Когда справедливость исчезает, то не остается ничего,
что могло бы придать ценность жизни людей.
Иммануил Кант
Существует ли справедливость?
Что такое справедливость? Существует ли она? В чём её смысл? Почему она так важна для нас? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения непротиворечивости мира. Это необходимо оговорить сразу. Просто в силу того, что само определение справедливости достаточно размыто и имеет множество значений применительно к разным аспектам жизнедеятельности человека. От юриспруденции до морали и этики, но нас больше интересует фундаментальное понимание концепции. Поэтому начнём с обзора представлений философов на эту тему.
Справедливость у Платона – сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей она является предварительным условием осуществления остальных ценностей.
Гераклит указывал на относительность представления о справедливости: “У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое – справедливым” (“Материалисты Древней Греции”, с. 50).
Демокрит, напротив, подчеркивает объективную природу справедливости, трактуя ее натуралистически: “То, что считается справедливым, не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе” (там же, с. 159).
По мнению И.Канта, справедливость – это “запредельный принцип, приписываемый сверхчувственному субъекту”.
В общепринятом смысле справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Представление о справедливости связано с принципом эквивалентности обмена, возникающего в отношениях человека и человека, человека и общества, человека и судьбы, человека и природы, человека и Бога и т. д.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Сама идея справедливости по каким-то причинам крайне важна для существования человека и одновременно трудно определима. Лучшие умы человечества пытались это сделать, но так и не пришли к единому мнению.
Чтобы правильно оценить всю сложность понимания справедливости, достаточно перечислить слова синонимы: истинность, объективность, понятность, правда, праведность, правильность. Попытки дать полные определения любому из них вызовут схожие проблемы.
Это, в общем, легко объяснить тем, что справедливость, являясь интуитивно понимаемой фундаментальной концепцией универсального миропонимания, очень трудно формализуется. Мы уже говорили о том, что маленький и отдельный человек, наблюдая бесконечную Вселенную, не может однозначно сформулировать всеобъемлющие законы её существования. Субъективная правда даже в лучшем случае может быть только маленькой частью объективной Истины.
Именно в этом кроется главная ловушка для того, кто пытается дать исчерпывающее определение справедливости. Все вышеперечисленные представления о ней субъективны, в чём-то противоречат друг другу, в чём-то дополняют общую картину. Они все правильные, но ни одно из них не может считаться полным и окончательным.
Связанно это, прежде всего с тем, что часть мыслителей считает справедливость объективной и универсальной функцией мироустройства, но не даёт объяснения проявлениям несправедливости в повседневной жизни. Другие обращают наше внимание на субъективность и относительность справедливости, противопоставляя ей ту же несправедливость, которая даже по своему смыслу не может быть объективной. Сам дуализм справедливость – несправедливость изначально несёт в себе конфликт, разрушающий любые мировоззренческие системы, которые пытаются его объяснить и обосновать.
Поэтому все рассуждения на тему воздаяния ограничиваются двумя крайностями.
- Материализм, списывающий всё на цепь необъяснимых и не предсказуемых случайностей, вероятностей.
- Идеализм, объясняющий происходящее с нами проявлением воли принципиально непознаваемых Высших Сил. Неисповедимы пути Господни. Ну и ладно.
И в первом, и во втором случае якобы работают некие закономерности за пределами нашего понимания. Но мы позволим себе с этим не согласится. Разбираться в общих принципах мироустройства не только можно, но и нужно. Непротиворечивая картина мира – прекрасный инструмент, для того чтобы докопаться до Истины. Рискнём?
Философия предлагает рассматривать справедливость как некий, пускай и труднодостижимый, идеал мироустройства. Разрушает представление об универсальности и объективности справедливости наблюдаемое нами прямо противоположное явление – несправедливость. Предлагаю подробно рассмотреть источники появления этого конфликта.
С одной оговоркой. Мы не будем обсуждать справедливость межличностных взаимоотношений. Это абсолютно бессмысленное занятие в силу их относительного характера. Сколько людей, столько и мнений по любому поводу. Нас интересуют объективные закономерности, которые работают вне зависимости от их субъективной оценки.
1. Иллюзия несправедливости
Само определение справедливости противоречит существованию её антипода – несправедливости. Одно исключает другое. Мир не может быть частично или избирательно справедливым. По очень простой причине. Закон не может содержать произвольные исключения иначе он – иллюзия.
Логически вроде всё верно, но что нам делать с проявлениями чудовищной несправедливости, которые мы ежедневно наблюдаем: беды, болезни, катастрофы и так далее? Причём все эти события напоминают стихию, они непредсказуемы, безжалостны и, как правило, непреодолимы. Мы не можем определить источники и причины их породившие. И автоматически делимся на идеалистов и материалистов. Одни с испугом глядят в небо в поисках безжалостных Высших Сил, другие достают калькулятор в попытке рассчитать вероятность своего невезения. Это естественная первичная реакция, но что дальше?
В этой ситуации выбор не велик. Всего три варианта.
- Смирится с реальностью, приспособиться к непрерывным страданиям и жить с благодарностью за ниспосланные испытания. Логичное решение, если мы окончательно убедились на личном опыте в бесполезности усилий по противодействию непознаваемой и бесконечной Вселенной.
- Бороться с внешними обстоятельствами. Уже лучше. Противопоставим свою несгибаемую волю физическим законам или замыслу Бога. Впечатляющий и эмоционально захватывающий процесс. Иногда удаётся выстоять. Но попытки плыть против течения заканчиваются рано или поздно с одним результатом. Мир всегда сильней.
- Попытаться понять, что происходит и по каким причинам. Здесь сразу нужно предупредить, что далеко не всегда можно или даже нужно разбираться с источником проблем. Гораздо важнее сделать правильные выводы, осознать правильность происходящего, расплатиться по долгам, поблагодарить за бесценный опыт и научиться не создавать себе проблемы в будущем.
Два первых варианта мы даже рассматривать не будем. Для помощи желающим их опробовать существуют: в первом случае – проверенные временем религиозные учения, во втором – многочисленные школы личностного роста. Гораздо интересней третий способ взаимодействия с миром – понять, принять и использовать во благо.
А для этого необходимо сформулировать определение несправедливости и выяснить, когда и по каким причинам она возникает в нашей жизни. И что мы видим? У термина несправедливость не существует отдельного смысла. Он относится к отрицанию или противоположности справедливости, и может быть применён относительно отдельного случая или ситуации. То есть иногда мы по каким-то причинам не наблюдаем ожидаемого процесса воздаяния. А раз мы справедливость не замечаем, то делаем вывод, что её нет.
Ещё интереснее значения слов синонимов – неправедность, ложность, неправота, неправда, незаслуженность, неверность, ошибочность. А также множество других определений отрицания и непринятия реальности.
Оказывается, в соответствии с общепринятыми представлениями о несправедливости, она – исключение из правил, наблюдаемое разовое нарушение закона, ложная оценка событий, неправильность. Другими словами, это искажение объективной картины мира, образ не соответствующий реальности – иллюзия. Словари и энциклопедии не врут.
Теперь рассмотрим понятие несправедливости с точки зрения изначальной непротиворечивости мироустройства. Вселенная существует только благодаря тому, что ею управляют универсальные, обязательные, не допускающие исключений законы. Она по самой своей сути правильная, а значит справедливая. Это подразумевает наличие причинно-следственных связей между всеми событиями, в ней происходящими. Даже минимальная вероятность появления исключений в принципах существования Мира разрушит его.
Поэтому наблюдаемая нами несправедливость всегда противоречива и субъективна. Это оценочное суждение о происходящем с индивидуальной точки зрения, негативное восприятие изолированного элемента окружающей действительности. Когда мы говорим о несправедливости, это всегда эмоционально окрашенный нашими переживаниями, выдернутый из контекста происходящего фрагмент реальности. Отсюда следует её относительность. Несправедливость одного может быть справедливостью для другого, и наоборот. Одним словом, иллюзия.
Сам этот термин обозначает нарушение логики событий, отделение последствий от их причины. Мы уже рассматривали с вами, почему это происходит. Что вызывает отрицание объективной реальности. Когда мы отказываемся видеть, понимать и принимать процессы, происходящие с нами и вокруг нас. Повторяться не будем.
Просто зафиксируем представление о том, что любая наблюдаемая нами несправедливость означает только одно – нарушение непрерывности и взаимосвязанности нашей субъективной действительности. Тревожный звонок, сигнализирующий о разрушении её целостности. Предупреждение о том, что мы или чего-то не увидели, и не поняли, или не то сделали. Не более того.
Но, чем больше иллюзий и заблуждений в нашем мировоззрении, тем больше несправедливости мы замечаем. Так создаётся убеждение, что индивидуальная реальность несправедлива и безжалостна, а значит, в ней существует зло, как олицетворение всего плохого, что с нами происходит. Формируя убеждения о несправедливости и зле, мы несём в мир их проекции, а потом наблюдаем созданный образ, который подтверждает придуманные иллюзии. Множим существующие только в нашем воображении сущности и материализуем их для личного употребления. Зачем?
Это повод очень серьёзно задуматься о самих принципах субъективного мировосприятия. Оценить ситуацию достаточно просто. Отслеживайте любые внутренние и внешние конфликты, которые сможете обнаружить. Каждый из них – сигнал об ошибке в понимании происходящего. Несправедливость – это иллюзия противоречия. Все видимые противоречия – наша фантазия, самообман.
2. Справедливость – следствие непротиворечивости мира
Попробуем разобраться, почему для нас так важно представление о том, что справедливость существует. Мы интуитивно осознаём, что значит правильно и неправильно, хорошо и плохо. Поэтому испытываем естественное стремление понять происходящее с нами в попытках избежать неприятностей и достигнуть благоприятных результатов. А это возможно только в том случае, если Мироздание функционирует на основании неких всеобщих законов, удерживающих его как единое целое.
Если бы Вселенной управлял хаос, само её изначальное появление было бы невозможно. Созидание подразумевает образование новых объектов, их объединение в системы в рамках неких безусловных принципов, регулирующих их сотворение и взаимодействие. Эти управляющие закономерности по определению объективны и универсальны. Они не могут иметь исключения, а значит быть внутренне противоречивыми или конфликтовать между собой.
Кроме этого, естественная логика любого развития подразумевает строгую последовательность взаимосвязанных причин и последствий. Это касается как физических законов, определяющих существование материального мира, что очевидно, так и нашу жизнь во всей её полноте и многообразии, что для нас уже небесспорно. По понятным причинам в большинстве случаев мы оцениваем происходящие события предвзято.
Мы уже рассматривали ранее причины крайней субъективности нашего миропонимания. Чем выше фрагментированность и избирательность восприятия реальности, тем больше причинно-следственных связей ускользают от нашего внимания. В контексте рассматриваемой темы это взаимозависимость деяния и воздаяния.
Если мы чего-либо не видим, то его для нас и не существует. Чем больше противоречивых убеждений, тем сильнее наша индивидуальная правда конфликтует с объективной Истиной. Прямым следствием этого является формирование представлений о несправедливости мира, в котором мы живём.
Подобному восприятию реальности способствует крайне эмоциональное переживание событий, особенно тех, которые напрямую нас касаются. Мы склонны категорически отрицать ту часть объективного мира, которая нам не нравится или конфликтует с устоявшимся его образом. Увеличивая тем самым его противоречивость и разрушая целостность.
Так происходит субъективное и ошибочное разделение представлений об изначально едином и неделимом Мире на две части.
- Справедливый и правильный мир, который управляется объективными и универсальными законами. Он понятен, логичен и взаимосвязан. Именно его описывают и исследуют естественные науки.
- Несправедливый и поэтому неправильный мир, где нарушены причинно-следственные связи, деяние и воздаяние. Он всегда субъективен, непредсказуем и разделён на отдельные фрагменты, потому что является отражением хаоса наших представлений о нём.
Обратите внимание, в справедливом мире нет, и в принципе не может быть противоречий, в несправедливом противоречия есть всегда. Несправедливость – это всегда конфликт ожиданий и полученного результата, порождённый непониманием происходящего вокруг нас.
Для того чтобы вернуть безусловную и объективную справедливость в свой мир, придётся изменить точку его восприятия. Дело в том, что ограниченный временем и пространством своего существования человек не может увидеть и осознать реальность целиком и без изъятий. Он наблюдает, оценивает и пытается понять окружающую действительность изнутри, снизу вверх.
Напомню, мы создаём свой образ реальности, как мозаику, из отдельных фрагментов, на которых предварительно фокусируем своё внимание. Придумываем каждому элементу своё особое местоположение, исходя из уже сложившихся убеждений и предполагаемых связей между ними. Этот метод познания мира естественным образом способствует накоплению со временем большого количества ошибок и противоречий. Это огромная, но решаемая проблема. Об этом мы поговорим более подробно позже.
Пока сформулируем промежуточный вывод. Безусловную справедливость можно увидеть и принять, только двигаясь в своём восприятии мира от общего к частному – сверху вниз. А для этого важно принципиально понять, если мир изначально непротиворечив, значит, он справедлив всегда.
3. Справедливость – основной закон мироздания
В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривается как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок. В этом смысле все цитируемые выше философы прошлого абсолютно правы: “У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо…”. И они также правы в отношении несправедливости: “…люди же одно считают несправедливым, другое – справедливым”.
Очень важно понять, что дуализм “справедливость – несправедливость” придуман людьми и является результатом ограниченности миропонимания. Это субъективное оценочное суждение, не имеющее никакого отношения к объективной реальности, которой управляют универсальные и безусловные законы.
Справедливость – это первопричина, определяющая саму возможность их появления. Мир создан справедливостью. Она основа физических законов, но находится за пределами их действия и влияния. В определённом смысле это один из неотъемлемых атрибутов Творца. Благодаря её изначальному существованию, возможно всё: появление причин и связь их с последствиями, создание правил и упорядочивание хаоса, сама жизнь.
Мы с вами уже говорили о том, что мир сотворён непрерывным потоком Блага, созидающей энергией Духа. Справедливость – формализующий и структурирующий принцип этого процесса. Это всеобщая концепция, которая сохраняет взаимозависимость действий и результатов, баланс сил и устойчивость мироздания, останавливает “качели разрушения” деструктивных энергий. Применительно к человеку определяет сам смысл его существования.
Вне справедливости жизни нет, только хаос, бесконечность страдания и распад всего. Мы, отделённые друг от друга и от единого Мира, ограниченные временем и пространством своего существования, живём за пределами понимания справедливости, поэтому несчастны. Созданная нами самими иллюзия несправедливости выключает нашу естественную функцию творца реальности и лишает смысла жизни.
Исправить ситуацию можно только одним способом – принять как данность безусловную и беспощадную справедливость Создателя. Он не злой и не добрый. Он не сидит на облаке с телескопом в руках, рассматривая с небес наши грехи и достижения. Не существует Высших Сил, наделённых индивидуализированным мировосприятием, субъективно и предвзято оценивающих наши поступки, вознаграждающих и карающих по своему произволу.
Мир устроен проще и гораздо безжалостней. Универсальный закон уговорить или обмануть невозможно. Уклониться от исполнения нельзя. Непонимание принципов его действия не освобождает от воздаяния за совершённое. Что посеял, то и пожнёшь, независимо от своих фантазий на эту тему. Закону нет дела до наших ожиданий и предпочтений. “Дайте мне то, что я хочу” – не работает, получаешь всегда то, что заслужил. Ещё более забавно наблюдать, когда люди начинают судить других, даже близко не представляя себе всех обстоятельств дела, но при этом требуя строго определённого, придуманного ими самими воздаяния.
Невозможно заранее однозначно оценить последствия тех или иных поступков и событий. Слишком много факторов влияет на конечный результат, порождая его непредсказуемость. Несмотря на это, воздаяние справедливо всегда именно потому, что управляющий этим процессом закон неумолим, объективен и универсален. Для его реализации наши пожелания и время исполнения не имеют никакого значения. В мире Создателя всё происходит правильно и вовремя.
А нам что делать? Как научится жить, не совершая проступков, за которые неизбежно последует неприемлемая расплата? Действительно, рассчитать точную последовательность шагов для получения необходимого итога невозможно. Мы уже упоминали, что управлять реальностью нельзя, её можно только творить. Для этого очень важно осознать общие принципы Мироустройства. И при этом избежать по возможности ошибок, создавая свой непротиворечивый образ окружающей действительности.
Другими словами, необходим некий образец – карта, по которой в случае необходимости мы бы могли в любой момент сверить своё положение и дальнейшие действия. Оценить их правильность, чтобы избежать неприемлемого воздаяния.
Для этого и нужна непротиворечивая картина мира. Она самим фактом своего существования разрушает заблуждения, устраняет конфликты и позволяет приблизиться к Истине. Результатом станет осознание правильности и справедливости нашего существования. Всё остальное: духовное развитие, способность управлять судьбой и творить окружающую реальность – просто последствия жизни в этом состоянии.
если мир изначально справедлив, то выходит что, чтобы я не делал, всё правильно, не важно нравится это кому-то или нет. если я не могу учесть всю величину и многогранность реальности, а я являюсь частью этой величины, то я как тело/ум по сути запрограммирован на выполнение следующего действия и остаётся только наблюдать за происходящим и соглашаться «Да будет воля Твоя» )
Вопрос:
«если мир изначально справедлив, то выходит что, чтобы я не делал, всё правильно, не важно нравится это кому-то или нет».
Ответ:
Абсолютно верно. Когда вы что-то делаете, вы создаёте свою реальность, и частично реальность тех, кто согласился быть частью вашей реальности, которая является справедливым результатом вашего общего выбора.
Нравиться наша индивидуальная реальность другим людям или нет, не имеет никакого значения ровно до тех пор, пока мы не пытаемся изменить их реальность, а они нашу. В этом случае – война.
Вопрос:
«если я не могу учесть всю величину и многогранность реальности, а я являюсь частью этой величины, то я как тело/ум по сути запрограммирован на выполнение следующего действия и остаётся только наблюдать за происходящим и соглашаться «Да будет воля Твоя» )»
Ответ:
Содержится в главах: «Непредсказуемая предопределённость судьбы» и «Убеждения создают реальность».
Если очень коротко, то мы с одной стороны обладаем безусловной свободой воли, с другой стороны все наши предыдущие решения программируют не только последующие события, но и в определённой степени наш следующий выбор.
Его воля не управляет нашей жизнью, а задаёт концептуальные правила сотворения, существования и сохранения Мира в целом. Свою личную реальность мы создаём сами, причём чаще всего неосознанно. Отсюда конфликт ожиданий и результата.
Человек – функция Бога. Если функция не хочет исполняться – она исчезает.)
«и частично реальность тех, кто согласился быть частью вашей реальности», но в то же время я — подмножество реальности Творца, а он влияет на всех и получается через Творца, результаты моих выборов влияют не только на тех кто согласился быть под моим влиянием, а вообще на всё в проявленном творении и значит чужие выборы всех влияют на меня. возможно Творец изолирует мой индивидуальный мир моими границами рассмотрения мира и я не могу влиять на всё проявленное, а он собирает инфу с моего индивид мира и как-то там использует для своих задач, но это уже какой-то компьютер получается. так же интересен масштаб влияния: когда взаимодействует пару человек в тесном кругу, то более-менне всё сходится, но если я выкладываю ролик на ютюбе, смотрящие люди становятся частью моей реальности и их могут быть миллионы со всего мира, но чтобы собрать такое количество индивидуальностей, я ведь как-то должен был для себя определить, что моя реальность — это весь мир, но как 1 человек может объять весь мир? или здесь достаточно образа, что ютюб охватывает весь мир, хотя суть от этого не менятся? возможно я смешиваю энергию информации и энергию событийного поля, но тогда пример с президентом страны, он влияет на поступки и решения граждан, хотя это тоже 1 ограниченный человек
Юрий, спасибо за вопросы. Они помогают взглянуть на концепцию непротиворечивого мира под другим ракурсом. Лучше понять, что удалось донести до читателей, а что не смог или не успел.
Вы задали несколько фундаментальных вопросов, на которые либо уже опубликованы частичные ответы, например: Книга 1, Глава 12, Раздел 12.4. «Взаимодействие индивидуальных миров» (только в книге), либо уже написаны, но пока не опубликованы: «Мир, в котором всё правильно» (будет опубликован в апреле). Или, более того, в работе или в планах.
Дело в том, что подробно и предельно понятно ответить на ваши вопросы возможно только тогда, когда будет детально раскрыта тема, что есть человек? А это, содержание двух следующих книг. Третьей и четвёртой. Рабочие названия: «Осознание бессмертия» и «Предназначение человека».
Поэтому, с вашего позволения в формате ответа на комментарий ограничусь общими соображениями.
Вопрос:
«я — подмножество реальности Творца, а он влияет на всех и получается через Творца, результаты моих выборов влияют не только на тех кто согласился быть под моим влиянием, а вообще на всё в проявленном творении и значит чужие выборы всех влияют на меня».
Ответ:
Реальность человека ограничена временем и пространством его существования. Взаимное влияние реальностей отдельных людей, кроме этого, ограничено их свободой выбора — взаимодействовать или нет. Творец создал условия и правила этого взаимодействия, не более того.
Вопрос:
«Творец изолирует мой индивидуальный мир моими границами рассмотрения мира и я не могу влиять на всё проявленное, а он собирает инфу с моего индивид мира и как-то там использует для своих задач, но это уже какой-то компьютер получается».
Ответ:
Всё и проще и гораздо сложнее одновременно. Проще потому, что всё происходит внутри системы Творца, в нём Самом. Нет необходимости в согласовании взаимодействия, всё подчинено внутренним безусловным законам. Сложность в бесконечно увеличивающемся разнообразии условий и действующих акторов.
Вопрос:
«так же интересен масштаб влияния: когда взаимодействует пару человек в тесном кругу, то более-менее всё сходится, но если я выкладываю ролик на ютюбе, смотрящие люди становятся частью моей реальности и их могут быть миллионы со всего мира, но чтобы собрать такое количество индивидуальностей, я ведь как-то должен был для себя определить, что моя реальность — это весь мир, но как 1 человек может объять весь мир? или здесь достаточно образа, что ютюб охватывает весь мир, хотя суть от этого не менятся? возможно я смешиваю энергию информации и энергию событийного поля, но тогда пример с президентом страны, он влияет на поступки и решения граждан, хотя это тоже 1 ограниченный человек»
Ответ:
Масштаб влияния отдельного человека зависит от того, насколько он интересен, полезен и важен другим людям, а не от его желания или способа взаимодействия с миром. На основании своей субъективной оценки каждый сам делает свой свободный выбор замечать влияние, поддаваться ему или нет.
У любого президента есть структуры: информационного влияния, администрирования, силового воздействия. А Иисус даже книжки сам писать отказался. И что самое страшное ни телевидения, ни интернета тогда не было. Он Есть уже 2000 лет, а царей, королей и президентов уже никто не помнит.
Что касается управления обществом то: Книга 1, Глава 9, Раздел 9.2. «Коллективная воля общества».
Надеюсь, ответил на ваши вопросы, по крайней мере частично.
спасибо за ваше видение ) понимание уровня моего влияние нужно мне не для управления обществом, а для определения своих границ, чтобы не перегружаться лишней ответственностью, на которую я думаю что влияю, а на самом деле не влияю, и зачем тогда переживать ) успехов в дописании книг 😉
Благодарю за вопросы и оценку. И вы абсолютно правы, каждый из нас живёт в своей индивидуальной реальности. Поэтому частично изменить общую реальность можно, только изменив свою, а для этого придётся менять личные убеждения.)