Для чего нужна совесть

Закон, живущий в нас, называется совестью.

Совесть есть, собственно, применение

наших поступков к этому закону.

Иммануил Кант

Для чего нужна совесть

(Непротиворечивая картина мира)

Совесть – наша безжалостная мучительница или ангел хранитель? Откуда она берётся? И в чём её смысл? Жить без совести или по совести? Каков будет результат выбора? Давайте разбираться.

Начнём с общепринятых представлений о том, что есть совесть. Философский академический словарь утверждает, что совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.

Высказывания святых отцов на эту тему.

“Совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать…” – святитель Иоанн Златоуст, (47, 781).

“Совесть… есть голос Вездесущего Бога в душе” – святитель Феофан, Затворник Вышенский, (87, 243).

Старец Паисий Святогорец считал, что: “Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести – это самый страшный и самый мучительный для человека червь”.

Мнения философов.

Николай Бердяев: “Совесть есть воспоминание о Боге”.

Иммануил Кант в работе “Критика практического разума” писал, что: “…совесть не есть нечто приобретаемое, и не существует обязанности приобрести ее: но каждый человек, как нравственное существо, имеет в себе совесть от рождения”.

Греческие философы школы Сократа ввели философское понятие даймония (греческое δαιμονιον – “божественное”) означающее внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в котором сокрыта опасность для телесного или морального благополучия. Ученик Сократа Ксенофонт даймоний причисляет к искусству предсказания. Другой его ученик Платон толковал даймоний как совесть.

Отметим, что это очень любопытная разница в представлениях у философов одной школы. Почему она возможна? И как между собой связаны способность предвидеть и совесть мы обсудим чуть позже.

Пока же обобщим все вышеприведённые определения в единую концепцию. Это будет достаточно легко сделать, потому что они не противоречат друг другу. Перечислим основные общепринятые характеристики совести.

  1. Совесть – это некое изначальное и неотделимое качество, присущее каждому с рождения и до самой смерти. Первичная характеристика самого нашего существования.
  2. Источником совести является некая высшая, божественная воля. По определению она находится за пределами восприятия нашего сознания.
  3. Она непрерывно транслирует нам некий образец – “должное”, с которым мы, безусловно, обязаны сравнивать свои мысли, поступки и оценивать происходящие события.
  4. Основное предназначение совести – предупреждать нас об отклонениях от “должного” при реализации нами своего права на свободу воли. Для того чтобы мы могли предотвратить или исправить неправильные действия, которые неизбежно вызовут негативные последствия.
  5. Сигнал об опасности принятого решения не пропадает даже после его реализации. Напротив, он может со временем даже усиливаться в форме так называемых угрызений совести, иногда делая нашу жизнь совершенно невыносимой.

В общем, всё очевидно. Оспорить изложенные здесь принципы вряд ли получится просто в силу того, что мы наблюдаем их подтверждение практически ежедневно. Но описать действие закона, не значит понять его объективность, универсальность и предназначение.

Тем более, что очень часто мы видим исключения. Некоторые из окружающих нас людей, не замечая каким-то образом и совесть, и её угрызения, живут гораздо лучше других, потребляя ресурсы, им не принадлежащие. Получается, быть бессовестным выгодно и комфортно. Создаётся ощущение, что Божественный закон можно обойти. Он необязателен к исполнению. А значит, он законом не является.

Выходит святые отцы и мудрые философы неправы? Противоречие? Иллюзия? Или мы чего-то недопонимаем. Давайте разбираться.

1. Совесть – проявление нравственного закона

Мы уже говорили о том, что у закона не может быть произвольных исключений, иначе это не закон. И если в повседневной жизни мы наблюдаем некоторые явления, несоответствующие ему, то объясняется это просто. Значит, мы по каким-то причинам не видим результатов его действия или не понимаем, какими они должны быть.

Для выявления и устранения видимых нарушений причинно-следственных связей происходящих событий у нас есть прекрасный инструмент – непротиворечивая картина мира. Используем её для приближения нашего субъективного мировосприятия к объективной Истине. Напомню основные принципы: мир един, внутренне взаимосвязан и непротиворечив. В нём всё происходит вовремя и правильно.

Это возможно только потому, что Мир создан справедливостью. Она определяющий признак неистощимой, всёсотворяющей энергии Духа, благодаря непрерывному потоку которой создаётся, существует и развивается наша реальность. Совесть – это проекция, материализация безусловной справедливости Бога в нашей душе.

Иными словами, нефизическая энергия творения – Благо, изначально обладает таким качеством как справедливость, правильность, истинность. Не забыли? Это слова синонимы, обозначающие одно и то же свойство. Мы их перечислили только для того, чтобы подчеркнуть объективность и универсальность этого атрибута Создателя. С точки зрения Платона, Благо и есть Бог. Это верная, хоть и несколько упрощённая точка зрения в данном случае подтверждает наши рассуждения.

Ранее мы уже говорили о том, что через нашу душу в мир идёт непрерывный поток энергии творения. Обладая свободой воли, мы вправе произвольно менять направление и силу его течения. Наша душа принимает управляющие решения на основании информации, полученной от своего тела. Именно такой способ взаимодействия Духа – источника Блага, души – выбирающей способ реализации, и тела – воспринимающего информацию о мире и взаимодействующего с ним, позволяет обеспечить бесконечное разнообразие сотворяемой реальности.

При этом душа настолько свободна в своём выборе, что может, неверно интерпретировав сигналы, поступающие от тела, превратить всё созидающее Благо в абсолютное Зло разрушения. Но этого не происходит по той простой причине, что в идее сотворения мира лежит изначальный принцип справедливости. Он и есть то истинное и должное, которое как стрелка компаса всегда указывает правильное направление движения энергии сотворения.

Работает это следующим образом. Мы есть воплощение, проекция: Духа, Творца, творческого начала – выберете сами, что вам ближе. Это не имеет значения. Главное, что мы наделены всеми его атрибутами, в том числе изначальным пониманием справедливости, правильности, истинности. Это качество горит в нас как неугасимый вечный маяк. Это его имел в виду Иммануил Кант, когда говорил о “нравственном законе внутри нас”.

Пока мы в своих мыслях, решениях, поступках учитываем его свет, движемся хотя бы примерно в его направлении, у нас всё хорошо. Мы прекрасно себя чувствуем во всех отношениях: душевно, физически, и даже материально. И в этот момент понимание совести, её восприятие для нас недоступно. В ней нет необходимости.

Совесть – это сигнал тревоги о приближающейся опасности. Он появляется, когда наши мысли, выбор и последующие действия перестают соответствовать должному, а тем более, когда прямо противоречат ему. Это происходит, как правило, если информация об окружающей действительности, поступающая от органов чувств, неправильно интерпретируется душой. Искажённое, противоречивое мировосприятие реальности рождает в душе иллюзию страха, которая её дезориентирует и заставляет принимать неправильные решения.

О том, по каким причинам это происходит и к каким последствиям неизбежно приведёт, мы подробно поговорим ниже. А пока сформулируем два промежуточных вывода.

  1. Совесть – это универсальный предохранитель, защищающий душу и тело от проявлений свободы воли, ведущих к их саморазрушению, и вечный маяк, указывающий правильный, справедливый путь. Она предупреждает, но не запрещает.
  2. Бесстрашие или страх души определяет выбор между должным – истинным и ложным решением.

2. Жизнь без совести

Мы с вами выяснили, что совесть по своей сути – естественный предохранитель нашей, ничем не ограниченной свободы воли. Поэтому, иногда она мешает нам получить то, чем мы страстно желаем обладать.

Это может быть что угодно: любовь, положение, общественное признание, любые особо значимые для нас вещи. Разновидностей фетишизма очень много. Напомню, человеку свойственно наделять объекты, события и даже идеи качествами, изначально им не присущими. Предельная концентрация внимания на отдельном элементе реальности создаёт его сверхзначимость для нас.

Как поётся в одной песенке старого фильма: “Всё возьми, барашка дай! …А что делать? Так хочу”. Шутка, которая в гипертрофированной форме очень точно описывает ситуацию, когда некая вещь или идея становится больше и важнее всего мира.

Иллюзия сверхценности блокирует адекватное восприятие реальности и способна на время заглушить голос совести, который напомню: “…есть голос Вездесущего Бога в душе”. Попробуем разобраться, возможно ли игнорировать “нравственный закон внутри нас”? И какие последствия будут у этого процесса?

Но прежде необходимо пояснить, что само стремление человека чего-то желать, достичь, получить, даже владеть – естественный стимул его развития. И если оно реализуется за счёт собственных усилий и ресурсов – это хорошо и справедливо. Результат коллективного труда принадлежит всем – и это правильно. Нравственный закон при этом никак не нарушается, потому что мысли, желания, поступки соответствуют творческому потоку Блага.

Другое дело, когда мы желаем присвоить созданное не нами и принадлежащее другим, особенно вопреки их воле. А тем более используем при этом способы несовместимые с нравственностью и справедливостью. Вот тогда и появляются странные ощущения, очень напоминающие внутренний протест той части нас, которая осознаёт недопустимость подобных мыслей, намерений и поступков.

Причём это не прямой запрет на те или иные действия. Не существует сил, способных ограничить свободу проявления нашей воли. Просто нам сразу становится плохо эмоционально, душевно и даже физически. В зависимости от совершённого проступка от лёгкого дискомфорта до невозможности дальнейшего существования. Это результат противодействия потоку жизненной энергии, который воспринимается нами как предостережение – не делай так.

Как и любой внутренний сигнал его можно:

  1. Игнорировать. Потерпеть, а потом попытаться переключится на другие сильные эмоции. Например, попробовать получить удовлетворение от неправедно достигнутой цели.
  2. Заглушить. Попытаться убедить себя с помощью логических рассуждений, что всё сделал правильно, иначе было нельзя, я более достойный, мне нужнее и так далее. Заместить осознание объективной истины субъективной правдой, основанной на самообмане.
  3. Ослабить. Достигается путём постоянного игнорирования и глушения сигнала. Тренировка бессовестности своего рода.

В мире достаточно много людей, достигших больших успехов в этом неблагодарном в прямом смысле этого слова деле. И в этом им очень помогает избыточная концентрация на сверхценностях, к которым они стремятся. Ложные маяки отвлекают от раздражающего света истины и справедливости. Позволяют получить массу краткосрочного удовольствия в погоне за иллюзиями. И расплатится за это исчезновением своего Я.

Наркотики и алкоголь, как один из способов нейтрализации совести, мы рассматривать не будем, прежде всего, ввиду его бесполезности. Проблему не решает, а самоликвидацию ускоряет.

Мы обсудили, как можно попробовать избежать угрызений совести. Теперь разберемся, почему это бесполезно, вредно и опасно.

  1. Бесполезно, потому что совесть – одно из неотъемлемых свойств души. Избавиться от неё можно, только уничтожив саму душу. А это очень хлопотное и в буквальном смысле бесконечно мучительное занятие, в том числе за пределами тела, означающее окончательную смерть индивидуальности.
  2. Вредно по той причине, что вся польза от игнорирования сигналов совести, все несправедливые приобретения – это иллюзия, достижение которой приносит кратковременное удовлетворение, не стоит невероятных, изматывающих усилий по борьбе с нравственным законом внутри нас. И неизбежно вызывает чудовищное разочарование и бесконечное сожаление, которое будет мучить нас всегда.
  3. Опасно в том смысле, что попытки не замечать предупреждения о надвигающейся угрозе неизбежно приводят к тяжёлым последствиям. Беды, болезни становятся естественными составляющими жизни, само существование тела и даже души ставится под вопрос. Это можно сравнить с систематическими попытками пересекать перекрёсток на предостерегающий красный свет. В итоге – аварии, травмы, смерть.

А мы потом удивляемся, откуда и по какой причине в нашей жизни появляются проблемы и несчастья? Двигаться против течения созидающей мир энергии, биться о Благо как о стену – это не наказание, это безумие и членовредительство, переходящее в суицид. Битва с объективной реальностью в погоне за придуманными фантомами это забавно, бессмысленно и очень больно.

Немного о том, почему угрызения совести могут усиливаться со временем. Как правило, наши мысли, решения, поступки взаимозависимы и последовательны. Так вырабатываются стереотипы поведения, изменить которые очень тяжело. Наше будущее сформировано нашим прошлым. Принимая решения сейчас, мы его либо подтверждаем, либо корректируем в лучшую или худшую сторону. Общая направленность усилий определяет изменение нашего состояния. Чем больше несправедливых поступков мы совершаем, тем громче предостережение и суровей воздаяние.

Теперь разберёмся, почему мы не всегда видим процесс расплаты бессовестных людей за нарушение ими закона справедливости. Ведь наша душа требует праздника здесь и сейчас, чтобы все ужаснулись безжалостному и немедленному возмездию. В назидательных целях конечно, а не из любви к жестокости. А они едут мимо нас на своих лимузинах в бутики и дорогие рестораны, исполненные глубокого чувства удовлетворения и превосходства. Как жить после этого?

К счастью, прежде всего для нас самих, закон справедливости, Создатель в более широком смысле, по определению не может быть личным карателем. Ему нет дела до наших комплексов, рождённых непониманием и страхом. В Его мире всё происходит правильно и вовремя, по Закону Его. Смысл происходящего в сотворении, развитии и коррекции движения, а не в наказании за проступки.

С точки зрения Духа, зла и преступников не существует, есть недопустимые ошибки сотворения, которые исправляются естественным образом с минимальными потрясениями. Как правило, путём самоликвидации. Срок исполнения и внешние эффекты в этом смысле не имеют никакого значения. А теперь скажите, кто из нас может в подробностях наблюдать процесс, происходящий в изолированной системе, в другом человеке, произвольно растянутый во времени? И хорошо, что не видим и не участвуем. Это, слава Богу, не наш опыт.

Напомню: “Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести”. При этом расплачиваться за содеянное не по справедливости приходится в буквальном смысле этого слова всем: потерей смысла существования, здоровьем, жизнью, бессмертием души. Состояние счастья становится принципиально недоступным, а в конце наступает ничто, причём навсегда.

3. Жизнь по совести

Совесть – наш безжалостный ангел хранитель, спасающий от совершения критических ошибок при реализации права на свободу воли. Её задача – создавать предостережение, пропорциональное степени отклонения от правильного выбора. Она принципиально не отделима от души. Душа существует, только пока слышит: “голос Бога”.

Но живущие по совести, не испытывают её угрызений, потому что двигаются в потоке творческой энергии Духа. Получается, если мы всё делаем правильно, поступаем справедливо, то наша душа перестаёт воспринимать корректирующие сигналы совести. Просто в силу отсутствия необходимости. А как же “голос”, без которого душа не существует. Противоречие? Нет, конечно. В непротиворечивой картине мира разногласий нет и быть не может.

Выше мы рассмотрели определение и функцию совести применительно к проявлениям свободы воли вопреки справедливости, отсюда её прямая взаимосвязь с угрызениями. Напомню, что они являются предостережением о неправильных мыслях, решениях, поступках. Логически рассуждая, должны быть аналогичные сигналы, поощряющие и стимулирующие правильные действия. Голос Бога наша душа слышит всегда, меняются только его интонации и смыслы.

Мы, в силу фрагментированности своего мировосприятия, отдельным признакам одного явления даём разные, иногда прямо противоположные определения. В качестве подтверждения приведём мнения о “божественном” Платона и Ксенофонта. Напомню, они оба принадлежали к философской школе Сократа. Первый соотносил понятие даймония с совестью, второй – с искусством предсказания.

Совесть можно отнести в определённой степени к предвиденью, но только в отрицательном смысле, предостерегающем от плохого результата. А искусство предсказания в широком смысле исключает подобные ограничения. Интуиция, как явление, подразумевает гораздо более сложную и универсальную реализацию.

Мы не будем подробно рассматривать предвиденье, это отдельная большая тема. Отметим лишь, что природа совести и интуиции одна и та же. Разница лишь в том, что в одном случае это явное эмоциональное предупреждение о нежелательности тех или иных наших действий, а в другом еле ощутимое предчувствие как плохих, так и хороших происшествий. Можно считать их голосом Бога или действием нравственного закона внутри нас, это не имеет значения.

В случае с интуицией мы будем испытывать либо тревогу в случае предостережения о грядущей опасности, либо радостное предвкушение в ожидании приятного события. Причём так же как возможно ослабление восприятия нами голоса совести, точно так же можно развить и усилить интуицию. В первом случае мы развиваем нравственную глухоту, во втором – нравственный слух.

Это два принципиально разных способа существования нашей души.

  1. Отрицание Бога в себе, непринятие потока творческой энергии Духа – путь неизбежного разрушения личной реальности и своей индивидуальности.
  2. Принятие энергии созидания, тонкая настройка взаимодействия со своим истинным Я позволяет стать осознанным источником сотворения Мира.

Если мы стараемся жить по совести, прислушиваясь к возможной эмоциональной реакции нравственного закона – голосу Бога, то, как минимум, обеспечим безопасность души и тела. Это предельно важно для сохранения и развития нашей индивидуальности, для реализации её бессмертия. Но об этом поговорим позже, в отдельной книге. А пока отметим, что долгая и комфортная жизнь в относительно здоровом теле – просто бесплатный, приятный бонус для тех, кто не пытается победить свою совесть.

Кроме того, способность прислушиваться к голосу совести естественным образом тренирует универсальное восприятие правильности происходящего. Развивает то, что мы привыкли называть интуицией. А это совершенно другой уровень взаимодействия с миром и принятия решений. Если совесть помогает делать выбор между угрожающим и приемлемым, то интуиция – между хорошим и идеальным, а опасность предвидеть задолго до её появления.

Это становится возможным, потому что мы постепенно учимся входить в резонанс с творящим нашу реальность потоком Блага. Состояние счастья – это и есть тот сигнал и стимул, который подтверждает правильность и справедливость принятого решения, его полное соответствие радости созидания.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий