Непредсказуемая предопределённость судьбы

Нельзя уйти от своей судьбы —

другими словами, нельзя уйти

от неизбежных последствий

своих собственных действий.

Ф. Энгельс

Непредсказуемая предопределённость судьбы

Для того чтобы понять, каким образом можно изменить свою жизнь, мы должны определить, где и по какой причине находимся. А для этого необходимо рассмотреть общие принципы, в соответствии с которыми формируется индивидуальная реальность. И её отражение – наша судьба.

Определение, обозначенное в заголовке, только на первый взгляд выглядит парадоксально. На самом деле это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Описывают одно и тоже действие, наблюдаемое с разных точек зрения. Эта кажущаяся двойственность выглядела бы забавно, если бы от неё не зависела наша жизнь. И тут  сразу становится не до смеха. Противоречивое мировосприятие создаёт внутренние конфликты, которые разрушают понимание происходящего и превращают само наше существование в хаос. А для нас очень важны и промежуточные результаты, и конечный итог жизненного пути.

Давайте вместе разберёмся, кто и каким образом формирует судьбу. Поближе познакомимся с мойрами и парками – богинями, плетущими и обрывающими нить нашей жизни. Мы не будем углубляться в исторические изыскания о происхождении представлений об этих сущностях. Достаточно понимания того, что они являются олицетворением божественной предопределённости предназначения человека. Смысл самого древнегреческого слова “мойра” в буквальном значении – “доля”, “участь”, которую каждый получает при рождении. Сейчас найдём этих безжалостных и беспощадных виновников всего происходящего с нами и с немым укором посмотрим в их глаза. Пусть им станет стыдно. Готовы?

Приступим. Для начала определимся с предметом, который будем рассматривать. Философский энциклопедический словарь утверждает, что: “Судьба – это неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека”.

Проще говоря, непонятно кем сформированная и жёстко заданная неразрывная последовательность эпизодов жизни, независящая от наших намерений, решений и действий.

Однозначность формулировки, доведённой до абсурда, позволяет критически взглянуть на объект исследования. Осознать, что в ней близко к истине, а что является заблуждением, порождённым непониманием. Если на минуту предположить, что существует заданная внешними по отношению к нам силами “непостижимая предопределённость”, логично будет сделать вывод о том, что мы безвольные марионетки в чужих руках.

Более того, если мы не понимаем причин происходящего, а последствия запрограммированы заранее и не нами, возникает ещё более безрадостный образ: жизнь это снятое неведомыми сценаристами и режиссерами кино, и мы в нём даже не актёры, а просто кем-то созданная игра света и тени на экране. Напрашивается вопрос – “А зачем тогда жить?”

Непротиворечивая картина мира предлагает следующий ответ – для того чтобы выбирать. Безусловное наличие свободы воли даёт возможность принимать решения, и если они  имеют значение – мы творцы. Если нет – мы тень на белом холсте. Мельтешим и ждём, когда выключат свет. Это тоже выбор.

“А как же судьба?” – спросите вы. Всё просто. Она одновременно: предопределена, непредсказуема и зависит от принятых нами решений. Каким образом один процесс может обладать тремя взаимоисключающими характеристиками? Как такое может быть? Давайте разбираться.

1. Проблема выбора

Желаем мы того или нет, само наше существование является производным от свободного выбора. Он может быть как осознанным – когда, принимая решения, мы пытаемся заранее оценить их последствия. В этом случае процесс может быть  не  только продолжительным, но иногда и мучительным. Так и неосознанным – спонтанным, мгновенным, незаметным для нас.

Наша жизнь – непрерывный цикл следующих событий: постановка задачи – выбор способа её решения – реализация. В общем случае это выглядит следующим образом.

Неосознанная деятельность:

  1. Спонтанное, без видимых причин формирование намерения, желания.
  2. Неконтролируемый, неосознанный выбор.
  3. Действие совершатся автоматически.
  4. Результат, если нет катастрофических последствий, не имеет особого значения.

Осознанная деятельность:

  1. Мы, как правило, понимаем причину появления намерения.
  2. Принимая решение, мы осознаем, что хотим получить в итоге.
  3. Планируем и контролируем последовательность действий.
  4. Сравниваем полученный результат со своими ожиданиями.
  5. Определяем его значимость.

В общем случае к неосознанной деятельности можно отнести всё, что касается обеспечения физического существования тела. Начиная с дыхания. В том числе простейшие, привычные манипуляции, частым применением доведённые до автоматизма. Когда, что называется, руки помнят работу, а ноги дорогу.

Осознанная деятельность необходима тогда, когда не сформированы поведенческие шаблоны, когда мы создаем что-то новое или взаимодействуем со сложными объектами с непредсказуемой реакцией.

В контексте рассматриваемой темы для нас важно понять, что мы ежесекундно принимаем решения, которые создают нашу жизнь во всех её аспектах. В том числе наши тела и личности. Это непрерывный взаимосвязанный единый процесс сотворения реальности. Дышать или нет? Открыть глаза, восхитится бесконечным разнообразием мира, проявить волю и изменить его. Или крепко зажмуриться и заявить: “если я чего-то не вижу или не понимаю, значит, его и не существует”. Жить или умереть – это всего лишь вопрос выбора.

Порождая намерения, принимая решения и реализуя их, мы формируем себя и окружающий мир, творим свою судьбу и участвуем в создании жизни других людей. При этом изначальная, абсолютная свобода выбора, присущая нам как воплощению Творца в физическом мире, реализуется через фильтр накопленного жизненного опыта. Убеждения, ставшие нашей правдой, предопределяют и появление тех или иных желаний, и выбор способов их осуществления. Именно они программируют нашу судьбу, создают иллюзию её предначертанности.

С другой стороны, представления о непредсказуемости происходящего с нами являются следствием неосознанного выбора и фрагментированности нашего мировоззрения. Эти факторы разрушают единую взаимозависимую последовательность событий. Дробят целостную картину мира на не связанные между собой части.  

Разберём подробно, как создаётся иллюзия отсутствия причинно-следственной связи между выбором, который мы непрерывно совершаем, и формированием нашей судьбы.

2. Причины и последствия непредсказуемости судьбы

Сначала рассмотрим одну из самых важных и одновременно самую простую причину, создающую ощущение нашей непричастности к происходящему с нами.

Мы уже упоминали о ней – это неосознанная деятельность. То, что мы совершаем не задумываясь, на автомате не фиксируется нашей долговременной памятью. Обычно это привычная последовательность действий, не требующая участия нашего сознания. С  неким обобщённым результатом, важность которого, как правило, не очень значима для нас.

В качестве примера неосознанного поведения можно рассмотреть дыхание или ходьбу. Управляющая и сигнальная нервная система независимо от сознания оценивает наше состояние, принимает решение и реализует его.

Мы уже говорили в предыдущих текстах, что тело – это полуавтономная оболочка души, которая до определённого предела способна существовать самостоятельно. Причём сознанию в эту деятельность лучше не вмешиваться. Это может привести к разбалансировке организма. Слишком много факторов придётся учитывать. У души другие функции и возможности. Позже мы рассмотрим их очень подробно.

Сейчас просто отметим, что для человека естественно и необходимо неосознанное существование, которое не способно замечать, контролировать и учитывать его сознание. То есть достаточно большую часть своей жизни мы просто не видим и не помним.   

Теперь рассмотрим причины непредсказуемости существенной части осознанной деятельности. Чтобы объяснить, почему мы чего-то не замечаем, придётся напомнить, как устроено наше мировосприятие. Ранее мы уже подробно рассматривали этот вопрос, теперь попробуем взглянуть на него под несколько иным углом.

В контексте заданной темы разберемся, каким образом мы видим не окружающую действительность, а саму нашу жизнь. Напомню, что под термином “жизнь” мы имеем в виду время существования отдельного человека, насыщенное определёнными событиями и его личными переживаниями.

С одной стороны жизнь человека непрерывна и состоит из огромного количества последовательных осознанных намерений, решений и действий. А сознательная деятельность подразумевает её фиксацию долговременной памятью. И теоретически мы можем восстановить любое событие, произошедшее с нами, просто мысленно шаг за шагом возвращаясь в прошлое.

К сожалению это не совсем так. Память является отражением нашей картины  мира. Она точно так же фрагментирована и раздробленна. Мы можем вспомнить либо логически взаимосвязанные, близкие по времени эпизоды, либо ярко эмоционально пережитые.

Убедиться в этом очень легко. Попробуем воспроизвести вчерашний день в виде непрерывной последовательности событий. Как будто смотрим кино про себя. Что мы видели, ощущали, о чем думали, как реагировали на те или иные происшествия, и какие переживания при том испытывали. В лучшем случае мы сможем вспомнить несколько ярких эпизодов, эмоций или мыслей. Но даже на эти воспоминания будет накладываться  текущее состояние и искажать первоначальное восприятие тех или иных ситуаций. Кроме этого, оценка важности произошедшего с нами всегда меняется с течением времени.

Ещё одним примером избирательности мировосприятия может служить наша способность терять ориентацию на незнакомой местности или там где отсутствуют ориентиры, которые легко увидеть  и запомнить. Например в лесу. Где окружающая действительность сужается до нескольких десятков метров.

Для того чтобы заблудиться, нам придётся принять огромное число решений и совершить соответствующее количество разнообразных действий. Причём все они  являются результатом нашего свободного выбора, который мы совершаем, не замечая этого и не запоминая. Если бы это было не так, мы всегда могли бы воспроизвести обратную последовательность своих шагов и вернутся в исходную точку по своим следам.

В отличие от образа реальности в виде мозаики, наша жизнь воспринимается нами скорее в виде гирлянды с лампочками разной яркости и цвета. Цепочка последовательных, приятных или неприятных, разной степени эмоциональной насыщенности событий. А между ними пустота. Провалы в памяти. Причём, чем ярче пережитые эмоции, тем непонятней и темней интервал между ними.

Избирательность памяти разрушает непрерывную взаимосвязанность  как отдельных эпизодов жизни между собой, так и принятых решений с полученным результатом. Поэтому мы не всегда можем отследить причинно-следственные связи между совершённым выбором и нашей судьбой. Так создаётся иллюзия её непредсказуемости. Если мы не понимаем логики процессов, которые сами инициируем, и в которых принимаем непосредственное участие, наша жизнь теряет смысл и превращается в неконтролируемый хаос.

К счастью есть факторы, которые позволяют говорить о некой предопределённости происходящего с нами. Но они могут либо исправить ситуацию, либо усугубить её. Рассмотрим их.

3. Причины и последствия предопределённости судьбы

Наша судьба в известном смысле предопределена, но к счастью не мойрами, парками или другими всемогущими и безжалостными сущностями. Напомню. Наличие свободы воли исключает преобладающее влияние на наш выбор любых внешних сил. Сторонние факторы, воздействующие на принятие нами решений, безусловно, существуют. Отрицать это бессмысленно. Но у нас есть право учитывать их или нет.

“А как же непреодолимые внешние обстоятельства, противостоять которым выше наших сил?” – спросите вы – “Они то уж точно создаются и посылаются нам высшими силами как испытание или наказание”. Это очень интересная и большая тема, которую мы рассмотрим позже. Пока отметим, что для того, чтобы оказаться в любом, в том числе не самом благоприятном месте, нами должны быть реализованы определённые намерения. И даже настигшее нас стихийное бедствие не отменяет возможность выбора, пусть и в ограниченных ситуацией пределах.

Давайте разберемся, каким образом наличие свободы воли сочетается с предопределённостью судьбы. На первый взгляд – парадокс. Ведь обладание свободой воли человеком противоречит предначертанности его судьбы. Но это не так.

В предыдущих текстах мы уже говорили о том, что наша индивидуальная реальность создаётся путём реализации права свободного выбора. Ключ к разгадке этого парадокса лежит в понимании технологии принятия нами любых решений.

Мы здесь не будем рассматривать причины и последствия неосознанной деятельности в силу того, что они для всех более или менее одинаковы и незначительно влияют на формирование судьбы. В этом смысле гораздо интересней и важнее то, каким образом мы осуществляем свободный и сознательный выбор из возможных вариантов. Ведь именно он создаёт и определяет индивидуальность нашей жизни.

Почему количество возможных и допустимых решений всегда ограничено? Кто или что составляет их перечень? По каким критериям происходит оптимальный выбор?  

Для того чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы необходимо напомнить общие принципы, по которым происходит наше взаимодействие с окружающей действительностью.

Мы воспринимаем мир, концентрируя своё внимание на отдельных его элементах. Создаём образ этого фрагмента, а затем пытаемся встроить его в уже существующую картину, либо дополняя ее, либо корректируя в случае его логического несоответствия сложившимся представлениям. Так формируются внутренние убеждения – личная правда.

Все наши желания, намерения, принятые решения, действия по их реализации напрямую зависят от суммы накопленных нами убеждений. Именно они определяют возможные и допустимые варианты, бессознательно фильтруя любые другие, им противоречащие. И даже выбор из ограниченного перечня решений мы делаем исходя из представлений о его правильности. Сравнивая его с правдой, как мы её себе на данный момент представляем.

Последствия предопределённости судьбы могут быть как положительными, так и крайне негативными. Связанно это с тем, что убеждения автоматически отсекают несовместимые с ними варианты развития событий. Мы даже увидеть их не сможем, не то, что оценить. Выбирать приходиться из допустимых. А их количество и качество обратно пропорционально сумме внутренних конфликтов внутри наших представлений о мире.

Чем больше противоречивых убеждений нами самими сформировано, тем меньше выбор приемлемых решений, и иногда среди них может не быть ни одного правильного. Результат этого – ограниченность мировоззрения и, как следствие, невозможность кардинально изменить судьбу к лучшему. Своего рода тоннельное мышление.

Позитивное свойство предопределённости заключается в том, что, избавляясь с помощью непротиворечивой картины мира от иллюзий, противоречий и заблуждений, мы можем в любой момент изменить диапазон и направление принимаемых решений и, как следствие, свою дальнейшую жизнь.

4. Предсказуемый хаос жизни

Подведём некоторые итоги. Мы выяснили, что различные способы формирования представлений о мире определяют нашу судьбу. Что непредсказуемость нашей жизни – результат избирательности мировосприятия и памяти. А предопределённость создаётся фильтром наработанных убеждений, проходя который, наша воля формирует индивидуальную реальность. При этом мы сами, не замечая того, ежесекундно программируем своё будущее.

Мойры и парки здесь ни при чём, они иллюзия, рожденная непониманием процессов, в которых мы участвуем. Поэтому, если вдруг захотите взглянуть в глаза всемогущим сущностям, плетущим нить вашей жизни, подойдите к зеркалу. Про немой укор не забыли? Забудьте.

Если хотите что-то изменить в своей жизни, первое, что нужно сделать, это отказаться от чувства вины за содеянное. Что посеяли, то и получили. Осознали. Приняли закономерный результат.  Поблагодарили себя за полезный опыт, идём дальше.

Следующий шаг – необходимо понять, на какие способы сотворения индивидуальной реальности мы можем влиять и в какой мере.

Выбор очевиден. Там, где мы не до конца контролируем непрерывную последовательность своих решений и действий, будет очень сложно что-то изменить. Тем более, что выбор уже ограничен существующими представлениями об окружающей действительности. За счёт усиления ответственности, внимания, осознания важности выбора можно улучшить ситуацию, но не значительно и временно. Это полезно, но требует развитого самоконтроля, устойчивой психики и не всегда даёт ожидаемый результат.

Гораздо более эффективный способ – изменение мировоззрения путём сознательного и последовательного отказа от иллюзий, заблуждений и внутренних конфликтов. Он гораздо более трудоёмкий, но зато кардинально и навсегда меняет саму структуру наших убеждений и, как следствие, представления о жизни и мире. Отказываясь от противоречивых убеждений и замещая их на непротиворечивые, мы осознанно и последовательно преобразуем индивидуальную реальность и заново формируем свою судьбу.

Для того чтобы лучше оценить не только желательность, но и крайнюю необходимость предлагаемых изменений мировосприятия, далее мы подробно рассмотрим такой привычный, предопределённый нами самими хаос противоречивой картины мира. И возможные последствия существования в нём. Жизнь в иллюзии – непредсказуемое, неприятное, иногда просто опасное занятие. Своего рода путешествие в поисках катастрофы.

Чтобы понять, где выход из неприятностей, необходимо сначала разобраться, где вход. Каким образом, сами того не замечая, мы создаём свои проблемы и беды?

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий