Спаси и сохрани

Господи, спаси и сохрани меня.

Молитва

Спаси и сохрани

“Спаси и сохрани” – одно из самых частых обращений человека к Богу. Кого или что спасти, каким образом и где сохранить просим мы, обращаясь к бесконечно всемогущей Сущности? Почему думаем, что Создатель услышит и выполнит нашу просьбу? Чего мы ожидаем и каким будет фактический результат?

Ответы на эти вопросы существенно приблизят нас к пониманию того, кто и что есть человек, а также каким образом происходит его взаимодействие с Творцом всего сущего. Чтобы их получить, придётся выйти за пределы привычного мировосприятия, используя непротиворечивую картину мира.

Но сначала необходимо определиться с тем, что мы обычно имеем в виду, обращаясь к Богу с просьбой о спасении, с общепринятыми представлениями на заданную тему. Задать исходную точку, от которой мы будем отталкиваться на нашем пути от веры к пониманию. Приступим.

Для удобства разобьём задачу на отдельные части.

  1. Когда появляется потребность в помощи внешних сил?
  2. Что или кого мы считаем настолько ценным, что просим о его спасении?
  3. Какой способ реализации нашего пожелания и предполагаемый результат мы себе представляем?

Для того чтобы сформулировать ответы на эти вопросы, сначала перечислим примеры типовых случаев, при которых возникает потребность в помощи извне. Это может быть что угодно: солдат под обстрелом; опасная ситуация на автодороге или в подворотне; потеря ориентации в незнакомой местности или в переживаемых событиях.

Иными словами, причиной обращения к Всевышнему с просьбой о спасении могут быть обстоятельства, при которых мы видим угрозу привычной жизни, превышающую наши собственные возможности к защите от неё и есть время осознать это.

Если мы предвидим опасность, но не понимаем, как можно её избежать – приходит страх. Осознание собственного бессилия, неспособность решить проблему самостоятельно требует привлечения внешних и желательно всемогущих сил. В такие моменты даже самые стойкие атеисты выходят за пределы своих убеждений, желают странного и даже невозможного.

Самое ценное, что есть у человека – это жизнь. Именно поэтому мы чаще всего вкладываем в слова “спаси и сохрани” физический смысл, то есть просим Господа о сохранении жизни и здоровья для себя и своих близких.

Искренне верующие люди, затрудняясь в выборе правильного решения, обращаются к Богу с просьбой указать праведный путь. Чтобы человек не оступился, не поддался страстям, гневу, страху. Спасение души для них стоит на первом месте.

Способы сохранения жизни и души Всевышним мы не в состоянии себе представить. Поэтому в зависимости от личных убеждений надеемся на некий счастливый случай или Божий промысел, уточняя непременно, что пути Господни неисповедимы.

Вывод. Запредельная опасность заставляет нас обращаться к неизвестной, но очевидно всемогущей Сущности в поисках помощи и защиты. При этом мы совершенно не представляем себе механизм исполнения нашей просьбы, а значит и результат внешнего, принципиально непредсказуемого воздействия, успокаивая себя тем, что Бог всех любит, а хуже уже не будет.

Иногда происходит чудо или счастливый случай, и мы непонятным образом получаем избавление от грозящей беды, но гораздо чаще наши ожидания плохого сбываются. И тогда мы понимаем, что или Господь нас не услышал, или не захотел помочь. Ну что ж, бывает.

Большинство из нас принимают очередную катастрофу как данность свыше и на этом успокаиваются. Бог – непостижим? Просто не повезло. Ждём следующую. А вдруг…?

Мы рассмотрели обыденное, неосознанное, рефлексивное поведение человека в критической ситуации. Большинство из нас даже не задумывается о причинах подобной реакции на опасность, о том, что при этом происходит и почему.

Это очень странный и непонятный способ решения проблем. Часто мы просим о спасении, находясь между жизнью и смертью, но нам неважно кто и каким образом делает выбор – жить нам или умереть.

Тем, кому интересно и важно, предлагаю рассмотреть данную тему с точки зрения непротиворечивости мироздания – объективно и беспристрастно.

Кризис, опасность, страх заставляют искать выход за пределы сформированного мировоззрения, если в его границах мы не видим допустимого решения возникшей проблемы. Это главная причина появления концепции Бога вообще и молитвы “спаси и сохрани” в частности. Вера в чудо – это замечательно, но гораздо лучше представлять себе, что происходит и почему.

Предельная важность в осмыслении того, что и как делать дальше, возникает, как правило, в критических для самого нашего существования случаях. Когда мы, осознавая конечность своей жизни во времени, не видим выхода из той или иной ситуации.

Если всё плохо, и мы не знаем, как изменить обстоятельства, в которых оказались, необходима внешняя поддержка. Кто может нам помочь? Бог? Почему он должен нас услышать и откликнуться? Как происходит реализация спасения и сохранения? Какие последствия этого события? Давайте разбираться.

1. Кто, кого и как просит о помощи?

Для начала очень важно понять – кто, к кому и каким образом обращается с просьбой – “спаси и сохрани”?

Кто просит и почему?

Человек – это триединая сущность: Дух, душа, тело. Кто из них взывает о помощи? Всё просто. Тело даже не подозревает о существовании внешних сил. Дух в защите не нуждается, он неуязвим и вечен. Ответ очевиден – душа. Происходит это, как правило, по нескольким причинам.

  1. Когда воображение позволяет ей предвидеть будущую угрозу. Угрозу кому или чему? Ведь любое внешнее проявление материального мира не может навредить самой душе. Почему она так заботится о теле, о своём “скафандре”? Причину мы рассмотрим позже и отдельно, когда будем говорить о том, что такое личность. А пока просто отметим, что таким образом она пытается сохранить свою взаимосвязь с конкретным телом, то, что мы привыкли называть жизнью.
  2. Когда душа ощущает опасность потери ориентации в материальном мире, понимает, что она заблудилась в неограниченных возможностях собственной свободы воли, и просит подсказать правильное решение.

Кого просит?

Человек – функция Бога, поэтому за спасением мы всегда обращаемся к Источнику своего существования. И это понятно, ведь душа – проекция Духа. Двухсторонняя связь между ними существует всегда. Она может ослабевать, но разорвать её невозможно.

Создатель всегда внутри нас. Он ощущает всё, что мы чувствуем, видит последствия всех наших замыслов и поступков. Свобода воли человека подразумевает невмешательство Творца в принятие наших решений. Но мы имеем право и возможность в любой момент обратится к Источнику всего сущего за помощью и поддержкой.

Как просит?

Уровень взаимодействия человека и Бога регулируется исключительно нашим желанием и волей. Каждый из нас самостоятельно и свободно принимает решение, что для него важнее: иллюзии, созданные гипертрофированными потребностями тела, или взаимосвязь души и Духа. Наш выбор определяет способ взаимодействия с окружающей действительностью и результат жизни в целом.

В случае глубокого согласия и осознанного общения души и Духа мы получаем способность напрямую воспринимать Истину и волю Творца. Эти качества принято называть интуицией и нравственностью. Что такое интуиция мы рассмотрим отдельно и очень подробно. В контексте заявленной темы нам более интересна нравственность, которую можно считать внутренним ощущением правильности происходящего.

Согласованность и сотрудничество души и Духа – основные условия проявления этого состояния. В этом смысле нравственность – объективный и безусловный критерий правильности любого выбора. Верное решение всегда подтверждается позитивными чувствами радости и умиротворения. Это эмоциональный показатель успешного взаимодействия человека и Бога.

Если взаимосвязь души и Духа рассогласованна, ослаблена, то мы теряем нравственные ориентиры и доступ к истинным знаниям. Прямым следствием этого состояния человека является неспособность принимать верные решения. Естественным образом накапливаются проблемы, и нам становится плохо во всех смыслах этого слова.

Индикатор правильности жизни – эмоции, которые мы ощущаем, переживая различные жизненные ситуации, давая им оценку, делая выбор. Если мы достаточно часто и по различным поводам испытываем негативные эмоции – это сигнал о совершённых ошибках, о том, что мы живём неправильно, заблудились. Появляется устойчивое ощущение, что весь мир ополчился против нас.

Реальность не может воевать с человеком, зато человек очень часто конфликтует с реальностью, которую создал сам. Противоречия внутренних убеждений неизбежно провоцируют отрицание окружающей действительности. Наилучшим выходом в подобной ситуации будет остановиться и задать себе вопрос – что я понимаю и делаю неправильно?

Другого пути нет. Сами сломали жизнь, самим исправлять придётся. В противном случае судьба наша будет печальна. Никто не придёт и не спасёт. Вернее придёт и спасёт, но не то и не так, как нам бы этого хотелось.

Обращаясь к высшим силам за помощью, мы тем самым подтверждаем своё бессилие решать проблемы и передаём ответственность за свою жизнь на их усмотрение. Давайте познакомимся с предполагаемым Спасителем поближе. Единственная сила, которая превосходит могуществом человека в этом мире – это Источник существования всего.

У человека свои представления о важности и ценности, у Бога, как бы это не казалось нам странным, несколько другие. Точка зрения временного, маленького и отдельного по определению не может совпадать с всепроникающим мировосприятием вечного, бесконечного и всеобъемлющего. Он, безусловно, любит нас, но не до такой степени, чтобы, исполняя наши прихоти, нарушать законы мироздания.

Для того чтобы лучше понять, как происходит “спасение и сохранение” и почему его результат не всегда совпадает с нашими ожиданиями, необходимо сначала разобраться с тем, что для нас представляет высшую ценность.

2. Кого или что мы просим спасти?

Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, прост до банальности, конечно, себя, свою жизнь. Но если немного задуматься, всё становится не настолько очевидным.

Атеист просит спасти бренное тело. Верующий, как это ни странно звучит, бессмертную душу. Это результат противоречивых представлений о том, что есть человек. Объекты, требующие спасения и сохранения, не просто различны, они диаметрально противоположны по своим характеристикам и предназначению.

При этом в ситуации, когда атеист просит о спасении, он становится неосознанно верующим, потому что обращается к внешним силам, которых до этого момента в его реальности не существовало. Но только частично верующим, поскольку думает в этом состоянии исключительно о сохранении тела.

Объединяет их то, что они просят спасти себя, подразумевая под этим определением разные вместилища своей личности. Атеист считает, что личность – это мозг, обременённый системой его жизнеобеспечения – телом. Верующий убеждён, что он есть душа, которая где-то в лучшем мире может жить вечно и отдельно от тела, как некая автономная сущность человека.

И атеист, и верующий, оказавшись в критической ситуации, хотят одного – жить. Разница в том, кто, где и как это будет делать.

Что такое жизнь, которую мы так боимся потерять? У каждого из нас сформирован свой сугубо индивидуальный ответ на этот вопрос. Но если не вдаваться в детали, всех людей, в зависимости от их убеждений, можно условно разделить на две основные группы: материалистов и идеалистов.

С материалистами всё понятно, для них единственно возможной формой жизни является существование личности, упакованной в мозг. А это значит, что жизнь – просто биологический процесс, намертво связанный с телом. Есть тело – есть жизнь, нет тела – нет жизни. В убеждениях о конечности всего сущего есть своя завораживающая определённость.

Если, как они считают, мы живём первый и последний раз, то есть смысл всё перепробовать, овладеть максимальным количеством ресурсов. И совершенно нет смысла задумываться о том, как всё устроено и что дальше. Для них “дальше” просто не существует. Самоограничение мировосприятия и своей жизни материальным миром – это их добровольный выбор, имеющий определённые последствия.

У идеалистов всё гораздо сложнее. Представления о физической реальности, с которой они вынуждены взаимодействовать через тело, противоречат взаимосвязи души и Духа. Смутные ощущения неполноценности интересов тела вызывают вопросы, на которые нет очевидных ответов.

Душа в стремлении вырваться за пределы ограничений материального мира неизбежно усиливает своё взаимодействие с Духом. Пытаясь понять, что с ней происходит и почему, начинает догадываться о том, что её жизнь временно и очень опосредованно связана с существованием тела, что смерть – это конец тела, а не жизни.

Мы уже выяснили, что, обращаясь к высшим силам о спасении, человек просит сохранить его жизнь. Для того чтобы понять, как происходит процесс спасения, и что получится в результате, необходимо уточнить, что же такое жизнь с точки зрения не только человека, но и его Создателя. Без понимания того, что мы просим спасти, невозможно понять, как это можно сделать.

Общепринятого определения термина “жизнь” не существует. Трактовки учёных, философов и священнослужителей очень отличаются и часто противоречат друг другу. Поэтому мы не будем их рассматривать, а ограничимся представлениями, применимыми в обыденном смысле к жизни человека.

В этом случае ответ на вопрос: “Что такое жизнь человека?” – имеет только два значения.

  1. Жизнь – как процесс бытия личности здесь и сейчас. Для реализации этой деятельности тело критически важно, без него жизнь в материальном мире невозможна.
  2. Жизнь – как исчерпывающий, совокупный результат всего существования человека, его индивидуальная память обо всём, что с ним произошло от рождения и до самой смерти.

Казалось бы, эти определения не противоречат друг другу. В первом случае речь идёт о жизнедеятельности личности, во втором – о внутреннем содержании этой личности – памяти. Таким образом, оба эти представления о том, что такое жизнь, очевидно, исчерпывающе дополняют друг друга.

Но, всё не так просто. Ранее мы уже выяснили, что смерть противоположна рождению, а не жизни. В обыденном представлении рождение – это начало жизни, смерть – её окончание. Иными словами, жизнь человека – это его состояние, то, что с ним происходит, в интервале между рождением и смертью.

В этом утверждении заключён главный парадокс материалистической философии вообще и атеизма в частности. Утверждая, что существует исключительно физический мир, но жизнь в нём сначала появляется ниоткуда, а затем исчезает без следа, они тем самым отрицают главный принцип физики – закон сохранения энергии.

Жизнь, кроме всего прочего, – это одна из форм энергии. Если она появилась в материальном мире, ограниченном временем и пространством, значит, у этого есть причины, необходимый ресурс для преобразований и последствия.

Ранее мы уже говорили о том, что и в физическом, и в нефизическом мире ничто не может появиться из ничего и исчезнуть в никуда. Любой процесс – это преобразование энергии из одной формы в другую, причём без потерь. Её количество при этом не меняется, меняется качество – характеристики.

Более того, энергия жизни самим фактом своего существования нарушает закон неубывания энтропии. Это второй базовый постулат физики, который утверждает, что в замкнутой системе хаос не может уменьшаться с течением времени.

Любой живой организм – это структура, которая растёт, увеличивая порядок и тем самым уменьшая внутренний хаос. А это означает, что человек – не замкнутая система. Из чего следует, что жизнь – есть внешняя по отношению к биологическим формам энергия созидания. И её появление в материальном мире, а также избирательное воздействие на него не может быть случайным.

Если мы не можем зафиксировать и объяснить, откуда появилась энергия сотворения, несущая жизнь в этот мир, и куда она потом исчезла – это не нарушение законов физики, это проблемы нашего миропонимания. Результат ограниченности представлений человека об окружающей действительности.

Осознав данный факт, мы делаем первый шаг, приближаясь к осмыслению самого важного для человека вопроса мироздания. Откуда в наш мир приходит жизнь, а значит и мы с вами, куда она уходит и где хранится?

Даже используя инструментарий непротиворечивой картины мира, исчерпывающе и однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Такова особенность нашего фрагментированного мировосприятия. Но в этом и нет необходимости. Нас вполне устроит доступный способ правильного миропонимания – метод последовательного приближения к Истине.

Все последующие главы будут в той или иной степени отвечать на вопрос, что есть жизнь в разных её аспектах с точки зрения непротиворечивости мироздания.

А пока сделаем промежуточный вывод в контексте заданной темы.

Просьба о спасении чьей-то жизни, часто подразумевает противоположные представления о том, что же это значит. В зависимости от уровня заблуждений или степени осознанности.

Парадокс в том, что кто бы не просил о спасении жизни, речь всегда идёт о жизни души. Просто материалисты при этом имеют в виду жизнь конкретной личности исключительно в теле, а идеалисты – жизнь души в теле или отдельно от него. И те и другие, рассуждая о жизни человека, предполагают при этом обязательное существование отдельного сознания, наделённого памятью, волей, разумом и чувствами.

Без этих качеств личности материалиста или души идеалиста не существует. Далее разберем, как и где их можно сохранить.

3. Кто и каким образом нас спасает?

Ранее мы уже разобрались, что рождение и смерть человека – не более чем фазы перехода его жизни из нефизического состояния в физическое и обратно. А сам человек – это триединая сущность – Дух, душа, тело. Из этой троицы только душа способна без потери своих основных качеств существовать в обоих мирах: материальном и нематериальном.

Отсюда можно сделать заключение, что носителем жизни, сознания и памяти человека является именно душа. И в этом случае подобный вывод – не предмет веры, а просто ещё один маленький шаг к тому, чтобы увидеть, понять и принять Истину.

Живёт, оценивает события и обстоятельства, принимает решения, радуется и страдает – наша душа. Тело – функционирует, обеспечивая её взаимодействие с окружающей действительностью. Цели, способ и результат их сотрудничества полностью зависят от степени осознанности души.

Если она считает себя служанкой тела, то участь такого человека печальна в обоих мирах. Это как раз тот случай, когда нам кажется, что Бог нас не слышит и не помогает. Очень серьёзный повод задуматься и пересмотреть свои убеждения.

Когда душа осознаёт свою причастность Духу, понимает своё истинное предназначение, у неё есть выбор в критической ситуации, он определяется обстоятельствами и уровнем принятия энергии Блага.

Мы уже определились с тем, кого просим спасти, теперь необходимо узнать, кто принимает решение о спасении, чтобы понять, как он это делает.

Очевидно, что мы обращаемся за помощью к неким высшим и всемогущим, в буквальном смысле этого слова, силам. К Источнику и Творцу всего сущего, который, безусловно, справедлив и, несомненно, всех нас очень любит. Но есть одна маленькая проблема.

Дело в том, что Бог, к которому мы обращаем свою просьбу о спасении, не является персонифицированной сущностью, внимательно следящей за каждым нашим шагом и исполняющей все наши прихоти. Он не джин из лампы, и не дедушка, сидящий на облаке, с молнией в одной руке и рогом изобилия в другой.

Создатель не является нашим персональным пастухом, поэтому у него нет сторожевых псов, охраняющих паству. Вокруг нас не вьются бесплотные ангелы, которые в нужный момент могли бы подтолкнуть в нужном направлении или закрыть от опасности неуязвимыми щитами. Неужели мы предоставлены сами себе, и никто не придёт нам на помощь?

Страшно? Не пугайтесь, просто мир устроен не так. Всё работает достаточно просто, но понять это сложно, потому что не очевидно. Если не Всевышний и не его ангелы, тогда кто? Кто заинтересован в нашем спасении и может это сделать? Давайте разбираться.

Ранее мы уже выяснили, что человек – функция Бога, и у этой функции есть не только цели и задачи, но также способности и возможности. Они вполне достаточны для появления нас в этом мире, безопасном взаимодействии с ним и эвакуации из него.

Более того, являясь проекцией энергии созидания – Духа, человек живёт в рамках законов, определяющих сущность самого Творца. Именно в этом смысле мы по образу и подобию Его – существуем в реальности установленной Его принципами и ценностями.

Наша жизнь и окружающая действительность являются результатом взаимодействия этих божественных правил и присущей нам свободы воли. Принципы безусловны, универсальны и обязательны для всего и всех, а воля подчиняется нашим убеждениям.

Поэтому, когда мы просим о спасении, происходят следующие последовательные действия.

  1. Обращение к высшим силам о защите – это заявление о желании жить – свободное волеизъявление души о продолжении существования в том или ином виде.
  2. Волеизъявление проходит через фильтр личных убеждений, которые этот сигнал могут усилить, ослабить или исказить. Здесь всё просто, усиливают волю непротиворечивые убеждения близкие к Истине, ослабляют и искажают: страхи, заблуждения и иллюзии.
  3. Результат исполнения нашей просьбы выбирается и самореализуется обезличенно и беспристрастно созидательной энергией Духа на основании правил сотворения реальности, действующих законов мироздания и перечисленных выше факторов.

Так работают общие принципы сотворения индивидуальной реальности человека, произвольно использующего энергию Блага.

Любое действие, событие, ситуация – есть результат осознанного или неосознанного взаимодействия человека и божественной энергии созидания. Это всегда последствия компромисса и консенсуса двух акторов: человека и Бога; ничем не ограниченной воли и безусловных принципов мироустройства – справедливости, любви и благодарности.

Поэтому необходимо учитывать различия в оценках важности сиюминутных потребностей человека и вечных, изначальных ценностей Творца. Для Него тело человека не имеет существенной значимости, оно не более чем кратковременный инструмент души для взаимодействия с физической реальностью, не более.

Душа – проекция Бога, инструмент Его самопознания. Её важность для Создателя неизмеримо выше. Поэтому независимо оттого, что мы имеем в виду, обращаясь с просьбой “спасти и сохранить”, речь идёт о спасении души. Но способ сохранения жизни души возможен в одном из трёх вариантов в зависимости от степени её осознанности.

  1. Если душа, взаимодействуя с Духом, контролирует тело – спасается тело. В силу того, что у души в этом случае есть доступ к универсальной энергии сотворения, достаточный для организации “чуда” или “счастливой случайности”. Это проще, чем начинать её жизнь в физической реальности заново с рождения.
  2. Если тело контролирует душу – сохраняется душа, путём её эвакуации из тела. Происходит это, когда душа неспособна спасти своё тело из-за нарушения её взаимодействия с Источником сотворения материального мира. Но этот вариант возможен только в том случае, если душа, реализуя своё право на свободу воли, не нарушила законов справедливости, любви и благодарности.
  3. Если душа окончательно заблудилась, пренебрегла изначальной нравственностью и угрызениями совести, значительно ослабила свою связь с Источником, вернуться к нему в этом состоянии она не сможет. Она “не нужна” Богу. Совсем. В этом случае единственный её шанс спастись – катарсис, глубокое раскаяние. Если успеет, конечно. Этот способ спасения мы рассмотрим отдельно и очень подробно.

Выводы.

  1. Нашим спасителем, независимо от результата, является душа. Мы сами себя спасаем или губим.
  2. Результат собственных усилий зависит от степени осознанности и непротиворечивости убеждений, а также от силы проявления воли и от того, насколько она соответствует энергии Блага.
  3. Воля человека – инициирующий фактор, законы мироздания – управляющая структура, а божественная энергия созидания – инструмент спасения и сохранения души, а значит жизни.
  4. Способ реализации спасения в этом случае непредставим для нас по определению, он сравним с чудом или неким счастливым случаем. Так работают силы, которые находятся за пределами нашего понимания и воображения.

Каким образом и где можно сохранить жизнь души, мы подробно разберём, когда будем говорить о том, чем личность отличается от индивидуальности. Пока же отметим, что в нефизическом мире Источника всего сущего душа неуязвима и бессмертна.

Опасности подстерегают душу исключительно во время её нахождения в теле, в материальном мире. Причём навредить душе может только она сама с помощью созданных ею страхов, иллюзий и заблуждений.

Абсолютная свобода воли – очень опасный соблазн, особенно когда она выходит из-под контроля нравственности. Именно поэтому земное существование души приходится ограничивать временем и пространством взаимодействия с окружающей действительностью – смертным телом.

Даже у самой извращённой души есть последний шанс спастись – измениться и получить возможность сохранить себя навсегда. Парадокс в том, что сделать это она может, только пока находится в теле, в физическом мире. Но об этом в следующей главе.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий