Обретение бесстрашия

Для духа, сознающего свою силу, нет внешней власти:

он не боится ни огня, ни железа, ни клеветы,

он не боится ничего на свете.

Марк Аврелий

Обретение бесстрашия

Страх, страдания и смерть не просто взаимосвязаны, они в полной мере взаимозависимы. Отрицание реальности – причина страданий. Ожидание и неприятие смерти – причина страха. Страх, увеличивая страдания, приближает смерть. Исключив из этого перечня один из факторов, мы автоматически избавляемся от двух других.

Принято считать, что страдания – это последствия субъективных мыслей и действий, вызванных объективными обстоятельствами, а смерть – абсолютная неизбежность. Следовательно, проще всего отказаться от страха, от бессмысленного переживания будущих, а значит не существующих в данный момент времени неприятностей.

Для этого придётся ответить на следующие очень непростые вопросы. Что такое страх? Откуда и по каким причинам он появляется? Как связаны между собой страх и смерть? Каким образом, избавившись от страха, можно прекратить все страдания? В чём суть бесстрашия, и как его можно достигнуть? Что произойдёт после обретения бесстрашия?

В предыдущих главах мы рассмотрели крайне важные, но достаточно отвлечённые темы. Теперь поговорим о практической пользе понимания и принятия принципиальной непротиворечивости мироустройства.

У любой работы должна быть цель, достижение которой даёт результат, удовлетворяющий некие наши потребности. В данном случае это постижение истинного смысла жизни. Святитель Афанасий Великий утверждал, что конечная цель человека – стать богом. Это состояние характеризуется такими взаимозависимыми качествами, как бесстрашие и бессмертие. Начнём наше исследование с бесстрашия.

Бесстрашие означает отсутствие страха. В общепринятом смысле: “бесстрашие – это способность преодолевать инстинкт самосохранения и справляться с факторами, вызывающими страх”.

Способность преодолевать что-либо всегда связанна с волеизъявлением. Смелость и храбрость могут быть результатом временного подавления инстинкта самосохранения усилием воли ради достижения более важной цели. На первый взгляд кажется очевидным, что именно воля побеждает страх.

Но если рассмотреть проблему бесстрашия более внимательно, то возникает множество вопросов. Каким образом воля подавляет страх? Что происходит при этом со страхом, он уменьшается или исчезает полностью? Можно ли с помощью воли избавиться от всех страхов окончательно?

Те, кто пытался победить свои страхи с помощью воли, знают некоторые ответы на эти вопросы. Можно, например, волевым усилием подавить или ослабить страх. Если делать это часто, то получится натренировать характер и стать намного смелее. Но, воля – временное и не всегда действенное лекарство от страха. Причины этого мы рассмотрим чуть позже, а пока определимся с используемыми понятиями.

Можно быть более или менее храбрым, но нельзя быть частично бесстрашным. Бесстрашие, по своему смыслу не подразумевает промежуточных состояний – это особое качество души и один из множества возможных способов её существования. Поэтому под бесстрашием мы будем понимать отсутствие способности переживать страх, а не различные способы борьбы с ним.

В этом смысле слова: смелость, отвага, храбрость, обозначающие состояние, когда человек испытывает страх, но, преодолевая его, делает то, что считает необходимым, не могут быть синонимами слова – бесстрашие.

Мы не поймём, что такое бесстрашие, пока не разберёмся с определением “страха”.

Достаточно точную формулировку понятию “страх” даёт французский философ Андре Конт-Спонвиль в своём “Философском словаре”: “Смутная и неопределённая боязнь, не имеющая реального или актуального предмета, но от этого только усиливающаяся”.

Там же: “…страх смерти являет собой модель любого страха и, по Лукрецию, служит причиной всех прочих страхов”.

Что такое страх с точки зрения непротиворечивого миропонимания, мы рассмотрим подробно чуть позже, а пока запомним основные его характеристики, сформулированные Конт-Спонвилем и Лукрецием.

  1. Страх – это чувство, вызванное ожиданием неопределённой или определённой, но нереализованной угрозы. Страх предполагаемого, непонятного, но обязательно опасного будущего – форма отрицания неприемлемой грядущей реальности.
  2. В основании всех возможных страхов лежит страх предстоящей неминуемой смерти, страх приближения самой главной, предельной и окончательной неопределённости.

Вывод. Страх – порождение нашего неуёмного воображения, связанного с представлениями о том, что такое смерть. Смерть в данном смысле – неприятный, непостижимый и неизбежный результат нашей жизни. Жизни того, кого страшит смерть.

Отсюда можно сделать следующее очевидное суждение, что бесстрашие – это способность человека либо не бояться неведомого и несуществующего на данный момент, либо не боятся смерти. Если предположить, что у нас совершенно отсутствует воображение, или мы не знаем о конечности своего существования, то можно себе представить состояние полного и постоянного бесстрашия.

В том, что такая ситуация возможна, нас убеждает поведение детей до определённого возраста. Инстинкт самосохранения у них уже есть, а страха ещё нет. Некоторое время после своего рождения они просто не в состоянии вообразить себе будущую угрозу и не знают, что такое смерть. Как мы видим, бесстрашие – совсем не обязательно результат подавления инстинкта самосохранения усилием воли. Для маленьких детей это естественное состояние.

Но, что делать взрослым, которые уже могут прогнозировать развитие неприятных событий и знают, что рано или поздно все умирают. Железной волей контролировать свою фантазию? Навсегда забыть о смерти? Спорное и нереализуемое решение.

Жизнь без страха – возможна ли она? Удивительно, но не существует определения бесстрашия, как формы жизни, ни в философии, ни в различных религиозных учениях. У этого странного и необычного факта есть простое объяснение.

В представлениях о мире, где смерть, а значит и страх – это “очевидная неизбежность”, жизнь без страха выглядит достаточно странно. Как своего рода опасное и болезненное отклонение от нормы, связанное с отрицанием реальности не только любых возможных угроз, но и самой смерти.

Почему-то считается, что отказ от страха делает наше существование менее предсказуемым и продолжительным. Подобная точка зрения – результат заблуждения в том, что бесстрашие подавляет инстинкт самосохранения, а страх способствует выживанию в опасной ситуации. Всё ровно наоборот. Именно страх отягощает нашу жизнь ненужными страданиями и существенно её сокращает.

Страх, в буквальном смысле уничтожает нашу земную жизнь и является единственной причиной утраты душою своего бессмертия. Поэтому страх смерти несёт в себе гораздо более тяжёлые последствия, чем сама смерть.

Окончательное избавление от страха, бесстрашие – это бесценное достижение души в её земном существовании. Чтобы понять, как добиться отсутствия чего-либо, сначала следует разобраться с фактором его присутствия. Для этого необходимо обозначить страх – дать ему правильное определение, выявить природу и причины появления, оценить его последствия.

1. Страх – опасная иллюзия

Прежде чем разбираться с сущностью страха, необходимо его выделить из большого количества схожих переживаний, выяснить отличия. Сделать это достаточно легко, если понимать, как человек и всё живое устроено.

В предыдущей главе мы рассмотрели зависимость форм жизни от типов сознания, им присущих. Подобным образом, каждому виду сознания соответствует своя реакция на опасность.

  1. Испуг – это бессознательная, реализуемая вне контроля сознания, мгновенная, рефлекторная мобилизация организма, обусловленная инстинктом самосохранения, для противодействия обнаруженной угрозе. При этом происходит автоматический выброс в кровь стимулирующих гормонов, ускоряющих и усиливающих его защитную реакцию. Испуг – это очень важная функция тела, обеспечивающая его способность к выживанию.
  2. Боязнь – реакция сознательной формы жизни на предполагаемую, возможную, будущую опасность. Наличие сознания, а значит долговременной памяти, позволяет живому существу приобретать опыт, условные рефлексы – обучаться. Боязнь реализуется как осторожность, в предощущении угрозы в схожих обстоятельствах. На определённом уровне восприятия реальности это очень полезное чувство – своего рода предохранитель от повторения ранее совершённых ошибок.
  3. Страх – это переживание души, свойство, присущее исключительно самосознанию. Благодаря наличию памяти, воображения и логики, душа способна придумывать будущую, не существующую в данный момент времени, опасность. Воображение – очень важное качество самосознания, но в сочетании с абсолютной свободой воли и противоречивым миропониманием оно может проявлять себя болезненным, разрушительным и даже губительным образом.

Заблуждения искажают нашу картину мира и создают ложные представления об угрозе нашему существованию. Страх – это острое, мучительное переживание внутренней борьбы с воображаемой агрессией окружающей действительности. Страх – очень опасная и деструктивная форма отрицания несуществующей реальности.

  1. Бесстрашие – качество Духа, Сверхсознания, которое душа способна востребовать и принять. Оно характерно для подсознательной реакции на опасность и для осознанного способа существования души. Его мы обстоятельно разберём в следующем разделе.

Напомню, что человек – высшая и сложно устроенная форма жизни, поэтому он наделён всеми типами сознания, а значит, и реагировать на угрозы может по-разному.

Вывод. Испуг, боязнь и страх – реакция различных типов сознания на реальную или предполагаемую опасность, связанную с его существованием в физической реальности. Таким образом, сознание защищает своё тело – посредника для взаимодействия с материальным миром.

Казалось бы, что плохого и неправильного может быть в обеспечении безопасности тела?

Там, где сознание хранит своего материального носителя в автоматическом режиме – испуг или в полуавтоматическом – боязнь, пользы, несомненно, больше чем вреда. Потому что в этих случаях защитная реакция имеет естественные ограничители в виде базовых правил – безусловных или условных рефлексов. Они влияют на принятие решений ограниченное время и прекращают своё действие при изменении обстоятельств, которые спровоцировали их появление.

Настоящие проблемы начинаются там, где к защите индивидуальной реальности подключается самосознание, наделённое абсолютной свободой воли и воображением. Воля и самосознание человека реализуются через фильтр его убеждений, часть которых практически всегда противоречит друг другу.

Мы видим образ мира, искажённый иллюзиями и заблуждениями, пытаемся его понять, сравнивая истину с нашей внутренней правдой, и принимаем решения, основываясь на ложных представлениях об окружающей действительности. А потом искренне удивляемся тому, что объективная реальность и результат взаимодействия с ней не совпадают с нашими субъективными ожиданиями.

Источник страха – воображение, отправной точкой которого являются заблуждения. При этом совершенно неважно, это страх, как реакция на реально существующую опасность, или страх, как ожидание предполагаемых, но несуществующих угроз.

Причина страха – всегда результат фундаментального непонимания и категорического неприятия неотвратимого будущего – смерти.

Страх – форма отрицания придуманной, не существующей на данный момент времени реальности – разновидность страдания. Его появление – это закономерное следствие некритичной мыслительной деятельности, когда мы строим предположения, основываясь на ложных предпосылках, которые искренне считаем безупречной правдой.

Главное убеждение человека, которое формируется и подтверждается на протяжении всей его жизни – “я есть тело”. Оно же является самым главным и опасным заблуждением, а также одновременно причиной всех его страхов, страданий и бед. Вот такой парадокс. Как такое возможно? Давайте разбираться.

Страх – негативное эмоциональное ожидание человеком придуманной им, не существующей в данный момент опасности для его привычного существования. Страх – это результат чрезмерной фокусировки нематериальной души на своём материальном носителе. Если душа считает себя телом, то её способность прогнозировать развитие событий ведёт к осознанию неизбежности прекращения своего физического существования.

 Все остальные страхи – производные от страха смерти. В том числе страх не получения или потери чего-либо. Любая угроза связана с ошибочным представлением об ограниченности жизни, а значит и доступных ресурсов. Базовая причина страха – ожидание конца всего: мыслей, ощущений, впечатлений, своей индивидуальной реальности. Ведь с “исчезновением нашего Я” весь остальной мир теряет для нас какое-либо значение, он “умирает” вместе с нами.

Происхождение и последствия чувства страха.

Страх появляется тогда, когда воображаемое будущее пугает, и мы не видим возможности избежать его. Нет смысла разбираться в вариантах и разновидностях различных страхов. Причина всегда одна – угроза привычной жизни и ожидание конца всего – смерти. В каждом случае реализуется примерно следующая схема погружения в переживание страха.

  1. Воображаем и продумываем будущие действия, события, обстоятельства.
  2. Прогнозируем и оцениваем возможность появления неприятностей, исходя из ложных убеждений.
  3. Фокусируем внимание на придуманной проблеме.
  4. Перебираем различные варианты противодействия, переживая возможные последствия.
  5. Чем больше думаем о предполагаемых угрозах, тем важнее и больше они становятся.
  6. Избыточная концентрация на “огромной”, пусть и нереализованной пока неприятности создаёт критическую, фатальную зависимость от её решения.
  7. Несуществующая в данный момент времени угроза становится нашей “очевидной реальностью”.
  8. Единственная возможность избежать опасности – отказаться от реальности, в которой она “уже существует”.
  9. Придуманная, несуществующая проблема, как правило, не имеет приемлемого, благоприятного решения. То, что не можем принять – отрицаем.
  10. Мера отрицания индивидуальной реальности может быть разной, от частичного, избирательного неприятия, до самоуничтожения её творца.

Степень переживания страха у каждого из нас очень отличается. Но количество в этом случае переходит в качество. Запредельная концентрация на мнимой опасности, порождённой ложными убеждениями, всегда ведёт к саморазрушению и тела, и души. Так смерть становится результатом страха смерти.

Когда говорят о “самоубийстве из-за страха смерти” – это не шутка, как многие думают, это закономерный итог противоречивого мировоззрения.

Опасения за себя и страх за близких людей имеют одни и те же причины и последствия. Наше ближайшее окружение – неотъемлемая часть индивидуальной реальности. Когда мы чувствуем, что появилась угроза для привычного существования, то всеми силами пытаемся её устранить. И это естественная реакция на опасность, а вот дальше начинаются нюансы.

Если наша индивидуальная реальность непротиворечива, то мы способны правильно оценить причины и последствия происходящего, а значит – сделать правильный выбор. Когда возникшая проблема имеет очевидное решение, нет причин для появления страха.

Если наша индивидуальная реальность противоречива, то любая угрожающая ситуация становится катастрофой, не имеющей благополучного исхода. Когда мы заблудились и не видим выхода, тогда приходит страх, подтверждая, что “всё пропало”.

Так формируется направляющее нашу волю ложное убеждение. Создаются предпосылки для появления новых, негативных обстоятельств. И тогда всё пропало уже на самом деле, а не в наших фантазиях. Справедливость, счастье, жизнь, душа. Всё.

Даже неосознанный страх смерти естественным образом трансформируется в страх жизни и блокирует тем самым позитивное волеизъявление. Жизнь в этом смысле становится причиной смерти.

Более того, страх смерти – причина всего зла, которое человек несёт в этот мир. Уныние, жадность, зависть, ложь, ненависть, агрессия – последствия страха, рождённого непониманием своего места и роли в окружающей действительности. Пока человек убеждён, что он есть смертное тело, жизнь конечна, а доступные ресурсы ограничены – его участь в меру сил и способностей творить зло для себя и своего окружения.

Альбер Камю считал, что: “Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти”. И он был абсолютно прав. Именно страх делает человека рабом своих заблуждений, а душу – рабой тела.

Говоря о страхе, очень важно понимать его истинный смысл и природу.

  1. Страх – это всегда негативный индикатор правильности жизни. Очень громкий и тревожный сигнал о глубоком и неразрешимом конфликте внутренних убеждений и окружающей действительности. Он свидетельствует об ошибке субъективного мировосприятия, вызванной нашими заблуждениями.
  2. Страх – созданная нами иллюзия, возникшая в результате нарушения мыслительной деятельности самосознания ложными убеждениями. Мы познаём мир с помощью интуиции и логики. Интуиция может быть причиной подсознательных опасений, это такая форма боязни в виде предупреждения о реальной опасности в определённых обстоятельствах, но не страха. Поэтому страх – результат непонимания происходящего с нами, спровоцированный нарушением логических рассуждений.

Вывод. Очень важно понять, что страх никак не связан с объективной реальностью, в которой мы живём. Он продукт нашего воображения и наших заблуждений. Всё, чего мы страшимся, не только не существует здесь и сейчас в нашей жизни, но и бессильно перед нами.

Страх – это сигнал о том, что нарушена целостность индивидуальной картины мира. Сигнал, который реализован, как переживание придуманных последствий воображаемой угрозы. Страх – всегда результат непонимания происходящего.

В связи с этим напомню, что осознанность – высшая степень понимания, доступная человеку. Поэтому страх – это своего рода тест на осознанность. Есть страх – нет осознанности. Есть осознанность – нет страха. Всё просто.

В справедливом мире, где всё происходит вовремя и правильно, страх не имеет смысла. Устранив противоречия миропонимания, мы убираем причины появления страха. А это значит, что бесстрашие, как способ существования человека – достижимо.

2. Природа бесстрашия

Напомню, что в общепринятом смысле “бесстрашие – это способность преодолевать инстинкт самосохранения”. Инстинкт самосохранения – встроенная в любой живой организм обязательная программа, обеспечивающая безопасность его существования в материальном мире.

Если это так, то закономерно возникают следующие вопросы. Зачем добровольно отказываться от того, что для нашего блага предопределено Творцом или, если угодно, законами природы? Зачем ломать не нами созданную, изначально в нас заложенную, крайне важную и полезную функцию? И надо ли вообще подавлять инстинкт самосохранения, для обретения бесстрашия?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять природу бесстрашия. Сделать это будет не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Особенно если принять во внимание то, что противоречия существуют не в окружающей действительности, а исключительно в нашем уме.

Ранее мы выяснили, что испуг и боязнь – естественная и необходимая реакция живого организма на угрозу его существованию. Но оказывается, в некоторых случаях даже самые примитивные формы жизни, не говоря уже о человеке, способны блокировать очень полезный инстинкт самосохранения ради выполнения ещё более важной функции.

И эта возможность тоже заложена в нас изначально. Причём не о каком “преодолении инстинкта самосохранения”, тем более с помощью воли, речь не идёт. Всё происходит гораздо проще. Обстоятельства формируют предпосылки, которые в свою очередь определяют используемый инструмент для получения необходимого результата.

Напомню, что жизнь – это одно из возможных состояний сознания. Форма жизни зависит от типов сознания ей присущих. А каждому виду сознания соответствует не только своя реакция на опасность, но и свой способ прекращения действия инстинкта самосохранения. Они очень похожи по внешним, проявленным признакам, но кардинально отличаются по способам реализации, продолжительности, эффективности и последствиям.

  1. Бессознательное бесстрашие – автоматическое переключение безусловных, исполняемых функций. Когда в определённых обстоятельствах некоторые критически важные программы, изначально заложенные во всё живое, на время блокируют инстинкт самосохранения. Например: рыба, идущая на нерест, чтобы потом умереть; животные и птицы, защищающие своё потомство ценой собственной жизни.

Сотворение новой жизни важнее сохранения старой, которая уже выполнила своё основное предназначение – воспроизвелась. Человеку тоже свойственна эта специфическая форма бесстрашия. Но причины и механизм реализации в этом случае гораздо сложней. Кроме бессознательного инстинкта размножения в принятие решений может вмешиваться подсознание.

  1. Подсознательное бесстрашие, которое мы иногда ошибочно принимаем за высшее проявление смелости, храбрости, отваги. Эта форма временного, условного и ситуативного бесстрашия – привилегия исключительно человека. Душа, в предощущении критической угрозы, способна обратиться к своему Источнику за помощью в принятии важного решения. Дух через совесть, через внутреннее ощущение справедливости, помогает интуитивно выбрать единственно верный путь.

При этом происходит мгновенное отключение способности испытывать какой-либо страх. Внезапно исчезают все заблуждения и иллюзии, мешающие сделать правильный выбор. Подсознание с помощью интуиции позволяет сразу увидеть, понять и принять очевидную и безальтернативную истину.

После устранения критической проблемы, взаимодействие тела, души и Духа возвращаются к привычному для данной индивидуальности способу. Но память о бесстрашии, проявленном в определённых обстоятельствах, делает подобную взаимосвязь души и Духа более привычной и естественной. Человек с каждым совершённым героическим поступком становится всё более нравственным и справедливым, а значит, он гораздо быстрее и проще принимает правильные решения.

  1. Осознанное бесстрашие – постоянное, полное, необратимое, истинное бесстрашие самосознания. Очень точное определение способу достижения подобного состояния человека дал Нисаргадатта Махарадж: “Как только иллюзия отождествления себя с телом-умом отброшена, смерть теряет свой ужас и становится частью жизни”.

В этом случае пропадает первопричина любого страха, но реакция на опасность остается, более того, она становится предельно точной и уместной. Избыточные фантазии о будущих угрозах исчезают навсегда. Страх перестаёт терзать душу и мешать принятию быстрых и взвешенных решений.

Мы не будем подробно рассматривать природу бессознательного и подсознательного бесстрашия. Эти разновидности бесстрашия спонтанны, кратковременны и неуправляемы. Достаточно понимать особенности их происхождения и реализации и не путать с осознанным бесстрашием, возможность существования которого, они лишь подтверждают.

Осознанное бесстрашие возможно при одном очевидном, но сложно выполнимом условии – видеть, понимать и принимать мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким его придумало наше воображение, наш ум.

В правильном и справедливом мире всё хорошо, там не может быть конфликтов и противоречий. Потому что в нём нет смерти, а значит, нет страданий, страха и зла. Кроме того, если наша жизнь не ограничена смертью тела, то и доступные материальные и нематериальные ресурсы бесконечны.

Осталось только выяснить, как нам всё вышеперечисленное реализовать и добиться этого замечательного состояния самосознания души.

Начнём от обратного. В этом смысле очень показателен антоним слова бесстрашие – малодушие. Следовательно, малодушие – причина появления страха. А это значит, что бесстрашие – проявление великодушия – некое свойство большой, осознанной души. Далее разберём, как подобное состояние самосознания можно обрести.

Осознанность смещает представление человека о себе, от самосознания – “я есть тело”, к самосознанию – “я есть душа”. При этом естественным, ненасильственным образом меняется точка восприятия реальности, она частично выходит за пределы материального мира. Душа начинает видеть, понимать и принимать свою истинную сущность.

Жизнь, как мы выяснили ранее, имеет нефизическое происхождение. Пока жизнь в форме самосознания взаимодействует с физической реальностью, ей ничего не угрожает по определению. Страх – это иллюзия, сотворённая самосознанием, заблудившимся в своих представлениях о мироздании.

Бесстрашие человека – способ его существования после избавления от критических заблуждений через осознание себя настоящего. Бесстрашие означает понимание неуязвимости самосознания для любых мыслимых или наблюдаемых ужасов.

Внешняя точка зрения по отношению к действующей реальности естественным образом переводит нас со сцены жизни в зрительный зал. Ощущая себя в кресле зрителя, мы сами выбираем: сопереживать происходящему на сцене или просто принять к сведению. Так работает самосознание осознавшего себя человека.

В этом смысле осознанность можно определить как способность в любое время и по своей воле переносить точку восприятия окружающей действительности за пределы наблюдаемой и переживаемой реальности. Подобное самоощущение души позволяет в любой момент увидеть истинную картину мира и объективно оценить все свои страхи, иллюзии и заблуждения. При этом не расходуется энергия на сопротивление реальности и не происходит её отрицание.

Далее рассмотрим способы окончательного и бесповоротного отказа от страха. Страх – это привычное состояние души. Для того чтобы отказаться от него, необходимо выйти за границы привычного, обыденного мироощущения и миропонимания.

Собственно в этом и заключается суть осознания, обретения бесстрашия, понимания всего – в выходе за пределы уже сформированного самосознания, страха, ограничений мировосприятия.

Существует несколько возможных способов реализации выхода за границы привычного и неправильного мировоззрения.

  1. Интуитивное, подсознательное прозрение, вызванное крайне негативными обстоятельствами нашей жизни. Достигается оно путём очень сильного волеизъявления в виде яростного, безальтернативного желания понять всё. Постижение истины происходит практически мгновенно. Важно помнить, что покаяние – очень опасный и непредсказуемый выход из предельного душевного кризиса в запределье. Своего рода – попытка отрастить крылья в падении.
  2. Осознание своей истинной сущности с помощью многократно повторяемого, методичного перемещения точки восприятия реальности за пределы тела – медитация, молитва, непреодолимое упорство в стремлении увидеть, понять и принять истину. Этот способ требует высокого эмоционального напряжения на протяжении длительного времени, аккуратности и понимания происходящих изменений. Своеобразная тренировка интуиции души, результат которой, в целом полезен, но тоже непредсказуем. Попытка усилить подобным образом взаимодействие души и Духа может при определённых обстоятельствах неожиданно разорвать связь души и тела.

“Медитация – это намеренная попытка проникнуть в высшие состояния сознания и в конечном счёте выйти за его пределы… В некотором смысле это подобно удержанию смерти под контролем” – Нисаргадатта Махарадж.

  1. Создание индивидуальной непротиворечивой картины мира. Используем метод последовательного приближения к истине. Напомню, интуиция, подтверждённая и обоснованная логикой, становится пониманием. При этом субъективный образ наблюдаемой реальности постоянно уточняется и корректируется, постепенно приближаясь к объективному оригиналу.

Это единственный контролируемый на любой стадии и самый безопасный способ. Разрушение противоречивой картины мира и создание непротиворечивой происходит одновременно и последовательно, шаг за шагом. Всегда можно остановиться.

Практика, как известно – критерий истины. Интуитивное озарение станет привычным состоянием, а подтверждающая правильность полученной информации логика – безупречной. Понимание того, что прозрение можно воспроизвести в любой момент, делает наше самосознание неуязвимым для заблуждений и страхов.

Вывод. Все способы достижения осознанного бесстрашия позволяют осознать себя настоящего, понять, как на самом деле устроен мир, и узнать главное – смерти нет. По крайней мере, в том смысле, как мы её себе обычно представляем. Напомню, смерть тела – это переход, завершение одного этапа жизни и одновременно начало другого. Если жизнь бесконечна, значит с исчезновением причины – смерти, исчезает и страх.

Смерть – главное противоречие в понимании жизни. Страх – переживание неизбежности этого конфликта. Бесстрашие – результат устранения противоречий и конфликтов миропонимания.

3. Последствия обретения бесстрашия

Обретение осознанного бесстрашия – это необратимое действие, которое кардинально и навсегда перестраивает самосознание человека, фиксируя самый важный его шаг навстречу Создателю. Оно кардинально меняет роль и место человека в обоих мирах: физическом и нефизическом. Мы выяснили, как стать осознанно бесстрашным, теперь разберём, что при этом происходит, и какие последствия имеет.

Жизнь без страха возможна только в понятном и непротиворечивом мире. Истинное, осознанное бесстрашие – всегда результат глубокого понимания мироустройства, которое по определению невозможно без устойчивого, постоянного взаимодействия души человека и Духа.

Напомню, что душа – обособленная и внутренне целостная проекция Духа. Она создана путём её добровольного самоограничения. Причины подобной самоизоляции души мы рассматривали ранее, повторяться не будем. Важно понять, что степень взаимодействия между ними определяется душой, путём её волеизъявления. Душа сама накладывает на себя ограничения и сама вправе в любое время их снять полностью или частично.

Душа способна востребовать любые свойства Духа. Бесстрашие одно из них.

Обретение человеком осознанного бесстрашия – одного из качеств Духа необратимо меняет его жизнь в материальном мире и гарантирует существование души в мире нематериальном. При этом происходит следующее.

  1. Осознанное бесстрашие очищает, “спасает” душу. Зависть, жадность, агрессия, ненависть – результат заблуждений, созданных страхом. При отказе от страха душа естественным образом наполняется исходными энергиями Духа: любовью и благодарностью. Что делает её существование в нефизическом мире Творца не только возможным, но и неизбежным.
  2. Осознанное бесстрашие преобразует индивидуальную реальность, из неё уходят не только негативные энергии самой обновлённой души, но и другие носители страха, другие заблудшие души. Они просто не смогут находиться рядом. Уйти или измениться – их выбор.

Страх, который испытывает заблудшая душа – причина существования зла в этом мире. Единственный доступный человеку способ избавить окружающую действительность от зла – начать с себя. Если этого не сделать, то попытка нести в мир “добро и справедливость” будет только увеличивать в нём зло. Практически каждое совершённое действие без понимания внутренней взаимосвязанности всего в нашей единой реальности ведёт к её частичному разрушению.

  1. Осознанное бесстрашие освобождает волю души от иллюзий – искусственных, придуманных блоков, созданных страхами. Энергия сотворения – Благо, проходя через бесстрашную душу без искажений, переформатирует индивидуальную реальность и наполняет её справедливостью, благодарностью и любовью, а значит умиротворением, изобилием и счастьем. Осознанное бесстрашие позволяет самостоятельно и осмысленно формировать свою судьбу, свою индивидуальную реальность.
  2. Осознанное бесстрашие существенно расширяет горизонт восприятия мира. Позволяет заранее видеть приближение реальной угрозы, и в критической ситуации принимать правильные решения. Делает возможной объективную оценку происходящих событий, тем самым увеличивая уровень понимания и принятия мира, а значит, уровень безопасности и комфорта нашего существования в физической реальности.

Вывод. Все вышеперечисленные внутренние и внешние изменения переводят взаимоотношения души и Духа на совершенно другой уровень взаимодействия. И тогда справедливость – принцип, управляющий мирозданием, становится внутренней сутью души, а непредсказуемая подсознательная интуиция превращается в неизменную мудрость.

Мудрый, осознанный человек – не тот, кто знает всё. Это невозможно по определению, в силу естественного для нашего земного существования фрагментированного миропонимания. Мы воспринимаем и обрабатываем информацию по частям, поэтому мудрость – это возможность получить правильный ответ на любой вопрос в любое время.

Бесстрашие и бессмертие абсолютно взаимосвязаны и взаимозависимы. Бесстрашие позволяет увидеть то, что находится за пределом смерти. Способность увидеть это делает нас бессмертными.

“Осознайте, что то, что вы есть, не может рождаться и умирать, и с исчезновением страха закончатся и все страдания” – Нисаргадатта Махарадж.

Человек всю свою жизнь идёт к Богу, даже если не понимает этого. Обретение осознанного бесстрашия означает, что дверь Домой открыта, и мы стоим на пороге. Осталось сделать последний шаг – осознать и принять индивидуальное бессмертие.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий