Что такое счастье

Счастье есть смысл и цель жизни, основное назначение

и венец человеческого существования.

Аристотель

Что такое счастье

(Непротиворечивая картина мира)

Как мы представляем себе счастье? В чём его предназначение? Что значит быть несчастным? Чем удовольствие и наслаждение отличаются от счастья? Ответы на эти вопросы крайне важны для нашего существования. Сама возможность их получить, понять и принять позволяет объективно оценить нашу жизнь и осознанно изменить её в лучшую сторону.

Начнём рассматривать обозначенную тему с обобщения общепринятых представлений о счастье. Сделать это будет непросто в силу некоторой абстрактности и размытости его определения. Достаточно перечислить слова синонимы: хорошо, приятно, наслаждение, удовольствие, благополучие, благодать, блаженство, эйфория. Сразу видно, что их значения, мягко говоря, не совсем совпадают. От нравственно-этических категорий – хорошо и благодать до медицинского термина, описывающего болезненное состояние – эйфория. Но нас сложности не пугают, поэтому приступим.

Академический философский словарь характеризует счастье следующим образом – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Расшифровка значения слова из Википедии. Счастье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- “хороший” и *čęstь “часть”, то есть “хорошая участь”) – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации.

Будда: “Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, – просто смешно”.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): “…Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств”.

Фридрих Ницше: “Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем”.

Пифагор: “Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом”.

Аристотель и Гегель считали, что нравственные добродетели – есть путь к счастью.

Здесь необходимо признаться сразу, что вышеприведённые цитаты подобраны по критерию их непротиворечивости друг другу. Иначе мы не смогли бы сформулировать промежуточное определение счастья. Мнения, противоречащие им, мы рассмотрим ниже, когда будем говорить об ошибках и заблуждениях на эту тему.

А пока сформулируем основные характеристики счастья, основываясь на вышеизложенных оценках.

  1. Счастье – это состояние человека, соответствующее некому высшему благу, и одновременно конечная цель жизни человека, идеальный результат его самореализации. Первое видимое противоречие, не устранённое философами до сих пор. Непонятно как сиюминутное чувственное переживание человека может быть конечной целью всей его жизни. Выход из него чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья – прежде всего речь идет о разделении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Но это ошибочное представление, и об этом мы поговорим ниже.
  2. Источник счастья находится в нас самих. Внешние объекты, субъекты и обстоятельства не могут влиять на его наличие или отсутствие. “Я рождён, и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым”, – Альберт Эйнштейн, подтверждает.
  3. Ощущение счастья, неким образом, зависит исключительно от мыслей и поступков человека, соответствующих нравственным добродетелям.

Отсюда логично сделать заключение, что антипод счастья – несчастье является результатом несовпадения принятых нами решений и совершённых действий, нравственным добродетелям – высшему благу.

Очень любопытный вывод, который объясняет, почему мы все счастливы примерно по одним и тем же причинам, а несчастливы каждый по-своему. Образец соответствия мыслей и поступков для всех един – нравственность, а ошибки и заблуждения в силу ничем не ограниченной свободы воли у всех разные. Сочетание их количества и качества определяет степень и глубину наших несчастий.

Чтобы лучше понять, что есть счастье, начнём рассмотрение вопроса от обратного. Необходимо разобраться, что мы делаем неправильно. А для этого привычно заглянем в пропасть наших иллюзий и страхов. Далее мы подробно рассмотрим источники и первопричины несчастья.

1. Что значит быть несчастливым?

Для начала определимся со значением термина, обозначающего состояние противоположное счастью. Сделать это будет нелегко. Чтобы понять почему, рассмотрим значение синонимов слова несчастье: беда, зло, опасность, испытание, горе, трагедия, неудача, печаль, бедствие, удар судьбы, погибель, неблагополучие. Мы считаем несчастьем: свои страхи, негативные эмоциональные переживания, будущие угрозы, случайные неприятные события, неизбежную смерть и даже неполучение блага. То есть всё что угодно, не совпадающее с нашим пониманием счастья.

Толковый словарь русского языка несколько сужает и упрощает определение – человека называют несчастным, если он страдает, испытывает горе.

Что самое интересное, не существует универсальных, претендующих на объективность философских учений о природе несчастья. В отличие от счастья. Странно, правда? Поэтому воспользуемся мнением на этот счёт “инженеров человеческих душ”.

“Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”, – Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

“Никто не может быть или сделаться несчастным против своей воли”, – Франческо Петрарка.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод – общепринятых представлений о несчастье не существует. Восприятие и определение несчастья всегда крайне субъективно. Более того, вне индивидуальной картины мира каждого отдельного человека его просто не существует. И это очень важное умозаключение является основой для понимания различий между несчастьем и счастьем.

Если нет единого мнения по поводу того, что есть несчастье, предлагаю воспользоваться инструментарием непротиворечивой картины мира. Напомню, в ней не существует конфликтов субъективных мировоззрений. Все противопоставления и заблуждения легко выявляются и как результат исчезают.

С бесчисленных индивидуальных точек зрения наблюдается единый, взаимосвязанный, непротиворечивый мир. У любой его части есть объективный перечень характеристик, его можно описать. Тем более что первый и главный признак несчастья мы уже определили, остальные – всего лишь его последствия и нужны больше для конкретизации проблемы.

  1. Несчастье всегда субъективно. Оно продукт сугубо индивидуального творчества и восприятия.
  2. Первоисточником несчастий являемся мы сами. Они результат неправильных мыслей, волеизъявлений, поступков, противоречащих нравственному закону. Ф. Петрарка говорил именно об этом.
  3. Переживание несчастья всегда сопровождается страданиями. Их причинами мы ошибочно считаем либо внешние факторы, либо случайные, как нам кажется, проблемы с нашим телом.
  4. Принимать что-либо за несчастье, означает создание иллюзии присутствия зла в мире. Перефразируя М. Булгакова, несчастливые люди – творцы зла и, прежде всего, в своей личной реальности.

Чтобы понять, каким образом мы сами создаём всё плохое, что с нами происходит, необходимо вернуться к темам справедливости и отрицания действительности. Но в контексте рассматриваемой темы.

Напомню, мир создан и управляется законом справедливости. Его очень упрощённо можно описать как всеобъемлющий, всепроникающий, бесконечный по мощи поток нефизической энергии, созидающей и структурирующий реальность. Он поддерживает и стимулирует всё, что способствует развитию и разнообразию материального мира. Иными словами, делает Мир правильным.

То, что не соответствует этим критериям, просто исчезает, смывается, расточается. Пытаться противостоять ему, причём безуспешно, можно только в случае, если не подозреваешь о его существовании. Иначе это неизлечимая форма безумия со склонностью к суициду. Думаю, среди нас таких нет. А вот тех, кто не понимает, как устроена окружающая действительность, к сожалению, подавляющее большинство.

Их определяющий признак – отрицание реальности в той или иной степени. Ранее мы уже обсудили с вами причины, характеристики и последствия этой формы взаимоотношений с миром. Повторяться не будем, но рассмотрим вопрос взаимодействия свободы желаний отдельного человека, коллективного волеизъявления и воли Творца.

Принимая то или иное решение, мы, как правило, не задумываемся о том, насколько оно соответствует преобладающему мнению общества, в котором мы живём, а тем более, изначальному замыслу Создателя. Дело в том, что большую часть своей деятельности мы осуществляем либо бессознательно, либо не до конца понимая её последствия. А они в очень большой степени зависят от того, насколько наши мысли и поступки соответствуют коллективному волеизъявлению нашего окружения в частности и потоку всесозидающей энергии Духа в принципе.

Одно дело – противостоять групповой воле общества и совсем другие усилия потребуются, чтобы бороться с реальностью законов Творца. И если в первом случае теоретически можно выстоять и добиться желаемого результата, то во втором нет ни единого шанса. Выглядеть это будет следующим образом – намерения и действия, отрицающие естественное стремление к созиданию, независимо от приложенных усилий приведут к возникновению ситуаций противоположных нашим ожиданиям.

Всё равно, что пытаться стрелять из лука по намеченной цели строго против ураганного ветра. Хорошо ещё, если просто не попадём, но стрела может вернуться назад, причём с дополнительным ускорением. Зададим себе риторический вопрос. Это пример несчастья? Или крайняя степень отрицания реальности, которая сродни безумию?

Главный признак несчастливой жизни – когда стрелы наших желаний либо исчезают в тумане непонимания происходящего, либо возвращаются, принося вместо радости достижения результата, боль и страдания.

Утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти смысл жизни. Многие из нас пытаются компенсировать эту потерю стимуляцией центров удовольствия своего тела. “Заесть”, так сказать, несчастье чем-нибудь “вкусненьким”. Возможно ли это? И какие будут последствия? Давайте разбираться.

2. Иллюзии удовольствия и наслаждения

“Один из секретов счастливой жизни – непрерывно доставлять себе мелкие наслаждения, и если иные из них можно получить с минимальной затратой денег и времени – тем лучше”, – Айрис Мердок, английская писательница и философ.

Перед нами великолепный образец, точно сформулированного, идеального заблуждения. В этом изречении прекрасно всё. Сразу видно, что его автор – талантливый, творческий человек, склонный к философским обобщениям и глубокому погружению в придуманные иллюзии.

Разберём цитату на отдельные смыслы и выявим все противоречия, которые она содержит. Приступим.

  1. Счастье души можно заменить наслаждением тела.
  2. Счастливая жизнь – это непрерывная стимуляция центров удовольствия тела.
  3. Счастье можно получить только извне – найти, отнять, украсть, купить, наконец, и чем дешевле, тем его будет больше. Два, а лучше три счастья по цене одного.
  4. Чем короче временной интервал между приступами физиологического экстаза, тем выше общий уровень счастья.

Как это ни грустно, большинство жителей нашей планеты в той или иной степени согласятся с этими утверждениями. Особенно алкоголики, наркоманы и чрезмерно сексуально озабоченные люди.

Но всё не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Чтобы увидеть, как происходит подмена понятий, и оценить разницу между счастьем и удовольствием, необходимо уточнить природу вышеприведённых заблуждений и выяснить причины их появления. Для этого рассмотрим, как взаимодействуют между собой тело и душа.

Радость, счастье, наслаждение, удовольствие, блаженство, эйфория – все эти состояния человека очень похожи по переживаемым ощущениям. Они сопровождаются выбросом в кровь так называемых гормонов счастья, которые вызывают экстатические и эйфорические положительные эмоции разной степени яркости. Как правило, они сопровождают принятие нами чего-либо правильного и хорошего для души или тела. Это может быть что угодно: намерения, поступки, события, внешние обстоятельства, удовлетворение любых физиологических потребностей тела и многое другое.

При этом происходит двухстороннее взаимодействие между телом и душой, при котором они обмениваются сообщениями, подтверждающими правильность, стимулирующими принятие и одобрение происходящего. Это влияние взаимно, эмоции, переживаемые душой, влияют на выделение телом тех или иных гормонов. Вырабатывая гормоны при реакции на различные физиологические раздражители, тело создаёт эмоциональный фон души.

Разница между удовольствием и счастьем в источнике сигнала и в форме переживания. В первом случае – это тело, испытывающее удовлетворение и наслаждение от того, что с ним происходит, во втором – душа в состоянии радости созидания и слияния с энергией Духа. Иными словами, удовольствие, наслаждение, эйфория – это когда хорошо телу при его взаимодействии с окружающей действительностью. Счастье – когда хорошо душе, испытывающей внутреннее единение с потоком Блага.

Таким образом, источники радости тела находятся вне его, они результат субъективного восприятия и взаимодействия с миром. Неисчерпаемый Источник счастья души объективен и находится в ней самой, разорвать связь с ним невозможно ни при каких обстоятельствах, до тех пор, пока она существует.

У тела и души разные функции, цели и способы их достижения, поэтому их состояния радости могут не совпадать и даже конфликтовать друг с другом. То, что хорошо для тела может быть плохо для души и наоборот. Что важнее: бренное тело или бессмертная душа – это всегда проблема выбора, которую каждый решает сам.

Очень часто, потеряв нравственные ориентиры и смысл жизни, остро ощущая недостаток счастья души, мы пытаемся компенсировать его доступными повседневными удовольствиями тела. Переключаясь с поиска счастья на удовлетворение безусловно приятных физиологических потребностей, мы совершаем очень серьёзную, может быть главную ошибку в своей жизни. Независимо от формы реализации это всегда путь в тупик.

Причина этого проста. Попытка заменить внутренний неисчерпаемый по силе и продолжительности Источник счастья заимствованными внешними стимуляторами даёт очень кратковременный, поверхностный эффект. Требует постоянной подпитки во всё больших дозах как наркотик. Заставляет потреблять всё как не в себя. Мы попадаем в очень опасную физиологическую ловушку искусственно созданной иллюзии блаженства – эйфории. Выход из нее, как правило, только один – смерть.

Хотя сам процесс приближения к финалу может длиться очень долго, в зависимости от выбранной формы компенсации, сути это не меняет. Душа, потерявшая способность ощущать счастье, пытаясь жить потребностями тела, угасает. Как будто, покидая пустеющий дом, проходя комнату за комнатой и не находя причин остаться, последовательно в каждой из них мы выключаем свет. Последний шаг и наступает темнота.

Мы все в той или иной степени живём в мире иллюзий. Пример Айрис Мердок показывает, что можно быть талантливым, творческим человеком, добиться успеха и признания, но при этом всю жизнь считать, что счастье – это обилие вкусных булочек и секса.

Иногда заблуждения создают формы страданий, стимулирующие бесконечный поиск выхода из тупика, в который мы сами загнали свою душу. Так рождаются грустные, депрессивные, но иногда гениальные произведения.

Разница между остро осознаваемым несчастьем и жизнью в иллюзии постоянных микро удовольствий только в одном – эйфорическом, наркотическом обезболивании страданий. При этом, создавая ложное представление о решении одной проблемы, но не устраняя её, мы создаём множество других.

Дело в том что, заглушая сигнал, предупреждающий о неправильности наших мыслей и поступков, мы лишаем себя способности адекватно реагировать на происходящее. Перестаём замечать свои ошибки, теряем ориентацию, не обращаем внимания на возможные выходы из неприятной ситуации. Начинаем в слепую метаться в поисках благоприятного исхода. Принимаем неверные решения, усугубляющие ситуацию, ускоряя тем самым закономерное саморазрушение.

 Как говорится – куда ни кинь, всюду клин. Описанные выше ситуации были бы крайне печальными и даже страшными, если бы не имели простого решения. Рассмотренные нами состояния – несчастливая жизнь и погоня за материальными удовольствиями и наслаждениями – это отклонение от нормы, извращения, сформированные нашими иллюзиями и заблуждениями.

Мы изначально созданы для счастья. Оно естественное условие нашего существования. Предлагаю выйти из сумрака внутренних противоречий и рассмотреть солнышко нашей жизни поближе.

3. Счастье – цель и смысл жизни

С точки зрения непротиворечивой картины мира, счастье – это внутреннее состояние души, подтверждающее правильность выбора цели и путей её достижения, соответствие нашей жизни нравственному закону и Благу. Оно изначально объективно по своему происхождению и не зависит от нашего субъективного восприятия любых внешних факторов, событий, обстоятельств.

Это главный и трудно объяснимый парадокс. Сложно себе представить, как можно быть счастливым, если вокруг нас происходят войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы. А наша жизнь немыслима без проблем межличностных взаимоотношений, болезней и прочих неприятностей. Всё это устойчиво ассоциируется с несчастьем. Но в этом и заключается их принципиальное отличие.

Счастье это сигнал, который душе передаёт её Источник – Благо, Дух, Создатель. Очень условно его можно описать как процесс наполнения души энергией сотворения Мира, подтверждения её соответствия Истине, изначальному смыслу существования. Ощущение счастья всегда появляется изнутри души, своим отблеском, проекцией освещая всё вокруг нас.

Сообщения о несчастье или об удовольствии передаётся душе через сигналы тела извне. Это информирование души о процессах, происходящих с телом и вокруг него.

“Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души”, – Ф.Дзержинский.

Оказывается, ощущение счастья не зависит от ситуации, в которой мы находимся. Беды, болезни и даже катастрофы не в состоянии его заблокировать, но могут изменить фокус восприятия реальности на некоторое время. Если душе хорошо, а с нами и вокруг нас происходят плохие события, то общее состояние будет зависеть исключительно от того, на каких переживаниях мы сосредоточенны.

Человек обладает безусловной свободой воли и фрагментированным мировоззрением. Это позволяет произвольно выбирать элемент реальности, на котором мы желаем сконцентрировать своё мировосприятие. Простым переключением внимания с окружающей действительности или ощущений тела на состояние души мы переходим от несчастливой жизни к абсолютному счастью.

Проще всего это сделать, меняя точку зрения, вынося её за пределы негативных обстоятельств. Это непросто сделать первые несколько раз, потому что мы привыкли зацикливаться на своих переживаниях, особенно неприятных. После небольшого количества удачных попыток вырабатывается универсальный и автоматический способ решения всех проблем. Попробуйте сами.

Здесь есть маленькое “но”, которое может стать очень большим, а может быть и непреодолимым. Этот способ работает только при одном условии – необходимо счастье души. Это внутренне ощущение не имеет ограничений по времени и интенсивности в силу безграничности Источника его появления. Проблема может быть только в соответствии наших мыслей, решений и поступков созидающему направлению потока Блага.

Для контроля этого совпадения и существует нравственный закон внутри нас – категорический императив. Он же положительный мотиватор, подтверждающий правильность наших желаний, поступков, отношения к жизни вообще. Мы счастливы, если всё, что мы делаем, как минимум не противоречит изначальному закону справедливости, а лучше максимально совпадает с ним.

Напомню, нравственный закон внутри нас – это компас, где стрелка – поток Блага, а наши эмоции – индикатор отклонения от него. Перед тем, как принять какое-либо решение, представьте, что вы его уже реализовали. Прислушайтесь к своим ощущениям. При достаточной практике вы практически мгновенно будете чувствовать позитивную или негативную реакцию души, прилив либо упадок сил.

Умение пользоваться этим встроенным в нас инструментом можно довести до степени, когда даже плохие мысли будут вызывать мгновенный отклик – отвращение. И тогда, чтобы стать несчастным, нам придётся совершать над собой в буквальном смысле физическое насилие, преодолевая естественное сопротивление души.

Теперь конкретизируем некоторые характеристики счастья, используя для иллюстрации цитаты и их расшифровку.

“Многие ищут счастья в областях выше своего уровня, другие ниже. Но счастье одного роста с человеком”, – Конфуций.

Имеется в виду, что счастье – естественное состояние каждого человека от его рождения до самой смерти. Его уровень не зависит от наших достижений, неудач или самооценки. Оно уже есть у каждого изначально и в полной мере. В нашей воле воспользоваться им или нет.

“Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем”, – Пифагор.

Счастье существует только сейчас. Это сигнал, подтверждающий правильность того, что мы подумали, захотели, совершили. Его не существует в прошлом – есть воспоминания о счастье. И нет в будущем – это мечты о счастье. И то и другое приятные, но иллюзии. Вся наша жизнь – одно непрерывное сейчас.

“Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым”, – И.Кант.

Счастье – цель и смысл жизни по очень простой причине. Мы пришли в этот Мир с единственной целью – сотворение реальности. Наполняя его любовью и благодарностью, мы создаём неповторимое разнообразие материальных и духовных сущностей, расширяя Вселенную. Счастье – это состояние принятия естественной Любви и Благодарности Творца за всё правильное и хорошее, что мы совершили.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий