого можно сделать следующие предварительные выводы.

  1. В самом широком, объективном смысле “законы природы” – это некий предустановленный, неизменяемый, безусловный, универсальный порядок существования Вселенной. Этим законам подчиняется любая часть материального мира. Они создают внутренне взаимосвязанную, единую структуру Мироздания. Это утверждение можно считать очевидным в рамках любого мировоззрения. Готфрид Лейбниц подтверждает: “Мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства; иначе целое не существовало бы”.
  2. В узком, субъективном смысле “законы природы” – это представления человека о миропорядке. Ограниченный и фрагментированный ум человека создаёт ограниченные и фрагментированные представления о взаимосвязанных и всеобъемлющих правилах существования мира, “открывая законы природы”. То, что мы привыкли называть “законами природы” – не более чем описание наблюдаемых нами устойчивых или повторяющихся событий, явлений, фактов. Иными словами, “законы природы” – это сформулированные тем или иным образом, общепринятые в данный момент времени, наши представления об устройстве Мироздания.

Между этими двумя понятиями огромная пропасть. Принципы, на которых построена Вселенная и представление человека о мироустройстве – это разные вещи. Необходимо это понимать и помнить. Отделив себя от Мироздания, человек заблудился в своих представлениях о нём, подменив порядок мироустройства хаосом фрагментированных предположений и догадок.

Вселенная существует только потому, что существуют предустановленные её Создателем правила. Миром управляют абсолютная по способу реализации закономерность и предельно справедливый по своей сути порядок.

Закономерность – следование неким универсальным и обязательным правилам, некому порядку.

Порядок – это способ организации чего-либо, правильное устройство чего-либо, система безусловных взаимозависимостей отдельных частей целого.

Если мы по каким-то причинам не видим, не понимаем или не принимаем миропорядок, считаем происходящее с нами и вокруг нас “случайностью”, порождённой “хаосом”, это означает только одно – мы пока не “открыли” соответствующий “закон природы”.

Наша задача, насколько это возможно, сблизить между собой реальность и наши представления о ней. Критерием правильного совмещения субъективного знания с объективной истиной будет уменьшение противоречий между ними. Менять истину – непосильное для человека занятие, поэтому менять будем нашу правду. А для этого нам придётся кардинально изменить способ мировосприятия, взглянуть на мир сверху вниз, от общего к частному.

Мы будем рассматривать законы природы, как единую систему управления Вселенной, действие которой обеспечивает саму возможность бытия устойчивой, целостной и внутренне взаимосвязанной реальности.

Обратите внимание на следующий факт. Как мы выяснили ранее, “…пространство выражает порядок сосуществования отдельных объектов, время – порядок смены явлений”. Пространство-время – это обязательная, фундаментальная характеристика энергии и материи. Пространство-время задаёт определённость любого наблюдаемого физического объекта или явления “здесь и сейчас”. Вне пространства-времени, вне определённого порядка физической реальности не существует.

Из этого напрашивается очевидный вывод – пространство-время, или иными словами функция “здесь и сейчас” самим своим существованием обеспечивает исполнение так называемых “законов природы”. С другой стороны, законы природы, которые определяют правила существования и взаимодействия энергии и материи действуют “везде и всегда”, по крайней мере, в пределах наблюдаемой нами физической реальности.

Более того, все части Вселенной, в любой точке пространства и в любой момент времени подчинены действию неких Сил, определяющих правила их существования и взаимодействия. Отсюда можно сделать важное умозаключение – для того, чтобы эти Силы могли обеспечивать мгновенную и безусловную реализацию законов природы “везде и всегда”, они должны игнорировать определённость пространства-времени “здесь и сейчас”. Источник этих Сил должен находиться за пределами любых ограничений, за пределами пространства и времени, за пределами определённости бытия.

Причём законы природы действуют не только везде и всегда, но и на любом уровне строения материи. Они обеспечивают правильный порядок энергетического взаимодействия от микрочастиц до галактик. Это возможно только в одном случае, если энергия и материя являются частичным проявлением самих Сил, обеспечивающих действие законов природы.

Время и пространство, энергия и материя, законы природы – это главные характеристики материального мира.

Эти качества физической реальности одновременно являются ответами на вопросы:

Когда и где всё существует?

Что существует?

Как всё существует?

И одновременно – это единственно возможный способ самоопределения Создателя. Самоопределение непостижимого нефизического Бога через самосотворение физической реальности.

Очень сложно понять и ещё сложнее себе представить, как пустота наполняется энергией, которая появляется вроде бы из ничего, а затем превращается в осязаемую материю, создавая вокруг себя время и пространство. При этом Бог не является “природой”, а “природа” – Богом, как предположил А. Конт-Спонвиль в своём “Философском словаре”. Всё и проще, и сложнее одновременно, но эта важная, интересная тема требует отдельного и подробного рассмотрения.

А пока нам важно понять и запомнить, что законы природы, как это ни странно будет звучать, единственный в нашем материальном мире, наблюдаемый “здесь и сейчас”, абсолютно безупречный и неоспоримый факт, подтверждающий существование Творца. Просто потому, что только они соответствуют качествам Бога – характеристикам “везде” и “всегда”.

Мы настолько привыкли к тому, что происходит с нами и вокруг нас, что перестали видеть очевидное. Луи Пастер: “Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя”.

Вывод. Вселенная – это определённый, ограниченный предустановленными условиями и правилами существования частный случай проявления безграничной неопределённости Источника Всего. При этом совершенно неважно, каким образом мы этот Источник обозначаем – Бог, Создатель, Парабрахман и так далее. Предельно важно понять, что Он есть. И от Него зависит всё.

Чтобы сделать следующий шаг в познании себя и мира важно понять причины, по которым всё устроено так, а не иначе. Для этого нам необходимо, хотя бы в общих чертах, понять – что есть Бог.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий