Никто не свободен, кроме того, кто живет для Христа:
он стоит выше всех бедствий, и если он не захочет
сам сделать себе зла, то другой никогда не будет
в состоянии сделать ему это.
Иоанн Златоуст (44, 42)
За что мне это всё?
(непротиворечивая картина мира)
Жизнь, судьба, что это такое? Почему с нами происходят те или иные события? Что является причиной этих событий? Кто виноват в том, что они с нами случаются? Как относиться к происходящему? Что делать? Эти и некоторые другие вопросы мы с вами рассмотрим и попытаемся найти на них ответы.
Под термином “жизнь” мы имеем в виду время существования отдельного человека, насыщенное определёнными событиями и его личными переживаниями.
Судьба в мифологии, в философских системах, а также в обывательском сознании – неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. В более широком смысле судьба – неразрывная последовательность событий жизни определённого человека, независящая от решений и поступков самого человека.
Таким образом, жизнь и судьба – это всё, что с нами происходит, а также наша оценка этих событий, как результат переживания и осознания. Попробуем рассмотреть нашу жизнь более подробно, как некий технологический процесс. Давайте разберемся, почему и как события становятся частью жизни, судьбы.
Мы уже отмечали, что сознание человека фрагментировано, мир нами воспринимается в виде отдельных элементов, как мозаика. Точно так же происходящие с нами события мы воспринимаем как не всегда взаимосвязанные между собой фрагменты нашей жизни. Происходит это потому, что понять происходящее мы можем, только сконцентрировав внимание на этом событии. Предельно сузив точку своего зрения. Ограничивая восприятие мира, мы перестаём различать его фрагменты, окружающие точку концентрации внимания. Перестаём видеть причинно – следственные связи между отдельными событиями.
Для того чтобы принять тот или иной эпизод как реальность, нам необходимо встроить его в уже существующую привычную картину мира. Сделать это можно, только соединив воспринимаемый элемент логическими связями с уже существующим мировоззрением. Таким образом, мы подменяем истинные причины происходящего на искусственные, которые нам кажутся наиболее правдивыми. Если наше понимание происходящего, наша правда близка к истинным причинам, нам удаётся создать относительно непротиворечивую картину мира. В этом случае наша жизнь становится неразрывной и понятной, а реакция на события, происходящие с нами, будет более адекватной ситуации.
Когда мы не можем определить, почему с нами происходят те или иные события, не получается их связать друг с другом, тогда течение нашей жизни рассыпается на отдельные, невзаимосвязанные фрагменты. Мы теряем логику происходящего, как следствие, принимаемые нами решения только усугубляют проблемы. Наша жизнь превращается в судьбу, где от нас ничего не зависит. Нам кажется, что мир, в котором мы живем, наполнен противоречиями и конфликтами.
Обратите внимание, что в обоих случаях меняется не мир, а наша его оценка. Причём она не только крайне субъективна, но и привязана к конкретному моменту. Мы, как правило, судим, хорошо или плохо то, что с нами происходит, применительно к ощущениям нашего тела. Не видим истинных причин и не можем понимать последствий происходящего с нами. То, что в данный момент нам кажется неприятностью, плохим для нашего тела, вполне возможно, защищает его от гораздо более серьёзных опасностей. Или вообще спасает нашу душу от принятия решений, несовместимых с её существованием.
1. Неприятности в нашей жизни
Беды и несчастья – что это такое? Неприятности – наказание или результат неправильных решений? Попробуем разобраться, откуда берутся неприятности в нашей жизни? Как они влияют на нашу жизнь?
Беды, несчастья, неприятности, все эти определения – количественные характеристики всего плохого, что с нами происходит. Под плохими событиями мы подразумеваем широкий диапазон фактов и происшествий: от прекращения нашего существования в физическом мире до неполучения чего-нибудь приятного или хорошего. Причём критерии, по которым мы оцениваем происходящее, всегда крайне субъективны и часто зависят от того, с нами это случилось, с нашими друзьями или врагами. Например:
— угроза мне – безусловно, беда;
— угроза знакомому – несчастье;
— угроза незнакомцу – неприятность, мы же не знаем, может быть, он заслужил;
— угроза врагу – так ему и надо, он точно заслужил.
Наше восприятие мира так устроено, что когда случаются события, хорошие или нейтральные по отношению к нам, мы принимаем их как должное, тут же забываем и переключаемся на решение реальных или мнимых проблем. Происходит это потому, что наша душа особенно остро реагирует на опасности, угрожающие комфортному существованию тела, пытается их предвидеть и заранее нейтрализовать. Ситуация особенно усугубляется, когда личность – душа полностью ассоциирует себя с телом. В этом случае любая проблема воспринимается как критическая, угрожающая самому существованию души, как ей кажется. Предельно концентрируясь на решении проблем, мы не только наделяем их избыточной важностью, но, сужая наше мировоззрение, перестаём видеть пути их решения.
И что нам в таком случае делать? – спросите вы. Для начала давайте определим источник появления наших неприятностей. Можем ли мы как-то сократить частоту их появления или уровень угрозы для нас? Или от нас ничего не зависит, и неприятности предопределены и даны нам за грехи наши?
В предыдущих текстах мы уже рассматривали общие принципы взаимодействия человека и Создателя. Говорили о том, что само наличие свободы воли человека отрицает воздействие на нас свыше наказаний и поощрений. И что судьба есть результат проявления нашей свободы воли. Тогда непонятно, откуда и за что в нашу жизнь приходят неприятности и проблемы? Если не кто-то всемогущий извне, то неужели мы сами их приглашаем в нашу жизнь? Каким образом и зачем? Почему мы этого не замечаем? Как это предотвратить, если это возможно?
Напомню, с точки зрения Духа, мы с вами – бессмертные, неуязвимые сущности, пришли в этот мир с целью его сотворения и обретения индивидуальности в виде накопленного опыта. Любого опыта. И чем больше, тем лучше. Наша душа, сопереживая вместе с телом проблемы, неприятности, беды этого мира, создаёт и улучшает его, развиваясь и приобретая индивидуальность. Наличие проблем в нашей жизни – идеальный стимулятор развития нас и мира просто в силу эмоциональной насыщенности их переживания и большой работы по их преодолению.
Существование и развитие человека так устроено, что, пока наша душа ассоциирует себя с телом, проблемы – неотъемлемая часть нашего существования. К сожалению, на этой стадии нашего развития отсутствие угроз, проблем и полное удовлетворение потребностей тела превращает нас в животных. Тело подчиняет себе душу, она становится его служанкой. Неразвитые души ненадолго переживают смерть своего тела. К счастью, существуют два фактора, которые защищают нас от столь печальной участи.
- Мир так устроен, что полностью удовлетворить все, подчёркиваю, все потребности физического тела невозможно. Тем более для всех.
- Чем менее развита душа, чем более она привязана к телу, тем больше проблем и неприятностей этот замечательный тандем себе создаёт. Нужно понимать, что они не сами по себе появляются в нашей жизни, это мы сами их приглашаем своими словами, поступками, принятыми решениями. Даже когда кажется, что источник нашей проблемы от нас независим, находится во внешнем по отношению к нам мире, это мы сами пригласили его поучаствовать в нашей игре. И он согласился по своим, независимым от нас причинам. Дальше всё просто: либо проблемы заставляют душу расстаться с этим телом, либо она, преодолевая невзгоды, начинает стремительно эволюционировать. Вспоминает, кто она есть на самом деле и зачем пришла в этот мир. А проблемы и неприятности куда-то исчезают загадочным образом.
Подробнее о том, как мы создаём свои проблемы, беды и болезни, а также когда и по какой причине они нас покидают, мы поговорим в следующих текстах. Пока давайте разберемся, как нам пережить наши неприятности в ожидании полного избавления от них.
2. Кто виноват?
Только ответив на этот вопрос, мы сможем найти способы решения наших проблем. Если от нас не зависит то, что с нами происходит, и нашей жизнью управляет то ли хаос, то ли непонятные внешние силы, то и говорить больше не о чем. Представление о предопределённости нашей жизни в сочетании с принципиальной непознаваемостью Бога заводит нас в абсолютный тупик. Тогда виноват тот, кто недостижим, и его решения непонятны по определению. А мы – марионетки, управляемые извне, бессильные что-то изменить, и поэтому обречены на непрерывные мучения.
К счастью, это не так. Наличие у человека свободы воли полностью опровергает предопределённость происходящего с ним. Даже если мы не можем точно указать на причины наших несчастий, это говорит всего лишь об ограниченности нашего мировоззрения, и ни о чём другом. Взглянув на мир с точки зрения Создателя, мы приблизимся к пониманию его замысла. Принятие непротиворечивой картины мира позволит нам увидеть мир целиком без изъятий, проследить причинно-следственные связи событий, происходящих с нами. Мы сможем увидеть, где и когда мы приняли неправильное решение и поймем, как минимизировать настоящие и будущие проблемы. Для этого нам придётся проделать достаточно большую работу. Давайте посмотрим, что можно сделать прямо сейчас с тем, что мы сами сотворили со своей жизнью.
Для этого необходимо расставить приоритеты решаемых задач, определить, что для нас критически важно, а что не очень. Здесь имеются в виду не приоритеты решения проблем тела. Понятно, что сохранение жизни важнее например карьеры или получения удовольствий. Речь не об этом. Смысл нашего существования гораздо шире интересов тела. Мы уже давали определение человеку, как продукту взаимодействия Духа, души и тела. Поэтому и приоритеты решения насущных проблем должны быть выстроены в соответствии с их запросами.
Нужно понимать, что изначально первичные задачи формулируются Духом, душа и тело всего лишь его инструмент для их решения. Но, они обладают определённой автономностью, свободой и потребностями, которые должны удовлетворяться по мере возможности. Как следствие этой деятельности, душа, смещая приоритеты решаемых задач от Духа к телу, повышает его значимость. Именно душа, обладая свободой принятия решений, являясь посредником между Духом и телом, определяет важность тех или иных событий и последовательность решения возникающих проблем. Определяя пути их решения, она формирует нашу жизнь.
Реализация любой задачи – это последовательность действий, каждое из которых, имеет определённый результат, иногда непредвиденный и непрогнозируемый. Некоторые из этих промежуточных или конечных результатов душа воспринимает как неприятности и беды. Происходит это потому, что душа производит оценку этих последствий применительно исключительно к потребностям тела. При этом в силу ограниченности восприятия мира, она не может объективно определить причины происходящих событий и их последствия для своего развития. Другими словами, то, что может быть опасно или нежелательно для тела, может быть крайне полезно для развития души или, как новый опыт, интересно для Духа.
3. Что делать?
Итак, мы установили “виновника” наших проблем. Выяснили, что это душа свободно принимая решения, закладывает основу будущих событий, которые с нами произойдут. Она же, после того как событие случается, определяет степень его важности для нас, ориентируясь по своему усмотрению на запросы либо тела, либо Духа. И в зависимости от этого назначает факт нашей жизни достижением или бедой. Теперь давайте разберемся, как нам избежать неприятностей. Или преодолеть невзгоды и напасти, уже случившиеся с нами, и стоит ли всегда к этому стремиться.
Все проблемы, которые мы имеем, это результат неверно принятых решений. Для начала рассмотрим общие принципы их принятия. Перед тем, как решиться на важный поступок, мы пытаемся спрогнозировать его последствия, которые ожидаем получить. Мы, как правило, выстраиваем некие логические цепочки, пытаясь предугадать, что последует за нашими действиями. Руководствуемся при этом сложившимися у нас представлениями о мире и суммой знаний, которыми обладаем. Если наша картина мира внутренне противоречива, а количество учитываемых при расчётах факторов влияющих на события не поддаётся контролю, результат никогда не будет совпадать с нашими ожиданиями. В этом случае хорошие, радостные события в нашей жизни могут произойти только случайно. Мир сложен и многообразен, логика и знания не могут гарантировать правильность наших решений.
Вера, как результат некритически принятого чужого опыта и понимания, нам тоже не сильно поможет. В лучшем случае оградит от фатальных ошибок, не более того.
Если на момент принятия решения картина нашего мира противоречива, наше понимание, как он устроен, не позволяет сделать правильный выбор, остаётся единственный способ. Мы можем воспользоваться услугами «универсального суфлёра» – «нравственного закона внутри нас», некоторые называют его интуицией. Техника реализации этого способа нами уже рассматривалась в предыдущих текстах. Напомню, что он не даёт гарантию положительного результата и может использоваться, если других вариантов нет.
Теперь посмотрим, что можно сделать, если неприятности с нами уже произошли. Рассмотрим несколько способов преодоления бед, случившихся с нами, и даже, как это не покажется странным, их использования нам во благо.
- Понижение важности событий происходящих с нами. Первый способ – самый простой и одновременно наименее эффективный. Мы уже упоминали его, когда говорили о борьбе со своими страхами. Техник снижения важности множество, можно выбрать любую понравившуюся. В их основе лежат общие для всех принципы расширения мировоззрения и, как следствие, уменьшение доли неприятностей в общей картине мира, или перенос внимания с проблемы на любой другой объект. Можно добавить, что концентрация на неприятностях лишь подтверждает восприятие нами мира в виде отдельных, не всегда логически взаимосвязанных фрагментов.
- Второй способ, это принятие случившихся неприятностей как факт и сознательное изменение оценки произошедшего. Здесь имеет смысл задать себе вопрос, что для нас важнее, что оказывает большее влияние на нашу судьбу, события или наше отношение к ним? Ответ на тот вопрос очень важен и совсем не очевиден, как нам может показаться. Безусловно, любое, тем более неприятное событие формирует саму структуру нашей жизни, учитывая, что его невозможно отыграть назад. Но, гораздо большее влияние на восприятие жизни и мира в целом, оказывает наше отношение к отдельным событиям. Проиллюстрировать это утверждение можно событиями жизни каждого из нас. Просто вспомните, как вы себя чувствовали в момент, когда с вами происходило что-то нехорошее, и сравните, с какими ощущениями вы это же событие вспоминаете сейчас. Как минимум гораздо легче эмоционально, а иногда вообще с улыбкой. Факт события не изменился, поменялась ваша оценка. Часто то, что казалось серьёзным несчастьем, вспоминается как забавное приключение. Конечно, мы не имеем здесь в виду настоящие трагедии, происходящие с нами. Для их преодоления существует следующий способ.
- Третий способ – самый сложный, он требует определённой внутренней работы, зато позволяет решать проблемы любого уровня. Воспользоваться им можно, только отказавшись от парализующего действия страха. Только так можно в возникших проблемах увидеть новые возможности. Страх заставляет нас концентрировать внимание на происходящих “плохих” событиях, увеличивает их значимость для нас. Наш страх делает из проблемы беду, а из беды горе. Что такое страх и как с ним бороться мы уже рассмотрели с вами в предыдущих текстах, здесь на нём останавливаться не будем. Отметим лишь то, что освобождение от страха позволяет расширить восприятие мира. Немного успокоившись и взглянув на ситуацию более широко, мы сможем увидеть не только те двери, что беда закрыла перед нами, но и те, что она же раскрыла. Если мы не утонем в своём горе, зациклившись на потере, мы сможем понять, что нам всегда полагается суперкомпенсация в виде новых возможностей. Не пропустите их.
“То, что нас не убивает — делает сильнее”. Это жизненное наблюдение Фридриха Ницше абсолютно справедливо, но не исчерпывающе описывает последствия пережитых трагедий. Часто правильно пережитый шок полностью меняет наше восприятие жизни и картину мира. Позволяет увидеть то, что при других обстоятельствах нам было бы недоступно. Понять то, что иначе мы бы не поняли никогда, и иногда цена этого понимания выше любых потерь. Наше отношение к жизни, её событиям определено нашим мировоззрением, нашими убеждениями. Меняя точку зрения и убеждения, мы меняем оценку событий нашей жизни и саму жизнь.
Всё вышесказанное совсем не означает, что неприятности – непременный атрибут нашего существования. В следующих текстах мы рассмотрим, как минимизировать количество неприятных событий и даже получить полный контроль над нашей жизнью.