Любить – значит желать кому-нибудь того,
что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя,
и стараться по мере сил доставлять ему эти блага.
Аристотель
Любовь и благодарность
(Непротиворечивая картина мира)
Смысл существования человека – создавать реальность, воспринимать её и взаимодействовать с результатом своего творчества. Эта деятельность осуществляется в соответствии с базовыми принципами Бытия, которые вполне можно назвать “божественными” в силу запредельности понимания их происхождения, универсальности и объективности.
Любовь и благодарность являются наиболее важными факторами, определяющими саму возможность сотворения и преобразования Мира. Именно в этом концептуальном, философском смысле мы и будем их здесь рассматривать. Обобщим существующие представления о сущности любви и благодарности. Используя инструментарий непротиворечивой картины мира, разберёмся с их предназначением, характеристиками, функциями, способом и результатом воздействия на реальность.
Мы уже убедились в том, что в основу всех правил и законов мироздания заложена идея справедливости. Рассмотрели основные, изначально присущие нам формы обратной связи с Духом, которые необходимы для оценки и корректировки взаимодействия с окружающей действительностью. Напомню.
Совесть – это предупреждение о последствиях неправильных намерений или совершённых поступков.
Страдание – критический сигнал тревоги. Свидетельствует о движении в опасном направлении, противоположном смыслу и целям существования человека, и о начале его саморазрушения.
Счастье – ощущение, подтверждающее правильность мыслей, решений, действий их соответствие критериям нравственности и замыслу Творца.
В каждом из этих состояний мы испытываем сильные положительные или отрицательные эмоции. Их продолжительность и интенсивность свидетельствуют о том, насколько наше свободное волеизъявление совпадает с творческой сущностью Блага, источником которого в этом мире мы и являемся.
Понимание основных принципов работы предупреждающей и стимулирующей сигнальной системы взаимодействия с нефизическими энергиями позволяет адекватно выполнять функцию созидания своей реальности. Избегать недопустимых ошибок или быстро исправлять их. Постоянное применение этого метода гарантирует относительно счастливую и благополучную жизнь.
Кого-то, возможно, устроит подобный способ существования. К сожалению это путь пусть и правильного, но бесконечного реагирования на события, которые от тебя не зависят. Чтобы стать хозяином своей судьбы, необходимо до конца разобраться в технологии её сотворения. А для этого нужно сделать следующий шаг – понять, что собой представляют те силы, с помощью которых создаётся мир. И каким образом мы с ними работаем.
Начнём рассмотрение темы с цитат и общепринятых в христианской традиции определений.
Святой Апостол Иоанн Богослов, (4:16): “…Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем”.
Святитель Григорий Палама: “…Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна…”.
Из православной энциклопедии. Благо – одно из имён Бога, связанное с таким Его сущностным свойством, как благость. Оно же: Божественный дар, добро, благополучие.
В Православии проявление сущности Святой Троицы именуется Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом.
Отсюда можно сделать вывод, что любовь и благодарность – одновременно имена Бога, наименование Его энергий и способа их проявления – действия. Почему Творец имеет много имён, которые обозначают различные силы и способы их реализации? Каким образом всё это связанно с сотворением Мира и нашей индивидуальной реальности? Давайте разбираться.
1. Любовь
Смысл самого понятия “любовь” настолько многогранен, что ему очень сложно дать однозначное определение. Дело в том, что все мыслимые представления о любви – не более чем субъективные, частные образы единого, объективного и универсального явления. Они результат нашего избирательного и фрагментированного мировоззрения. Каждый видит то, на чём фокусирует своё внимание. А выбор и оценка объекта зависит от ранее сформированных предпочтений.
Любовь к природе, человеку или Богу – это проявление одной и той же энергии. Чтобы понять принцип действия концепции, необходимо воспринять её целиком, а не отдельно наблюдаемую часть. Есть только один способ сделать это – выйти за пределы ограниченных представлений о мире.
Но сначала рассмотрим существующие определения любви.
В древнейших системах философии она представляется как некая космическая сила, подобная силе тяготения. Для античных греческих мыслителей Эмпедокла и Аристотеля характерно учение о любви как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания.
В европейской интеллектуально-духовной традиции от Пифагора до А. Бергсона и M. Шелера любовь – великий принцип всемирной жизненной связи.
Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как объединение и соединённость с кем (чем) и воспринимается как благо, то есть одна из высших ценностей.
Любовь рассматривается так же как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
Чувство, противоположное любви, называется ненавистью.
Отсутствие любви – равнодушие.
Согласимся с определениями, представленными философскими энциклопедиями и сформулируем промежуточные выводы.
- Любовь по своей сути, назначению и проявлению – универсальная созидательная энергия, объединяющая всё сущее в единое целое и обеспечивающая связь и притяжение между отдельными элементами внутри него.
- Всё, что создано этой силой, по природе своего происхождения является благом.
- Несмотря на то, что любовь – великий космический и божественный принцип, она может либо блокироваться равнодушием, либо приобретать противоположное значение – ненависть.
Любопытно, правда? Направление и интенсивность энергии, создавшей Вселенную, зависит от волеизъявления простых смертных и соответствует их эмоциональным переживаниям. Как такое может быть?
Диалектический материализм не поможет нам получить ответ на этот вопрос. Придётся воспользоваться методами непротиворечивой картины мира. Напомню её основные правила.
- Мир един и внутренне взаимосвязан.
- В нём всё правильно в соответствии с законами его существования.
- Отдельные его элементы и факты не могут противоречить и конфликтовать друг с другом.
Рассмотрим ситуацию, выйдя за её пределы, извне, с точки зрения её Создателя. Перечисленные условия определяют роль и предназначение любви – это закон нефизического притяжения подобных элементов и структур. Проявляется она в виде энергии, соединяющей отдельные фрагменты в сложные системы. И одновременно является причиной, которая удерживает мир как единое целое.
Мы будем рассматривать её, как концепцию состояния идеального, полного принятия чего-либо – объекта, субъекта, реальности в целом, которое является обязательным условием хорошего и правильного творческого взаимодействия.
В этом контексте равнодушие – отсутствие этого принятия.
Ненависть – отрицание человеком отдельных элементов реальности, что само по себе означает создание конфликта с окружающей действительностью. Мир в целом всегда сильнее любой отдельной своей части. Субъекты, обладающие схожими качествами непринятия, также притягивают своё подобие для последующей взаимной ликвидации.
Все эти проявления присущи исключительно сущностям, наделённым свободой воли. Только её наличие обеспечивает возможность выбирать точку приложения, регулировать интенсивность и направление движения энергии любви. Для неодушевлённого мира она является безусловным и универсальным законом притяжения.
Характеристики любви как универсальной силы, определяющей саму возможность существования Вселенной, мы рассмотрим ниже, когда будем разбирать формы и способы её взаимодействия с другими проявлениями Блага.
Пока сформулируем промежуточный вывод.
Любовь – это изначально существующий божественный закон, который обеспечивает притяжение и объединение всего сущего для последующего творческого взаимодействия. Избирательное применение этой силы при наличии свободы воли способствует многообразию создаваемой реальности. Обязательность воздействия на неодушевлённые объекты создаёт возможность длительного и устойчивого её существования. Сочетание этих качеств реализует бесконечное развитие мира.
2. Благодарность
Мы выяснили, что любовь содействует притяжению и объединению отдельных объектов и субъектов, создавая тем самым условия для сотворения единой реальности. Теперь рассмотрим, какие силы непосредственно участвуют в этом захватывающем процессе. Определим их происхождение, признаки и способ взаимодействия с окружающей действительностью.
Начнём с уже существующих представлений о том, что такое энергия созидания и где её источник.
Платон считал что: “Бог – причина не всего, а только блага”.
В неоплатонизме благо, сохраняя свой практически-этический смысл, становится главным именем непостижимого источника бытия – Плотин, “Эннеады”.
“…как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает все”, – святитель Григорий Палама, “О Божественных энергиях и их причастии”.
Максим Исповедник считал, что Благо: “…дарует всему сущему бытие, неизменность и движение”.
Ученик апостола Павла – Дионисий Ареопагит: “Если полностью уничтожить Благо, не останется ни сущности, ни жизни, ни движения и ничего другого… ”.
Отсюда можно сделать следующие выводы.
- Бог – источник единой нефизической энергии созидания – Блага.
- Бог посредством Блага совершает все.
- Благо – источник всего бытия.
Следовательно, причина существования материального мира – Благо, некая созидательная сила Бога. Сам непосредственный процесс сотворения мира – трансляция этой энергии – благодарность. Способы реализации этого действия пока рассматривать не будем, сделаем это чуть позже в отдельном разделе.
Сначала необходимо конкретизировать определения Блага и благодарности в контексте рассматриваемой темы. Чтобы подчеркнуть сложность этой задачи, приведём формулировку из официальной православной энциклопедии.
БЛАГО – конечный, предельный предмет стремления человека, движение к которому не нуждается в дальнейшем обосновании. В богословии – одно из Божественных имен. Как философская категория Благо имеет сверхбытийный статус высшей универсальной ценности, которая не постигается ни одним из чувств, недоступна воображению, превосходит любое рассудочное построение и не вмещается умом.
Ещё одно крайне интересное общепринятое определение. Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати.
Иными словами, принятие Блага от его Источника означает принятие в себя Святого Духа. Не больше, но и не меньше.
Вывод. Из всего этого следует, что мир создан единой нефизической творческой по самой своей сути энергией – Благом. Она является одним из проявлений как собственно Бога, так и Святого Духа и непостижима для человека по своей природе и происхождению. Всё. Тема закрыта. Все свободны.
И ведь не поспоришь. Тем более, что мы уже неоднократно рассматривали невозможность понимания устройства мироздания: снизу вверх, от частного к общему, человеком Творца. Это ограничение обусловлено формой нашего существования в материальном мире и соответствующим ей изначально присущим нам способом восприятия реальности.
Именно поэтому мы не будем тратить время и силы в попытках познать Бога, а сосредоточим своё внимание на роли человека с точки зрения его Создателя. Для этого и существует непротиворечивая картина мира, которая позволяет объединять наблюдаемые фрагменты окружающей действительности в относительно целостный её образ.
Напомню, избавление от заблуждений – путь к Истине. Его реализацию мы подробно рассмотрим в следующих главах. А пока, используя вышеприведённые правила непротиворечивости реальности, сформулируем определение Блага и благодарности.
Благо – универсальная нефизическая энергия сотворения мира. Её первичный источник – Дух. Мы, как проявление Духа, по определению являемся его проекцией в материальном мире и проводниками этой силы.
Благодарность – это сотворение реальности, трансляция в мир нефизической энергии созидания, потребность и способность принимать и отдавать, быть источником блага для мира. В определённом смысле это способ материализации, овеществления Блага. Человек, принимая, направляя и структурируя энергию Духа, творит свою индивидуальную реальность, создаёт предпосылки для прихода Бога в этот мир.
“…да приидет Царствие Твое…”, – именно об этом.
Это те определения, которые можно сформулировать и понять без углубления в дебри философско-религиозной схоластики. Для понимания и практического применения принципов сотворения реальности, нам гораздо проще и важнее определиться с конкретными характеристиками энергий, участвующих в этом процессе, а также способах и последовательности их взаимодействия.
3. Энергии сотворения реальности
В этом разделе мы рассмотрим технологию создания мира – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. И начнём с инструментов.
Энергия сотворения мира едина – это Благо. Но у неё могут быть разные проявления, которые отличаются друг от друга предназначением и способом взаимодействия с окружающей действительностью.
Святитель Григорий Палама в работе “О Божественных энергиях и их причастии” писал: “И когда мы говорим об одной единственной энергии у Бога, то подразумеваем ее объемлющей собой все их вместе”.
Сотворение реальности – всегда сочетание: её принятия – любви, трансляции энергии созидания – благодарности, выбора точки приложения и степени воздействия – посредством проявления воли. Всего три силы.
- Любовь – принятие и сила притяжения, объединяющая отдельные элементы в общую структуру. Любовь – хранительница Мира. Она обеспечивает его существование как единого целого и создаёт условия для развития. Любовь – это полное и безусловное принятие проявлений реальности, взаимопроникновение, слияние подобных субъектов и объектов, для последующего творческого взаимодействия.
- Благодарность – собственно процесс созидания реальности. Передача уже правильно структурированной, целенаправленной нефизической энергии объекту или субъекту, который может её принять и материализовать.
- Воля – сила, способная менять интенсивность и направление энергии сотворения, разрушающая изначальную предопределённость и создающая бесконечное многообразие мироздания. Разнообразие проявлений воли обеспечивается разделением её на множество взаимодействующих между собой изолированных фрагментов – индивидуальностей.
Святитель Иоанн Златоуст, (55, 114): “Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась наша свобода”.
Святитель Феофан Затворник Вышенский, (87, 43): “Человек всегда свободен”.
Эти три силы, последовательно проявляя себя, и воздействуя на реальность, создают всё сущее. Воля определяет общее направление движения энергии – сотворение. Причём этот процесс всегда цикличен.
Материальный мир имеет естественную обусловленность в виде пространства и времени. Для того чтобы ограниченная этими характеристиками структура могла развиваться, необходимо, чтобы в ней этапы разрушения и созидания сменяли друг друга. Старое должно освободить место для появления нового.
При этом необходимо понимать, что в замкнутой системе, которой и является наша Вселенная, ничего никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда. Всё, что мы ошибочно принимаем за начало или окончание чего-либо, например рождение и смерть, не более чем непрерывная цепь преобразований единой энергии – Блага.
Это несколько упрощённая картина мироздания, потому что за пределами физического мира никаких ограничений нет. Творческая сущность Духа, наполняя нашу реальность, расширяет её пределы, что не противоречит представлениям о её ограниченности.
Крайне примитивно, но очень наглядно наш мир можно представить себе в виде детского калейдоскопа. В небольшом пространстве с помощью нескольких цветных стёклышек и зеркал можно наблюдать бесчисленные комбинации красивых картин. Всё как в реальной жизни, последовательность смерти и рождения сохраняется. Создавая новый узор, мы должны предварительно разрушить предыдущий.
Общие условия развития мы обозначили, теперь подробно разберём последовательность сотворения реальности и её движущие силы.
Бог есть любовь – космический закон принятия и притяжения всего сущего. Благодарность – это проявленная любовь. В метафизике Благо – цель всякой деятельности. Благо – энергия Бога и Его имя. Круг замкнулся.
Очень схематично этот процесс можно описать следующим образом.
Актор творения должен принять Благо от Духа и ту часть реальности, с которой будет взаимодействовать – это акт любви. Затем осуществить передачу ей Блага – это акт благодарности. Объект любви должен сблизиться с субъектом, передающим благодарность, и принять её – это тоже акт любви. В результате этого взаимодействия Благо становиться благом, происходит его овеществление. Нефизическое превращается в материальное.
В упрощённом виде технологию сотворения реальности можно представить как двух вариантную систему.
- Универсальный, всеобщий способ представляет собой прямое действие изначальных законов существования и проявления Духа – творческого потока Блага. Обеспечивает неизменность бытия, стабильность его существования во времени и пространстве. Его можно обозначить как “божественный”, безусловный метод создания мира без участия человека, при отсутствии проявлений индивидуальной свободы воли.
В нём участвуют энергия Духа, которая в данном случае, по самому своему происхождению исполняет роль абсолютной воли сотворения реальности. Оно же Благо, которое реализует себя в форме любви – притяжения, объединения и в форме благодарности – передачи нефизической энергии, её преобразования в материю.
Цитата из православной энциклопедии.
Законы природы – совокупность объективно существующих законов, действующих в видимом мире (физических, химических, биологических и прочих), обусловливающих бытие и развитие, как отдельных Божьих творений, так и всего мира в целом.
Другими словами, законы природы – это способ реализации Божественных законов в материальном мире. Наука, занимаясь их изучением, исследует количественные параметры явлений. И пытается ответить на вопрос, как всё происходит? Для понимания сути процессов необходимо ответить на вопрос – почему? А для этого необходимо оценить качественные характеристики сил, участвующих в сотворении Мира.
Разберём на примере, как происходит “божественное” создание различных материальных объектов.
Снег. Из ничего, из невидимых невооружённым глазом молекул воды, не объединённых в единую структуру, из пара, вдруг начинают формироваться отдельные капли. Понижение температуры окружающей среды в какой-то момент позволяет им принять форму и перейти в другое агрегатное состояние. Задумайтесь, какая сила заставляет их приблизиться друг к другу и сгруппироваться в жидкие объекты определённой формы и размера.
При дальнейшем понижении температуры капли вдруг начинают превращаться в кристаллы, каждый из которых имеет свою индивидуальную форму и размер. Чудо? Кто или что определяет, как будет выглядеть каждый из них? Физические законы, которые обеспечивают их сотворение, едины для всех, а снежинки разные. Как такое может быть?
Всё очень просто. Формирование каждой отдельно взятой снежинки происходит на ограниченном пространстве при строго определённых условиях температуры, влажности, давления и занимает некоторое время. Каждый из этих индивидуальных факторов передаёт будущей форме снежинки свои качества, делая её уникальной.
Разнообразие материальных проявлений единой нефизической энергии Блага обеспечивается различием физических условий во времени и пространстве, в которых реализуется их формирование.
Затем при повышении температуры происходит смерть снежинок. Смерть формы, но не содержания. Наблюдаемые и осязаемые произведения божественного искусства снова превращаются сначала в жидкость, а затем в газ, который испаряется из воспринимаемого нами мира. И всё начинается заново.
Изменение потенциала энергии рождает объект, обратное действие разрушает его. Этот процесс универсален, цикличен и бесконечен во времени. Благо, подчиняясь созидательной воле Творца, подвергается непрерывной трансформации, преобразуя тем самым материальный мир. Дыхание Бога, своего рода.
Смысл этого принципа сотворения реальности – естественное самовоспроизводство ограниченного временем и пространством физического мира – базовой “игровой площадки” Создателя.
- Отдельный, частный способ, обусловленный проявлением воли человека, который свободно выбирает объект любви, произвольно меняет интенсивность и направление созидательной энергии. При этом мы либо усиливаем и ускоряем процесс сотворения реальности, либо ослабляем его, создавая вокруг себя зону хаоса и разрушения.
Разделение в себе единой воли Творца позволяет индивидуализировать процесс созидания, что потенциально делает его бесконечно многообразным и непредсказуемым. Но одновременно, в отличие от безусловного метода сотворения мира, это способ крайне локализованного во времени и пространстве, импульсивного взаимодействия с окружающей действительностью.
Избирательность и ограниченность индивидуального сотворения реальности – необходимое условие обеспечения защиты Мироздания от негативных проявлений при реализации свободы воли человека. Мы уже говорили о том, что наша воля ничем не ограничена, в отличие от воли Творца.
Он всегда источник любви. Мы в праве произвольно менять поляризацию этой энергии в диапазоне от любви до ненависти или ослаблять её своим равнодушием. Напомню, любовь притягивает любовь для совместного творчества, а ненависть своё отражение для взаимного уничтожения.
Реализованная любовь – благодарность, созидание, добро
Реализованная ненависть – страдание, разрушение, зло.
Мы обозначили общие правила, принципы и инструменты, участвующие в сотворении реальности. Выяснили, что этот процесс протекает как бы в двух плоскостях. Безусловное созидание – на уровне универсальных, “божественных” законов. И условное, отдельное, где главное действующее лицо – человек. Если первый способ – это данность, которую мы можем принимать или нет, то второй позволяет произвольно, но в определённых пределах менять среду обитания и свою жизнь, и он нас интересует гораздо больше. По понятным причинам.
Энергиями созидания – любовью и благодарностью управляет воля. Поэтому крайне важно понять, как происходит принятие решений. Кто и каким образом создаёт фильтр, способный произвольно регулировать и преобразовывать божественные энергии сотворения мира, придавая им зачастую прямо противоположные характеристики? Как он работает? И какие возможности мы получим, ответив на эти вопросы? Но это тема следующей главы.