Поверхностное знание удаляет от Бога;
глубокое знание приводит к Богу.
Фрэнсис Бэкон
Сущность Бога
В предыдущей главе мы выяснили, что само существование Мироздания – результат деятельности неких безмерно всемогущих сил. Чтобы сделать следующий шаг на пути создания непротиворечивой картины мира, необходимо понять, насколько это возможно, что эти силы собой представляют.
Наука, к сожалению, игнорирует причины появления и существования Вселенной. Ранее мы уже рассмотрели особенности формирования научного знания, основой которого является обязательное искусственное самоограничение материалистического мировосприятия. Учёные занимаются исключительно описанием окружающей действительности, пытаются выявить закономерности происходящих в ней процессов, ищут ответ на вопрос “как всё происходит?”. Ответ на вопрос “почему?” – вне компетенции и пределов научного знания.
Удивительно, но фундаментальный, более чем принципиальный вопрос миропонимания – “почему всё так устроено?” – интересует только философию и религию. И ответ на него и у философии, и у религии один – признание факта существования некоего единого, бесконечно всемогущего источника происхождения всего – Бога.
“Во всех обществах присутствует видение Бога, только искажённое суевериями этого общества” – святитель Игнатий Брянчанинов.
Сразу уточним, что под термином “Бог” мы будем иметь в виду все возможные, даже самые спорные представления о силах, ответственных за появление и существование Вселенной. Далее, по мере рассмотрения данной темы, мы очистим концепцию Бога от очевидных заблуждений и предельно, насколько это вообще возможно, конкретизируем Его качества и характеристики. Для этого нам необходимо будет найти ответы на следующие вопросы.
Появление Вселенной имеет причину и предназначение или её существование – результат неких случайных событий? Бог, как олицетворение сил, создавших наш мир, как причина всего – непознаваем или всё-таки познаваем? Если Источник сотворения мира непознаваем, то почему? Если Он познаваем, то, в каком смысле? Зачем нам понимать, что есть Бог? Как можно увидеть и понять нечто невидимое, непредставимое и неопределимое? Что можно считать результатом познания Бога? Каковы последствия обретения этого знания?
Мы не будем рассматривать историю возникновения современных представлений о Творце по той причине, что они менялись непрерывно и очень существенно, по мере развития человечества. Отметим для себя лишь главные действующие заблуждения в попытках определить, что есть Бог. Все они – результат фрагментированного мировосприятия и противоречивого миропонимания человека.
Начнём наше исследование сущности Бога с оценки точки зрения современной философии на этот счёт, которая по определению должна быть свободна от религиозных догм и запретов.
“Бог – высшее существо, творящее и несотворенное (являющееся причиной самого себя), олицетворяющее высшее благо и справедливость; существо, от которого зависит все, но которое не зависит ни от чего. Бог есть действующий и персонифицированный абсолют.
Верующие обычно признают за своим Богом четыре основных атрибута, каждый из которых безграничен: бытие (Бог бесконечен), могущество (Бог всемогущ), познание (Бог всеведущ), наконец, добро или любовь (Бог всеблаг и наделен бесконечной любовью). И в этом мы все походим на Бога, если он существует. Разве не наделены мы некоторой способностью к бытию, кое-каким могуществом, малой толикой способности к познанию и любви? В этом Бог похож на нас, если он существует. Человек – нечто вроде конечного и смертного Бога; Бог – нечто вроде бесконечного и бессмертного человека. Антропоморфизм – не заблуждение религий, как говорил Ален, а “живая истина”. Если бы Бог ни в чем не походил на нас, разве он создал бы нас по своему образу и подобию? И разве стали бы мы в него верить?” – Андре Конт-Спонвиль, “Философский словарь”, перевод Е. В. Головиной, 2012, (с. 72-73).
Достоинство данного определения в том, что в нём очень точно сформулированы и перечислены основные характеристики Бога с точки зрения основных религий. И очень наглядно описана логика построения ошибочных выводов, обоснованных ложными допущениями и предположениями.
Среди обозначенных выше представлений о Боге, есть два качества, которые создают основные проблемы для Его изучения и понимания.
- Антропоморфизм Бога (от греческих ἄνθρωπος – человек и μορφή – вид, форма) в данном случае – иносказательное описание свойств и деяний Бога при помощи слов и выражений, характерных для описания человека, его состояний и действий, с целью упрощения их осмысления и понимания. Иными словами – это представление о “человекоподобии” Создателя.
- Персонификация Бога (от лат. persona – лицо, лат. facio – делаю) – это желание наделить Творца всего сущего мыслями, мотивами и желаниями конкретной личности. Нереализуемая попытка загнать невообразимый, бесконечный потенциал качеств и возможностей Его Сверхсознания в рамки ограниченного и более или менее понятного самосознания отдельного человека.
Это две главные ошибки в представлениях человека о Боге. Предположение: “Он такой же, как мы, только больше, умнее, добрее, сильнее и не умирает” – основная причина всех проблем в познании Творца. В частности, утверждение о “неисповедимости путей Господних” – прямое следствие идеи антропоморфизма и персонификации Создателя. Вопрос о самой возможности познания Бога мы рассмотрим чуть позже, а пока давайте разберёмся в том, кто на кого похож.
Логика рассуждений при этом следующая: если мы, как утверждает Библия, созданы “по образу и подобию” Его, значит, Он похож на нас. Так мы создаём представления о Боге с помощью обратной проекции – “по образу и подобию” человека. Приравниваем нечто неопределённое в силу своего безграничного потенциала к ограниченному и определённому, Источник всего, к частичному проявлению этого Источника.
Пытаться сравнивать между собой подобные несопоставимые объекты – это всё равно, что пытаться познать природу Солнца, наблюдая и ощущая солнечный зайчик на ладошке. Солнечный зайчик – проекция тепла и света Солнца, и его в определённом и очень ограниченном смысле можно считать “образом и подобием” Солнца. Но, при этом Солнце – не является “образом и подобием” солнечного зайчика. Обратная проекция в этом случае не работает.
Желая облегчить понимание Бога, мы используем в качестве исходного, фундаментального убеждения очевидное заблуждение и, как следствие, неизбежно создаём ложную картину мироустройства.
Причина появления подобных неверных допущений легко объяснима. Дело в том, что подавляющее большинство людей, даже самых “просветлённых”, абсолютно уверены в том, что основа их индивидуальности – это уникальное тело. Обособленность тела и его “очевидная” привязанность к сознанию человека создаёт иллюзию, что именно тело является носителем нашего самосознания. Тело, таким образом, становится базовой, отправной точкой нашего мировосприятия и миропонимания.
Человеку крайне сложно представить форму существования сознания и воли вне его тела. Нам кажется, что даже наша духовная составляющая – душа, должна в том или ином виде соответствовать ему, иметь строго определённую индивидуальную визуализацию. Иначе как души будут отличаться друг от друга?
Подобную иллюзию самоопределения мы подсознательно переносим и на свои представления о Боге. Если Он, как и все мы, обладает волей и сознанием, то обязательно должен быть похожим на нас, должен быть: антропоморфным – иметь некое “тело” и персонифицированным – иметь признаки личности. Так, с помощью обратной проекции, мы переносим образ человека на представления о Боге, наделяя Его абсолютизированными качествами и характеристиками человека.
То, что мы не можем увидеть или хотя бы представить себе, для нас не существует. Если Бог есть, то Он должен иметь определённый образ – понятную нам форму существования.
Если Бог создал целую Вселенную, то Он должен быть вечным, бесконечно всемогущим, всеблагим и всезнающим. А если Он создал нас “по образу и подобию” своему, то Он, – любящий нас Отец. Если мы Его не видим рядом с нами, то Он, всё вышеперечисленное натворил и ушёл – творить дальше, или отдыхать.
Пока всё очень логично.
Большинство людей подобные представления о Создателе вполне устраивает. Человеку вообще свойственно придумывать простые и удобные объяснения для любых проявлений окружающей действительности. Проблемы начинаются тогда, когда привычные и приятные заблуждения разрушаются, сталкиваясь с беспощадной реальностью “противоречивого” мироустройства.
Добрый, всезнающий и всемогущий Отец почему-то не спешит спасать своих детей от бед, болезней и прочих катаклизмов реального мира. А если допустить, что воля Бога определяет всё сущее, в том числе является причиной наших страданий, то Отец внезапно превращается в несправедливого, с нашей точки зрения, и безжалостного карателя. Как и зачем жить в таком ужасном мире? Непонятно.
Непонимание принципов мироустройства – причина отрицания реальности. Отрицание реальности – причина страданий. Так рушится вера в придуманного Бога, основанная на ложных предпосылках.
Чтобы этого не происходило, объект веры не должен вызывать конфликтов внутренних убеждений верующих. Представления о Творце по определению не могут быть противоречивыми. В противном случае это очень опасная форма заблуждений с тяжёлыми последствиями и для самой религии, и для её последователей. Как, впрочем, и для убеждённых атеистов, основанием мировоззрения которых является вера в то, что Бога нет.
Ещё более странно, что действующая, внутренне противоречивая концепция Создателя Вселенной не смущает философов, которые вроде бы должны стремиться к познанию изначально непротиворечивой истины.
Нет смысла исследовать и опровергать чужие заблуждения – их слишком много. Невозможно устранить все существующие противоречия в головах их создателей и распространителей. Чужие заблуждения не имеют значения до тех пор, пока не становятся нашими. Избавиться от собственных заблуждений человек может только сам, своими силами, создав свою индивидуальную, непротиворечивую картину мира.
Здесь необходимо сделать очень важное уточнение – устойчивые и непротиворечивые представления о реальности не могут основываться только на вере. Вере в то, что Бог есть или вере в то, что Бога нет. Напомню, что вера – это вынужденное, некритичное и временное заимствование чужих убеждений.
В этом смысле и религия, и атеизм – это неустойчивые и неполноценные способы сохранения иллюзии целостности образа окружающей нас действительности. Только понимание является нерушимым основанием для любых, а тем более для критически важных убеждений.
Ранее, рассмотрев основные принципы мироустройства, мы узнали главное – Творец, как некая сила, ответственная за появление и существование Вселенной, – существует. Затем выяснили, что действующие представления о Нём размыты, неоднозначны и во многом противоречивы. Теперь необходимо сделать следующий шаг – выяснить, возможно ли вообще познать сущность Бога, и понять, зачем нам это делать.
1. Смысл и возможность познания Бога
Всё в этом мире взаимосвязано и взаимозависимо. Именно поэтому для того чтобы понять, в чём смысл познания Бога, достаточно рассмотреть основополагающие принципы существования окружающей нас действительности. Зададим себе несколько ключевых вопросов и ответим на них.
- Появление Вселенной – закономерность или случайность?
Вопрос риторический, по очевидной причине – наличие фундаментальных правил её существования – законов природы. Случайность, порождённая хаосом, по определению не может создавать и миллиарды лет поддерживать в неизменном состоянии любые устойчивые закономерности. Мироздание – это единая система, управляемая некими силами, которые действуют на любую его часть везде и всегда. Человечеству неизвестны другие определения этих вечных, безгранично всемогущих, созидательных сил, кроме Бога в любых Его интерпретациях.
- Бог – единственный Источник и единственная причина всего?
Вселенная – единое целое, а значит причина её появления и существования тоже одна. Если бы у появления Вселенной были бы разные источники, устанавливающие разные правила её бытия, то она бы не смогла существовать продолжительное время. Конфликты первоисточников неизбежно разрушили бы её.
Это достаточно очевидные и логичные предположения, которые являются фундаментом всех монотеистических религий и многих философских учений.
“…Видя порядок и стройность вселенной, необходимо представлять Властителя вселенной Бога, и при том одного, а не многих” – святитель Афанасий Великий, “Слово на язычников”.
Если, как утверждал философ Ибн Рушд: “Аллах есть причина причин, приводящая к бытию все мироздание в целом”, то понимание сущности Творца – ключ к пониманию общих принципов мироустройства, к пониманию вообще чего-либо. Более того, познание Бога – единственная возможность определить место и роль человека во Вселенной – его предназначение. Вне этой концепции невозможно найти, понять и принять правильный смысл жизни.
Это, парадоксальное на первый взгляд, утверждение имеет достаточно очевидное обоснование. Факт существования Бога и поиск смысла жизни человеком предельно взаимосвязанные и взаимозависимые вещи. Более подробно причины и последствия подобной зависимости мы рассмотрим в следующих главах. А пока отметим следующее.
Смысл жизни человека напрямую зависит от того, существует Бог или нет. Убеждённость в факте существования Бога или убеждённость в том, что Его не существует, делит всё человечество на две группы.
- Верующие в то, что Бога нет.
Если Бога нет, то наша жизнь не имеет никакого смысла по очень простой причине. То, что случайно появляется ниоткуда и неизбежно уходит в никуда – является “ничем”. Любой результат проявления этого “ничто” рано или поздно окончательно исчезнет из нашей реальности. Если жизнь каждого отдельного человека не имеет значения, то не имеет значение всё, что с ним связано – семья, общество, вся история человечества, любые результаты его взаимодействия с этим миром.
Человек, для которого Бога не существует, вынужден заполнять свою жизнь ложными целями и смыслами, суть которых – “ничто”, пустота и в процессе, и в итоге.
- Верующие в то, что Бог есть.
Если Бог есть, тогда у появления человека в этом мире есть смысл, потому что существует способ сохранения результатов его жизни навсегда. Верить в Бога – значит, как минимум иметь шанс прожить жизнь не зря, шанс уберечь и сохранить свою душу.
Убеждённость в существовании Творца, основанная не на вере, а на понимании своей сопричастности с Богом – бесценна. У этого состояния человека в разных традициях есть несколько сходных по смыслу определений – осознание, просветление, обожение. Оно гарантирует “спасение” – обретение и сохранение своего индивидуального самосознания навсегда.
Вывод. Познание Бога – главная, первостепенная задача любого человека, от выполнения которой зависит не только его “земная” жизнь во всех её проявлениях, но и возможность, и способ дальнейшего существования его души.
Выбранная цель формирует маршрут движения к ней. Пройденный путь определяет результат.
Неверно выбранные жизненные приоритеты уродуют судьбу и в конечном итоге неизбежно подводят нас к окончательному самоуничтожению собственной неповторимой индивидуальности. Именно поэтому для человека нет ничего важнее правильного понимания смысла собственной жизни в этом мире.
Критически важная задача познания Бога поставлена, осталось понять, как её можно решить. Но перед этим необходимо разобраться, почему принято считать, что Он непознаваем.
На первый взгляд, у представлений о принципиальной непознаваемости Бога есть все основания, достаточно очевидные и даже логически обоснованные, причём и с идеалистической, и, как это ни странно, даже с материалистической точки зрения.
С учёными материалистами всё просто и понятно. Они утверждают, что появление Вселенной и зарождение в ней жизни – случайность, а значит – Бога не существует. То, что не существует – невозможно увидеть и понять. Логично.
С философами идеалистами и святыми отцами всё гораздо сложнее. Их убеждения сформированы личным интуитивным прозрением или божественным откровением, которое по своей сути является прямым общением с Творцом. Реализуется это общение, как взаимодействие сознания человека и Сверхсознания Бога, как взаимодействие души и Духа. Убеждённость в том, что Бог есть – естественный результат подобного, глубоко личного духовного опыта.
Попытка осмыслить этот опыт чаще всего приводит к следующим рассуждениям. Если Создатель Вселенной существует, то Он, безусловно, является причиной всего в этом мире, а значит, обладает сознанием и свободой воли для реализации своего замысла. Если Он обладает сознанием и волей, то значит, похож на нас. Если Бог похож на человека, значит Он – кто-то.
Так формируются представления о персонификации и об антропоморфизме Бога. Именно антропоморфизм и персонификация Создателя – наделение Его Сверхсознания и Воли качествами и характеристиками самосознания и воли человека – парадоксальным образом делают их проявления непостижимыми для нас.
Проецируя свои частные, мелкие желания и ограниченные возможности на Бога, упрощая подобным образом представления о Нём, мы создаём образ некоего непонятного, “слепоглухонемого”, не соответствующего нашим ожиданиям, Высшего существа. Если Он похож на нас, то почему всё делает не так, как сделали бы мы на его месте. Сначала возникают сомнения в его всеведении, всемогуществе и справедливости, а затем и в Его существовании. Это тупиковый путь познания Творца всего сущего.
Бог, по своей изначальной природе – Источник Всего. Он и есть – всё, что было, всё, что есть и всё, что будет. Поэтому Он не может быть чем-то, а тем более кем-то конкретным. Антропоморфизм и персонификация Бога – это оксиморон – умная глупость, что-то вроде ограниченной безграничности или конечной бесконечности.
Более подробно о том, почему невозможно персонифицировать Бога и определить черты Его “личности”, почему человек похож на Бога, но Бог не похож на человека, мы поговорим в следующих главах. А пока отметим, что понять, кто есть Бог – нереализуемая для человека в его земной жизни задача, поэтому нет смысла даже пытаться это сделать.
“Пути Господни” определяются не тем, кто есть Бог, а тем, что есть Бог. Важна не “личность” Творца, а Его сущность – уникальные качества и характеристики. Иными словами, Бог непознаваем как “личность”. Бог познаваем – как идея, как смысл, как закон, как причина и способ реализации всего, как метафизика.
Познать можно только то, что существует в нашей реальности, то, что мы можем увидеть, ощутить или хотя бы вообразить. Причина непознаваемости Бога в его неопределённости. Бесконечная совокупность всех возможных вариантов существования всего бесспорно неопределима и, как результат этого – непостижима для обособленного, фрагментированного, ограниченного сознания человека.
Представить себе, каким образом что-то может существовать везде и всегда, рождённый и смертный человек, пока он жив, не способен. Смерть тела легко решает эту проблему, порождая при этом множество безальтернативных последствий, правильно оценить которые, находясь в материальном мире, очень сложно. Но как тогда нам, желательно ещё при этой жизни, увидеть и познать Творца?
Ранее мы уже рассмотрели общие принципы формирования мировосприятия и миропонимания человека. Теперь разберём саму возможность познания человеком Создателя всего сущего, возможность определить нечто изначально неопределимое. И начнём с неудачных попыток это сделать.
Напомню, что результат миропонимания во многом зависит от способа мировосприятия, от исходных, базовых мировоззренческих постулатов. Всё многообразие представлений человечества об окружающей действительности умещаются в два конфликтующих между собой направления мысли – идеализм и материализм. Их основными носителями являются религия – верующие люди и наука – учёные.
До 19 века существовало третье направление – философия. Но, к огромному сожалению, в настоящее время она превратилась в науку, суть которой – классификация и систематизация истории гениальных прозрений и значимых заблуждений мыслителей древности. Это неизбежный результат системного поиска различий и противоречий в убеждениях великих философов. И чем больше мы находим противоречий между ними, тем дальше уходим от истины.
Но не будем о грустном, сосредоточим своё внимание на действительно важном. Рассмотрим представления о Боге в рамках общепринятых и диаметрально противоположных по смыслу мировоззренческих концепций. Напомню, одна из них основана на вере в то, что Бог есть, другая на вере в то, что Бога нет.
- Идеализм утверждает, что Мироздание создано некими абстрактными, непостижимыми, бесконечными в своём могуществе силами. А человек в своём познании конкретен и ограничен, поэтому нет смысла пытаться понять замысел Творца и способ сотворения этого мира. Поэтому любая попытка познания Бога – это кощунство, неизбежно ведущее к ложным выводам.
Идеализм строит представления об окружающей действительности на интуиции, на индивидуальных прозрениях и откровениях. Именно поэтому идеалистическое мировосприятие наделяет Бога признаками и характеристиками человека – персонифицируя Его. Затем следует очень логичное умозаключение. Он – вечный и бесконечный в своих проявлениях, всемогущий Творец всего сущего. Мы – временный, конечный и отдельный результат его творчества – твари.
- Материализм утверждает, что Бога нет. Отсюда следует логичный вывод, что у появления и существования Вселенной нет причины и смысла. Но, так как она, пусть беспричинно и бессмысленно, всё же существует, её надо изучать с целью создания относительно достоверного образа окружающего мира, а для этого необходимо выявить и определить закономерности его существования, описать их.
Материализм формирует свои представления о мире на практическом опыте взаимодействия маленького и отдельного человека с огромной и бесконечно разнообразной окружающей действительностью с последующим обобщением результатов этого взаимодействия. Именно поэтому материалист искренне считает себя исключительно телом и, как следствие, категорически отделяет себя от остального мироздания.
Вывод. Идеализм и материализм, несмотря на противоположные способы мировосприятия, совершают одну и ту же ошибку. Отрицание Бога материалистами и убеждённость в Его непознаваемости идеалистами, как это ни странно, имеет общее основание – противоестественное отделение человека от Создателя. Такой способ самоограничения мировосприятия позволяет на некоторое время сохранить иллюзию целостности индивидуального и очень упрощённого образа реальности. Но только на время.
И в первом, и во втором случае искусственное обособление себя маленького, слабого и смертного, от чего-то бесконечно большого, абсолютно всемогущего и вечного, автоматически делает это что-то недостижимым и непонятным для нас.
Для идеалистов – непостижимость Творца делает непостижимым и Его творение.
Для материалистов – принципиальный отказ от поиска причин и смысла появления Вселенной создаёт непреодолимые трудности в её познании.
Жизнь в мире, который невозможно понять – бессмысленна и печальна. Сплошные мучения в ожидании неизбежного конца всего.
Или всё не так безнадёжно и страшно? Давайте разбираться.
Если по своей сути Бог – неопределённый и безграничный Источник всего определённого и ограниченного, тогда в каком смысле и в какой степени Он познаваем? Как можно познать бесконечное и неопределимое?
Сущность Бога – беспредельный потенциал сотворения. Будучи нереализованным, этот потенциал, безусловно, непредсказуем, непостижим и высшей степени неопределим. Реализованный потенциал сотворения имеет определённые качества и характеристики, которыми своё творение наделил Создатель. Качества и характеристики творения – это печать сознания и воли Творца, Его образ, запечатлённый в материальном мире.
Подобие является отражением оригинала. Изучив в достаточной степени подобие, мы сможем приблизиться к пониманию оригинала. Весь мир, всё, что нас окружает, и мы сами в том числе – это частично проявленный образ Создателя. Как по делам человека мы формируем своё представление о нём, так и о Боге можно что-то узнать, наблюдая его проявления в нашем мире. По делам Его узнаем Его.
Невозможно создать полноценный, исчерпывающий образ бесконечно разнообразной Сущности, тем более по косвенным признакам, но в этом и нет необходимости.
Чтобы увидеть и осмыслить результат деятельности Создателя, вполне достаточно сформировать непротиворечивые представления о мире, в котором мы живём. Это позволит восстановить взаимосвязанность и взаимозависимость между причиной и её последствиями. Для этого нам необходимо определить, каким образом те или иные качества и характеристики Творца проявляются в процессе сотворения мира. И рассмотреть способы познания Бога человеком через понимание происходящего в наблюдаемой им реальности.
2. Способы познания Бога
Бог – причина появления всего сущего. Само существование Вселенной наглядно и очень убедительно свидетельствует о проявлении Бога здесь и сейчас. Ранее мы уже выяснили, что материальный мир – это частичное, ограниченное, а значит определимое проявление безграничного и неопределимого Творца.
В соответствии с этой концепцией, любой способ познания реальности, доступный человеку, должен расширять наши представления и о Творце, и о Его творении. Но этого почему-то не происходит. Мы способны, в той или иной степени, познать окружающий мир, а вот его Создатель находится за пределами нашего понимания. Основную причину возникновения подобного парадокса мы разобрали ранее. Теперь необходимо решить эту проблему. А как мы знаем, выход из любого тупика находится там же, где и вход в него.
Напомню, идеализм и материализм – это два, противоположных по смыслу базовых допущений, способа познания реальности и взаимодействия с ней, неизбежно ведущие в одно и то же безвыходное положение. Изучать законы природы, игнорируя источник, целесообразность и способ их появления – значит сознательно загонять себя в непреодолимый, безвыходный тупик на пути познания мира. С другой стороны, противоестественное разделение Создателя и созданной Им реальности ведёт к неизбежному кризису веры в Бога.
Отделение Вселенной от Источника её появления или отделение Творца от Его творения полностью блокируют саму возможность понимания происходящего с нами.
Причина появления подобных самоограничений в способах познания реальности вполне объяснима. Окружающую действительность мы воспринимаем органами чувств и с помощью тела взаимодействуем с ней, поэтому и считаем её существующей, определимой, настоящей, объективной. Бог недоступен для наблюдения, общения и взаимодействия с Ним на уровне возможностей тела, поэтому Он – неопределим. Его как бы “не существует” в мире человека, который считает себя исключительно телом.
Для большинства из нас, все, что находится за пределом практического опыта – не более чем субъективные иррациональные фантазии или абстрактные идеи. Но Создатель, по определению, не может быть только идеей. Он есть. В Библии Бог называет себя: “Я есмь Сущий” – Исход, (3:14). И это не фигура речи. Сущность, сотворившая Вселенную, должна обладать объективными качествами и характеристиками, намного превосходящими своё творение. Вот их мы и будем выявлять и рассматривать.
Всё действующие представления о Боге основываются на вере. Либо на вере в Его существование – идеализм и религия, либо на вере в то, что Его не существует – материализм и наука. При этом верующие не задумываются о причинах и способах появления догматов веры в Бога, а учёные, в рамках практического опыта и логики рассуждений, не могут ни объяснить, ни подтвердить “безбожного” устройства Вселенной.
Одни “придумали”, что Бог есть, но он непостижим. И формируют свою картину мира, исходя из этого, ничем необоснованного постулата, не обращая внимания на то, что идея непостижимости Создателя автоматически подразумевает непостижимость всего созданного Им. Их участь жить в непонятном и, как следствие этого, во враждебном и страшном мире.
Другие “придумали” что Бога нет, для того чтобы Он со своей неопределённостью и непостижимостью не мешал им изучать и осваивать окружающую действительность. Исключив из своих исследований реальности причины появления и существования этой самой реальности, они тем самым обрекли себя на примитивное и поверхностное описание наблюдаемых характеристик окружающего мира.
Вывод. Идеализм и материализм – это конфликтующие между собой, противоположные по смыслу и внутренне противоречивые представления о мироустройстве, в рамках которых невозможно создать непротиворечивую картину мира. Отказ от понимания причины и отрицание существования причины приводят к похожему результату. “Непостижимость путей Господних” в случае религии и “случайность“ появления и существования Вселенной с точки зрения науки – это прямое обоснование изначальной противоречивости мироздания. Кроме того, вера в существование Бога или вера в то, что Его не существует, не может быть достаточным основанием для объективного и беспристрастного познания принципов мироустройства.
Познание чего-либо предполагает три взаимосвязанных, последовательных действия: увидеть что-то неизвестное, затем понять – дать ему определение и принять это как неотъемлемую часть мироздания. И вера в Бога, и вера в то, что Его не существует, по определению исключают первые два этапа в Его познании. Без наблюдения и понимания, познание чего-либо невозможно.
Чтобы создать непротиворечивый образ реальности, нам придётся выйти за пределы веры и вернуться к пониманию, а для этого необходимо для начала открыть глаза и увидеть однозначные и неоспоримые свидетельства существования Бога. Эта, неразрешимая для ограниченного мировоззрения идеалистов и материалистов задача, имеет очень простое, предельно очевидное решение – отказ от противоестественных самоограничений мировосприятия, непредвзятый взгляд на окружающую действительность.
И среди святых отцов, и среди великих учёных всегда существовали по настоящему мудрые люди с гибким мышлением и широким кругозором, выходящим за пределы догм и запретов. При этом их точки зрения на мироустройство удивительным образом совпадали.
“…Кто из устройства мира уразумевает Зиждителя, тот познает также Бога из премудрости, видимой в мире” – святитель Василий Великий.
“Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога” – Макс Планк.
И один из отцов церкви – Василий Великий и создатель квантовой физики – Макс Планк говорили об одном и том же.
- Главное, что необходимо понять и принять для построения непротиворечивой и правильной картины мира – Бог есть. Только в этом случае у появления Вселенной есть причина и предназначение, определяющие принципы её существования, а значит, есть и смысл, и возможность изучения этих самых принципов мироустройства.
- Познавая мир, мы познаём Бога. Познавая Бога, мы познаём мир. Создателя нельзя отделять от Его творения, а Вселенную от сил, которые её создали и обеспечивают её существование. Невозможно понять, как устроен мир, не понимая сущность его Творца. Также как невозможно приблизится к пониманию Бога, не понимая что, как и зачем Он создал.
Но прежде чем рассматривать способы познания Бога, необходимо разобраться в первопричинах возникновения противоестественного разделения мировосприятия человека на идеализм и материализм. Напомню, что и идеализм, и материализм, основываясь на противоположных представлениях относительно существования Создателя, дружно, хотя и по разным причинам, признают Его непознаваемость.
Объясняется подобная согласованность мнений конфликтующих сторон достаточно просто. В её основе лежат две основные сложности в познании Бога.
- Проблема определения субъекта познания.
- Проблема определения объекта познания.
Начнём с относительно простого. С того, кто собственно познаёт окружающий мир. С того, почему все люди видят, оценивают и понимают окружающую действительность по-разному.
Напомню ещё раз, конфликтуют между собой исключительно ложные, внутренне противоречивые представления о реальности. Индивидуальные внутренне непротиворечивые, а значит, правильные представления о мире могут не совпадать в чём-то, но конфликтовать между собой не могут. Более того, они естественным образом дополняют, обосновывают и подтверждают друг друга.
Это правило применимо не только к конфликту мировоззрений отдельных людей, но и к взаимодействию внутренних убеждений каждого из нас. При этом противоречия между внутренними убеждениями человека несут прямую, непосредственную угрозу его существованию.
Для правильного определения субъекта познания важно понять, что человек – сущность сложно устроенная. Поэтому для любого из нас вполне естественно наблюдать, оценивать и познавать мир с разных, иногда противоположных точек зрения. Мы одновременно обладаем качествами и характеристиками вполне материального тела, обособленной, ограниченной нематериальной души и бесконечного по своим возможностям нематериального Духа.
Каждая из этих составляющих человека определённым образом взаимодействует как с материальной, так и с нематериальной окружающей действительностью. В том числе и с целью её познания. Причём каждая из форм нашего существования: тело, душа и Дух делают это исходя из своих приоритетов и возможностей, на своем уровне и своими способами.
Помимо этого существует два основных метода построения картины мира и одновременно познания Бога.
- От общего к частному. Принятие отдельного фрагмента универсальной истины с помощью интуиции. Этот способ познания позволяет напрямую получать и формулировать отдельные идеи и фундаментальные концепции мироустройства. Но обретённое подобным образом понимание невозможно подтвердить или обосновать без логической привязки к наблюдаемой нами окружающей действительности.
- От частного к общему. Объединение отдельных фрагментов целого путём выявления причинно-следственных связей между ними с помощью логики. Этот способ познания позволяет детализировать, расширять и обосновывать уже существующие представления о мире. Но, используя только этот способ познания реальности, невозможно прийти к правильному и глубокому пониманию мироустройства, а тем более к пониманию сущности Творца. Наблюдения окружающей действительности и логика обобщения этих наблюдений формируют поверхностное, крайне ограниченное и неполноценное представление о Вселенной.
Вывод. Отдельно друг от друга интуиция и логика не позволяют построить достоверную, а значит непротиворечивую картину мира. Только постоянное, систематическое и последовательное совместное использование и интуиции, и логики в процессе познания позволяет выйти за пределы естественных ограничений каждого из этих способов познания.
Оператор познавательной деятельности человека – его самосознание, только оно обладает аналитическими способностями и долговременной памятью. Самосознание накапливает опыт взаимодействия тела, души и Духа с окружающим миром, а затем использует полученные знания для создания индивидуального образа реальности.
Полученный результат очень существенно зависит от того, опыт какой из составляющих будет преобладать в построении картины мира. Способы познания и взаимодействия с дёйствующей реальностью у тела, души и Духа очень сильно отличаются. Иногда гармонично дополняя друг друга, а иногда катастрофически конфликтуя между собой.
Наука, религия и философия – не более чем отражение этих особенностей человеческого мировосприятия и миропонимания. Если более точно, то они являются отражением конфликтов между различными способами познания реальности внутри запутавшегося в своём самоопределении самосознания. Избыточная фокусировка на мировосприятии тела, души или Духа делает полученную картину мира ущербной, неполноценной и, как следствие – противоречивой.
Самосознание человека познаёт мир посредством тела, души и Духа.
Тело – инструмент получения практического и чувственного опыта взаимодействия с окружающей действительностью.
Душа – инструмент обобщения опыта телесного и опыта духовного с помощью логики.
Дух – инструмент прямого, непосредственного взаимодействия человека с истиной, с Богом.
Выбор способа познания окружающей действительности в предельной степени зависит от самоидентификации человека. От того, кем и в какой степени, он сам себя считает – телом, душой или Духом.
Наука использует для познания мира в основном тело – эмпирический опыт и душу – логику рассуждений. Дух для науки не существует. Интуитивное знание игнорировать не получается, но это не мешает относиться к нему очень осторожно, упорно не обращая внимания на источник его происхождения.
Религия, напротив, основное внимание уделяет интуитивно-духовному опыту человека, игнорируя эмпирический опыт тела и логику рассуждений души.
Философия до девятнадцатого века пыталась использовать все возможности познания мира доступные человеку, но затем, попытавшись стать наукой, закончилась как универсальный метод познания реальности.
Человек в силу особенностей собственного, очень сложного внутреннего устройства мало того, что воспринимает мир с различных точек зрения, он видит ещё и очень ограниченную его часть, и в каждый момент времени взаимодействует только с отдельным фрагментом реальности.
Ключевая ошибка мировосприятия ограниченного сознания – считать, что мир таков, каким мы его наблюдаем. Вселенная не состоит из отдельных деталей как некая конструкция. Наблюдаемая нами мозаичная, состоящая из множества как бы отдельных элементов картина мира – это иллюзия. Иллюзия, которую мы старательно создаём сами, подглядывая за Вселенной в замочную скважину своего индивидуального мировосприятия.
Стремление упростить картину мира, сделать её более понятной, играет с нами злую шутку. Чем сильнее ограниченно наше мировосприятие, чем примитивней образ реальности, который оно создаёт, тем больше он не соответствует действительности. Чем меньше мы придумываем сами себе ограничений мировосприятия, тем ближе к истине созданная нами картина мира.
Условия и способы решения всех перечисленных проблем познания Бога и созданной им реальности достаточно очевидны для непредвзятого – свободного от догм и запретов самосознания.
- Непротиворечивость картины мира – единственный критерий построения правильного образа реальности.
- Последовательное приближение к истине – единственный доступный человеку метод познания Бога.
- Отказ от самоограничений самоидентификации позволяет использовать все возможности познания, доступные человеку.
- Интуиция даёт возможность воспринимать часть истины напрямую без посредников и искажений.
- Логика помогает связать в единое целое, обобщить эмпирический опыт тела и воспринимаемые интуитивно фрагменты истины – создать единую картину мира из множества вроде бы не взаимосвязанных элементов.
- Критический сравнительный анализ необходим для контроля правильности созданной картины мира, для выявления и устранения заблуждений.
Вывод. Использованные способы познания определяют его результат. В свою очередь, выбор способа познания окружающей действительности, безусловно, зависит от способа мировосприятия каждого отдельного человека. Способ мировосприятия человека определяется добровольным выбором его самоидентификации: я – тело, я – душа, я – Дух.
Чем ближе к Богу наше самосознание, тем больше мы замечаем следы Его присутствия вокруг нас, и тем меньше ошибок совершаем при создании образа наблюдаемой реальности. Целостную и непротиворечивую индивидуальную картину мира может сформировать только человек, осознавший свою принадлежность в том числе и Духу. Это единственная возможность увидеть мир с точки зрения его Создателя. При самоопределении “я есть только тело” или “я есть только душа” сделать это невозможно.
Лишь человек, осознающий, что он одновременно и тело, и душа, и Дух, способен в полной мере и без ограничений использовать все изначально доступные ему методы познания.
Теперь необходимо определить объект нашего исследования – Бога. Сложность решения подобной задачи очевидна. Каким образом можно увидеть, понять и принять то, что невозможно наблюдать непосредственно, то, что является бесконечной в своих проявлениях, а значит неопределимой сущностью.
Если наша картина мира непротиворечива, то решение лежит на поверхности. Бог при сотворении человека двигался по пути увеличения определённости: Дух – душа – тело. Мы, возвращаясь к Нему, пойдём в обратном направлении: тело – душа – Дух. От наблюдаемых нами результатов Его проявления в материальном мире к осмыслению причин и способов сотворения этого мира.
Чувственный опыт взаимодействия с реальностью обобщим с помощью логических рассуждений. Критический анализ избавит нас от явных ошибок и заблуждений. Интуиция добавит целостности картине мира и расширит горизонт её восприятия.
О критериях оценки результата познания Бога поговорим чуть позже, а пока зафиксируем предмет исследования, формализуем и, насколько это вообще возможно, конкретизируем его.
С точки зрения основных религиозных и некоторых философских учений, Мир – результат проявления Бога. Вселенная и всё, что её составляет, включая человека – это проявленное бытиё Творца. Универсальные закономерности мироустройства – это определённые, познаваемые качества и характеристики неопределённого Источника его существования.
Иными словами, объектами нашего исследования будут все доступные нам проявления Бога.
- Вселенная, точнее, окружающая нас действительность, которую мы можем наблюдать и с которой можем тем или иным способом взаимодействовать.
- Человек, во всех его проявлениях и формах.
- Причины их появления и закономерности существования.
При этом необходимо учитывать, что познание Бога – равнозначно Его пониманию, а как мы выяснили ранее, понимание чего-либо – это всегда результат самостоятельной, внутренний работы отдельного самосознания. Поэтому поделиться с другими людьми можно только технологией понимания и его результатами.
Особенности, способы и предельную значимость познания Бога мы рассмотрели, теперь разберём возможные результаты и последствия.
3. Результат и последствия познания Бога
Мы выяснили, что Бог принципиально познаваем, и что сам процесс Его познания критически важен для каждого из нас. Независимо от того, осознаём мы это или нет. Следующий шаг – определение того, что можно считать результатом познания Бога и того, к каким последствиям приведёт понимание Его сущности.
При этом важно помнить, что Бог, также как Истина – познаваем лишь частично. Он недоступен для исчерпывающего и окончательного понимания человеком здесь и сейчас в своей естественной, изначальной ипостаси – всё, везде, всегда.
Познание Творца не подразумевает строго определённый, конечный результат – это всегда процесс. Так же, как бесконечным движением к Богу является осознание, просветление, обожение каждого отдельного человека. Но любой промежуточный шаг на этом пути, последовательно расширяя наши представления о сущности Создателя, меняет не только самосознание человека, но и его индивидуальную реальность. Кардинально меняет нашу жизнь, нашу судьбу.
Увидеть и зафиксировать эти изменения непросто, настолько они естественны и самоочевидны. Человек так устроен, что не замечает многих привычных, обыденных вещей, которые основополагающим образом влияют на его жизнь.
Задумываемся ли мы о том, что любой способ и результат познания мироустройства – это всегда способ и результат познания Бога, о том, что любое наше взаимодействие с окружающей действительностью – это взаимодействие с её Создателем? Осознаём ли мы значение своих действий в этом смысле? В подавляющем большинстве случаев ответ будет отрицательным.
Более того, человек обладает свободой воли, а это значит, что изучать окружающую действительность и пытаться понять суть вещей критически важно, но не обязательно. Это просто вопрос выбора, который в любом случае имеет свою цену и свои последствия.
Человек, считающий себя исключительно телом, вполне может жить, не обременяя себя развитием самосознания, поиском своего предназначения и Бога. Главным смыслом его жизни будет удовлетворение текущих потребностей тела в ожидании неизбежной смерти. Почему это простое и, на первый взгляд, очевидное решение ведёт к очень неприятным последствиям, мы разберём в следующих главах. А пока напомню, что выбор смысла жизни определяет и все промежуточные её результаты, и конечный итог.
Единственный способ избежать множества проблем и в земной жизни, и за её пределами – руководствоваться в своём выборе, прежде всего тем, что важно для бессмертной души и для Духа, не забывая при этом о смертном теле. Главное условие самого существования души – понимание и принятие окружающей действительности – развитие индивидуального самосознания. Непонимание, непринятие, отрицание реальности лишает какого-либо смысла дальнейшее существование души в этом мире и предельно осложняет её “спасение” в изначальном мире Создателя.
Идеальный результат всех усилий человека, направленных на понимание всего происходящего с ним и вокруг него – это накопленная мудрость – главный критерий приближения к истине. Чем шире и глубже набор взаимосвязанных непротиворечивых убеждений человека, тем выше его понимание и принятие окружающей реальности, а значит и её Творца.
Результат познания Бога целиком и полностью зависит от того, кем считает себя субъект познания – телом, душой или Духом.
Самосознание – “я есть тело”, считает не имеющим какого-либо значения все, что находится за пределами его понимания. Для тела – Бога “не существует”. Тело – атеист.
Самосознание – “я есть душа” предполагает, верит в существование Бога, а значит с помощью логики способно создавать хоть и очень ограниченные, но относительно непротиворечивые представления о Нём.
Самосознание – “я есть Дух” позволяет напрямую, без посредников получать отдельные фрагменты истины – правильные представления о Боге с помощью интуиции. Дух – одна из форм существования Творца. Интуиция – способ прямого взаимодействия человека и Бога.
Субъектом познания Бога всегда выступает самосознание человека – его душа в прямом и непосредственном взаимодействии с Духом. Человек, осознавший постоянную и неразрывную связь своей души с Духом – идеальный субъект познания чего-либо.
Результат постижения Бога – это всегда самостоятельно сформированное понимание Его сущности в виде фундаментальных, базовых убеждений, на которых основывается всё наше мировоззрение. Причём степень приближения к пониманию сущности Творца напрямую зависит от индивидуального уровня этого духовного взаимодействия. Именно поэтому представления о Боге у всех отличаются. Это нормально.
Но при этом, важно всегда помнить, что правильные, непротиворечивые представления о чём-либо дополняют и обогащают друг друга. Конфликтуют друг с другом только заблуждения – противоречивые, а значит, неправильные убеждения.
Предлагаю в качестве примера результата познания Бога рассмотреть общепринятые религиозно-идеалистические представления о Нём с позиции непротиворечивости мироустройства.
Отцы церкви вполне обоснованно признают наличие четырёх основных признаков Создателя: безграничность, всемогущество, всеведенье и всеблагость. Эти качества отличаются между собой по значению и смыслу, но обладают одной общей характеристикой – бесконечным потенциалом своих проявлений, а значит, неопределённостью. Для того чтобы сформировать суждение о сущности Творца, необходимо в качестве основы использовать хотя бы одно определимое Его качество.
Единственное понятное, очевидное и не подлежащее сомнению качество Бога – Его непротиворечивость. Непротиворечивость во всех мыслимых Его состояниях и проявлениях: непротиворечивость Сверхсознания Творца, непротиворечивость явлений Его Божественной воли и непротиворечивость всего, созданного Им.
Непротиворечивость Создателя, по самой своей сути, исключает случайность, непредсказуемость и неопределённость, но подразумевает существование замысла, логики реализации и определённость результата для любого проявления Его воли. Именно непротиворечивость любого проявления Бога делает Его принципиально познаваемым.
Непротиворечивость мира подразумевает наличие внутренней логики происходящего, наличие обязательных причинно–следственных связей между его явлениями, существование справедливости, как основного закона мироздания. Именно поэтому происхождение и смысл существования Вселенной неопределимы, пока не определёна причина и источник всего – Творец.
С одной стороны, Бог непознаваем в своей нереализованной, потенциальной ипостаси – “всё, везде и всегда”. С другой стороны, само существование и человека, и Вселенной делает принципиально познаваемой проявленную, реализованную сущность её Создателя “здесь и сейчас”. Часть этих реализованных качеств мы предполагаем, понимая непротиворечивую логику мироустройства, а часть можем наблюдать, как проявленные в материальном мире. Именно их мы и будем рассматривать в первую очередь. Выясним, что такое Бог, создавая в определённом смысле обратную проекцию сущности Творца, наблюдая Его отражение в зеркале физической реальности.
При этом критически важно отказаться от прямого переноса качеств и характеристик любого ограниченного и материального объекта на безграничную и нематериальную Сущность. Мы уже разбирали, почему обратная проекция не работает в случае соотнесения человека и Бога. Прямые и однозначные сравнения здесь не применимы. Всё гораздо тоньше и сложнее.
Отдельный элемент бесконечной мозаики не может нести в себе её законченный образ и исчерпывающий смысл. Каждому найденному нами качеству и характеристике Творца необходимо определить место и значение. Только тогда мы сможем хотя бы наметить общие признаки Его сущности. Безграничную и нелинейную мозаику собирать трудно. Но когда сам процесс гораздо важнее конечного результата просто потому, что конечного результата не существует, в этом есть смысл.
Вернёмся к общепринятым характеристикам Бога и рассмотрим их с позиции логики и применительно к материальному миру с учётом непротиворечивости и целостности объекта исследования.
- Безграничность Бога означает, с одной стороны, неопределённость Его образа, Его качеств и характеристик, с другой, очень точно и безальтернативно фиксирует Его присутствие везде и всегда. В том числе в любое время и в любой точке Вселенной. Вот такой парадокс. Неопределённый по своей сути Творец, благодаря своему качеству – “безграничность”, определяет всё сущее всегда и везде, а значит, здесь и сейчас. И в этом нет никакого противоречия. Напомню. Хотите увидеть проявленный фрагмент Бога – оглянитесь вокруг или посмотрите в зеркало.
- Всемогущество Бога означает, что всё, происходящее с нами и вокруг нас, определяется Его волей и Его созидательной энергией – Благом, исполняя заданное Им предназначение. И опять парадокс. Абсолютная свобода воли человека никак не конфликтует с предопределённым для него волей Творца предназначением. Об этом мы очень подробно поговорим в следующих главах. А Вселенная подчиняется обязательным для исполнения “законам природы”, которые гарантируют её стабильное существование. И снова, неопределённость характеристики Создателя – “всемогущество” безальтернативным образом определяет способ и смысл существования окружающей нас реальности здесь и сейчас.
- Всеблагость Бога означает, что всё, сотворённое Им – неразрушимо. Просто потому, что Его воля и энергия – это воля и энергия исключительно созидания, воля и энергия Блага. И опять, определённость самого смысла Блага исключает любой произвол волеизъявления Бога в негативном смысле. Все процессы, происходящие во Вселенной, подтверждают это качество Творца. Возможно только сотворение и последующее преобразование энергии и материи, их переход в другие формы существования. Энергия в материальном мире не может “разрушиться” – исчезнуть без следа. Закон её сохранения – благая воля Создателя не велит.
- Всеведенье Бога – это ещё одно качество, которое неоспоримым образом подтверждает Его присутствие везде и всегда. Невозможно видеть и знать всё, подглядывая за процессами, протекающими в каждой точке Вселенной. Всеведенье, также как и всемогущество, предполагает опосредованное или непосредственное участие в этих процессах. Даже наши самые тайные мысли возможны только благодаря Его прямому участию в работе нашего самосознания. Сознание любого, даже самого примитивного живого существа – это фрагмент Сверхсознания Бога. Любая сознательная деятельность – это внутренний процесс Сверхсознания Творца.
Вывод. Безграничность, всемогущество, всеблагость и всезнание Бога – качества, объясняющие, почему вся, без какого либо исключения, Вселенная – это неотъемлемая, определимая и познаваемая часть бесконечной и неопределимой реальности Бога.
Понять и принять тот факт, что Создатель присутствует не только во всём, везде и всегда, но и в каждом из нас здесь и сейчас – непросто. Но сама способность человека осознать себя неотделимой частью Творца, узнать, что “Он в нас, а мы в Нём”, кардинально меняет наши представления о мироустройстве.
Увидеть и понять Бога – это значит, прежде всего, увидеть непротиворечивый образ окружающей нас действительности и понять, что мир устроен правильно, а значит, справедливо. Тот, кто видит справедливость мироустройства, видит мир глазами его Создателя. Самосознание и воля этого человека естественным образом совмещается с самосознанием и волей Творца. Все предыдущие и последующие тексты о “непротиворечивой картине мира” именно об этом.
Результат понимания сущности Бога – это создание строго индивидуальной и непротиворечивой картины мира – принятие того факта, что Вселенной управляет справедливость, поэтому всё происходит правильно и вовремя. И этот результат, также как и накопленную мудрость, невозможно без искажений и потерь передать другому человеку – это всегда последствия внутренней работы отдельного самосознания.
При этом важно понимать, что даже сама попытка ответить на вопрос: “что есть Бог?” – означает отказ от веры, отказ видеть мир глазами других людей, отказ от существования в уютном тупике мировосприятия идеализма или материализма. Это возможность открыть наконец глаза и увидеть непротиворечивую реальность мироздания; сделать первый шаг на бесконечном пути к истине, к пониманию всего сущего, а значит, и к пониманию сущности Бога.
И у этого шага, как и у любого критически важного сознательного выбора, есть последствия и своя цена. Ломать уже сформированные устойчивые убеждения, свою правду, иллюзию целостности собственного миропонимания крайне неприятно, иногда очень больно. Принимать на себя ответственность за всё, происходящее вокруг – страшно.
Остаться в уютной, тёмной норке собственного бессилия, а значит и безответственности, или увидеть свет Творца и принять ответственность за свою индивидуальную реальность? Мучаться в страхе перед неизбежной смертью или жить вечно в потоке Блага? Выбираем осознанно или неосознанно мы всегда сами.
Причём это тот выбор, который требует непрерывного подтверждения самим образом жизни. Каждое принятое решение, каждое наше действие – это подтверждение либо опровержение понимания происходящего с нами, понимания сущности Бога.
Переход от веры к пониманию позволяет найти себя, определить своё место в этом мире. Он позволяет принять тот факт, что мы сами создаём нить своей судьбы и сами несём ответственность, как за каждый отдельный, промежуточный, так и за окончательный результат нашей жизни в этом теле, независимо от степени осознанности наших решений и поступков.
Оставим здесь верующих в Бога и верующих в то, что Его не существует. Нас ждёт сложный, но интересный путь последовательного приближения к истине, путь понимания и принятия реальности, путь избавления от страха и страданий для тех, кто захочет и сможет его пройти.
На данном этапе мы выяснили главное: Бог – частично определимая и однозначно непротиворечивая причина причин. Именно наличие причинно–следственных связей наделяет смыслом всё существующее и происходящее. Понимание первопричины, понимание сущности Творца – ключ к пониманию всего, ключ к решению любых задач и любых проблем.
Чтобы расширить свои представления о сущности Создателя, необходимо установить причинно-следственную связь между не проявленными и проявленными Его качествами. Для этого нам необходимо найти ответы на несколько крайне важных вопросов. Как создан наш мир? Почему он создан? И самый главный вопрос – зачем?