Смерть – великое таинство.
Она – рождение человека из земной,
временной жизни в вечность.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Смысл смерти
В предыдущей части мы выяснили, что человек – это проекция Бога в материальном мире, выполняющая очень важную задачу – Его саморазвития и самопознания. Но данное утверждение может вызывать большие сомнения, если оставить без ответа следующие вопросы.
Зачем прерывать такую важную функцию Творца? Почему человек смертен в отличие от Источника своего существования? Кто, каким образом, и с какой целью ограничил нашу жизнь? Что мы знаем о смерти? Для чего она нужна? Смерть – это конец жизни? А что происходит потом?
Если мы не сможем ответить на эти вопросы, то все рассуждения о взаимосвязанности и единстве Бога и человека теряют смысл. Слишком сильно в нас эмоциональное неприятие смерти и непонимание её предназначения. Оно неизбежно разъединяет человека и Создателя, противопоставляя их друг другу.
Непостижимость причин и последствий смерти лежит в основании всех страхов, и отравляет нашу жизнь. Только познав смысл и приняв необходимость смерти, мы перестанем её бояться и сделаем первый шаг на пути осознания своего индивидуального бессмертия.
Данное утверждение только на первый взгляд выглядит противоречивым. Почему? Давайте разбираться. Парадоксы, как правило, обозначают те места в рассуждениях, где скрыты ключи к пониманию невыразимого, именно поэтому они очень полезны.
Сразу оговоримся, что в данном тексте мы рассматриваем смерть человека. Смерть других живых существ только на первый взгляд похожа на то, что происходит при этом с нами. Разница в наличии у человека души и свободы воли. Эту тему мы рассмотрим чуть позже, а пока конкретизируем основную задачу и приступим к её решению. Начнём с общепринятых представлений о смерти в основных религиозных и философских учениях.
Википедия считает, что смерть – это прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.
Академические словари утверждают, что смерть – не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое.
Все основные религиозные учения объясняют, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).
Из этих определений можно сделать следующие промежуточные выводы.
- Смерть – это событие, обозначающее прекращение существования исключительно тела – его конец. Точка, разделяющая живое и неживое.
- Смерть – процесс противоположный рождению.
- Смерть – результат прекращения взаимодействия тела и двух других составляющих человека – Духа и души.
- Религии не считают смерть тела смертью личности. Наше Я продолжает существовать в неком другом мире, вне тела.
Обобщая все, что мы знаем о смерти, можно сделать заключение о наличии в разных вариациях всего двух противоположных по смыслу основных концепций.
- Материализм. Мы есть исключительно тело, и смерть превращает нас в гумус – удобрение для почвы. Человек, как отдельная личность, окончательно и бесповоротно исчезает. Прямым следствием этой концепции является восприятие человека, как вершины эволюционного развития всего живого. Или как бессмысленный результат череды случайностей, если оценивать неизменный итог его жизни.
- Идеализм. Человек есть нечто гораздо большее, чем тело. Смерть тела не означает смерти личности – души. Они связанны между собой временно и очень условно. А это значит, что наше Я может существовать независимо от тела, и смерть для него не более, чем фаза перехода в некое другое состояние. На вопрос о том, каким образом и с какой целью это происходит, не могут ответить ни философия, ни религиозные учения. Наука даже не ставит его перед собой, потому что официально отрицает существование души.
Тех, кого устраивает одна из этих точек зрения, мы оставим здесь. Желающих странного и большего, приглашаю воспользоваться универсальным инструментарием понимания окружающей действительности – непротиворечивой картиной мира. Приступим.
Для того чтобы умереть, сначала необходимо родиться. Важно понимать, что это прямо противоположные по своим целям, но технологически схожие процессы. Они зеркальны по отношению друг к другу, как материализация и дематериализация.
Если у появления человека в этом мире есть смысл, значит – он есть и у смерти. Его проще понять, рассматривая смерть, как фазу движения в обратном направлении, по сравнению с рождением, принимая за точку отсчёта нашу жизнь.
Жизнь – результат рождения, смерть – результат жизни. Почему и каким образом это происходит? Давайте разбираться. И начнём с более понятного и привычного, определим смысл рождения и жизни.
1. Смысл рождения и жизни человека
Мир существует только благодаря тому, что им управляют единые, универсальные, вечные и нерушимые законы. А значит, у каждого события есть причина и обусловленные обстоятельствами последствия. В том числе, они по определению должны быть у рождения, жизни и смерти человека.
Рождение человека – его приход в материальный мир по своим целям и задачам является событием противоположным смерти. Всё, что находится между этими крайними точками и есть наша жизнь.
Смысл начала и окончания любого действия задан целью, ради достижения которой сама эта деятельность осуществляется. В нашем случае – это смысл жизни человека с точки зрения Творца. Тот, кто создаёт инструмент самопознания, лучше всех понимает, как он должен работать на всех этапах решения поставленной задачи.
Непротиворечивая картина мира позволяет объективно и беспристрастно оценить процессы рождения, жизни и смерти, их смысл, способы реализации и последствия. Начнём рассматривать вопрос о целях нашего появления, как отдельных сущностей, в физической реальности с общих представлений о мироустройстве.
Невозможно сделать что-то из ничего, так устроен Мир. Для появления в нём человека должны быть соблюдены определённые условия, использованы некие ресурсы и выполнена необходимая последовательность действий. Рассмотрим все эти обстоятельства.
- У любого события есть причина, смысл, цель, предназначение.
Обоснование. В мире, где действуют универсальные и безусловные законы, случайностей быть не может по определению. Всё происходит вовремя и правильно. Любые отклонения от наших ожиданий – не более чем результат сложного взаимодействия сил, суть которых мы не понимаем.
- Кто-то или что-то предварительно создаёт саму возможность появления и будущего развития всех существ, а также условия для обеспечения их жизнедеятельности.
Доказательствами данного утверждения являются следующие обстоятельства.
Очевидная взаимозависимость и взаимодополняемость различных видов. Они обеспечивают выживание друг друга, а не борются за абсолютное доминирование, неизбежным результатом которого стала бы смерть всего живого. Мы привыкли называть эту особенность нашего мира – гармонией природы.
А так же цикличность и стабильность любых процессов в окружающей действительности. Устройство человека не меняется от поколения к поколению. У всех нас схожие тела и среда обитания. Незначительные отклонения формы и физиологии возможны только, как устойчивая адаптация к изменению внешних условий.
Бессмысленность теории эволюции мы обсудим позже отдельно и подробно, а пока зафиксируем это утверждение, как допустимый факт.
- Новое – это результат трансформации старого. Созидание – всегда процесс преобразования уже существующей информации, энергии, материи, результат изменения их состояния и формы. При этом исходный материал наполняется новым содержанием и смыслом.
- Последовательность событий задана разницей между начальным и конечным состояниями, объёмом и качеством изменений. В нашем случае рождение человека – это проекция, материализация из нефизического мира в физический. В этой реальности мы люди, триединая сущность – Дух, душа, тело. А там? Дух?
Смысл и способы материализации Духа мы подробно разберём в главе посвящённой разнице характеристик индивидуальности и личности. А пока сделаем промежуточные выводы.
Структура человека соответствует его предназначению – жить. Смысл рождения и жизни человека – воспринимать окружающую действительность и взаимодействовать с нею. Бог создаёт реальность, в которой он сценарист, режиссер, актер и зритель одновременно.
Последовательность Его действий при этом.
- Создаём экран, зеркало – материальный мир.
- Создаём свою проекцию – рождение человека.
- Формируем многогранный образ окружающей действительности, наблюдаем и воспринимаем его изнутри – живём.
- Принимаем отдельную жизнь, как фрагмент индивидуальной реальности – так происходит процесс расширения и обогащения сознания Создателя.
Иными словами появление жизни – это изменение фокуса внимания Творца, а значит и точки приложения энергии Блага. Рождение и смерть в этом случае – всего лишь фаза перехода между состояниями этой энергии. Щелчок, включающий или выключающий свет. Бог “открыл глаза” – мир есть. “Закрыл их” – мира нет. Есть воспоминания о нём – индивидуализированный конкретным человеком образ реальности.
2. Смерть как процесс противоположный рождению
Если рождение – начало жизни в этом мире, то смерть её завершение. Смысл смерти и решаемые при этом задачи мы рассмотрим чуть позже, а пока подробно разберём, как происходит этот процесс, рассматривая его, как действие обратное рождению.
С точки зрения непротиворечивой картины мира, причиной рождения человека является концентрация внимания и энергии Творца в материальном мире. Естественным итогом этого события становится появление новой личности в новом теле.
Смерть в этом случае – расфокусировка, рассеивание Его внимания в результате потери интереса к процессу жизни данной личности. И как следствие, прекращение трансляции Блага – силы сотворения индивидуальной реальности.
Бог смотрит на мир глазами человека и, если тому не нравится наблюдаемая реальность, то Он отводит взгляд и человек гаснет. Затухает, как свеча, вокруг которой внезапно исчез воздух.
Мы функция Творца, наделённая свободой воли, поэтому смерть – это результат нашего свободного выбора, который определяется множеством обстоятельств. Этот выбор может быть как абсолютно осознанным, так и неосознанным – непонятным и незаметным для нас. К сожалению, именно таким образом устроено наше противоречивое мировосприятие. Очень часто мы принимаем решения, не осознавая возможные последствия.
Напомню: “Вы сами выбираете рождение и смерть, их время, место, так же способ, и это несмотря на то, что ваша капризная, обманчивая память полна неточностей, пробелов”, – Михаил Наими, “Книга Мирдада”.
Ещё одна цитата: “Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде”, – святитель Иоанн Златоуст.
Мы привыкли считать, что смерть – это прекращение жизнедеятельности тела, его распад как единого целого и переход в другую – неживую форму. Это очень упрощённое представление о том, что происходит при этом событии на самом деле. Оно является результатом нашего фрагментированного и ограниченного мировосприятия, а также причиной, делающей смерть непонятной и страшной.
Принятие непротиворечивой картины мира позволяет увидеть и правильно оценить любые события. В том числе и такое важное и неизбежное для каждого явление как смерть. Предлагаю взглянуть с внешней и объективной точки зрения, без страха и предубеждения на то, что и как происходит, когда человек умирает.
Способ реализации процесса смерти может быть любым. Он зависит от множества факторов, которые мы осознанно или нет, создаём сами, реализуя право свободного выбора. Рассмотрим основные причины, последовательность событий и результаты смерти.
1. Смерть как процесс отделения души от тела. Прекращение их взаимодействия.
1.1. Повреждение тела до состояния несовместимого с жизнью. Наиболее часто встречающийся результат неосознанной жизни. Когда человек воспринимает себя преимущественно телом, отказываясь выполнять своё предназначение – быть функцией Бога, или не понимая его.
Не имеет значения, каким образом это состояние достигается, его изношенностью или разовым фатальным повреждением. Вспоминая Иоанна Златоуста – если одежда разонравилась или вызывает дискомфорт, то мы перестаём за ней ухаживать. Как следствие, она изнашивается и рвётся, поэтому нам приходится избавляться от старой одежды и создавать новую. Тело умирает, а душа возвращается к своему Источнику.
1.2. Прекращение взаимодействия души и тела ещё при жизни. Случай, когда душа заблудилась и устала от жизни здесь и сейчас. Включается режим её эвакуации из физической реальности. Основной точкой привязки к ней является тело. Дух и душа просто перестают обращать на него внимание. Душа постепенно и последовательно уходит из тела – бросает его.
Проявляется это состояние как душевная болезнь, которая может протекать в очень разных формах. Тело без души способно существовать довольно долго, если внешние условия позволяют. Но уже в виде бывшей оболочки бывшего человека.
Тело ещё живо, но человек, как триединая сущность, уже умер. Душа, пусть и в повреждённом виде, возвращается домой на реабилитацию.
2. Прекращение взаимодействия души и Духа. Очень тяжёлый случай, ведущий, как правило, не только к смерти тела, но и к самоликвидации души. Результат представлений о себе исключительно как о теле. Часто является причиной абсолютной безнравственности – крайней степени извращения душой энергии Блага.
Напомню, Творец дал нам абсолютную свободу выбора, но компенсировал её правилом безусловной ответственности за все, что мы натворили.
Душа и тело ещё могут существовать в физическом мире, но в мире Бога их, как отдельного индивидуального образа реальности, уже нет. Как правило, в этом состоянии то, что осталось в нашем мире, постепенно распадается на изначальные энергии. Тело раньше, душа намного позже.
Вывод. Перечисленные способы смерти, при всех различиях внешних проявлений, имеют важную общую характеристику – человек перестаёт существовать как единое целое – Дух, душа и тело. Расщепляется на первичные составляющие, каждая из которых возвращается в исходное состояние потенциала, готового к новым превращениям. Прах к праху, Дух к Духу, душа к Богу, если жила правильно.
Как происходит переход тела в первоначальное состояние, мы можем наблюдать ежедневно в окружающей нас природе.
Взаимодействие внутри Мирового Духа или, если хотите, между нефизическими энергиями невозможно точно сформулировать в силу отсутствия соответствующего понятийного аппарата.
А вот причину, способ и смысл возвращения души к своему Создателю мы подробно рассмотрим в следующей главе.
Пока отметим, что итог смерти, как мы уже неоднократно отмечали, может быть разным. Его формируют результаты нашего свободного выбора в рамках законов и правил мироздания. Но смысл и предназначение смерти неизменны и одинаковы для всех нас. Рассмотрим их объективно и беспристрастно.
3. Предназначение смерти
Страшная и непонятная для нас смерть – это всего-навсего один из способов взаимодействия человека и Бога. Создавая свою проекцию – душу, Творец обеспечил ей условия достаточно безопасного существования в материальном мире и возможность экстренной эвакуации из него. Напомню, тело – инструмент, оболочка и посредник для души, не более того.
Понять и принять данный факт невозможно, если мы считаем себя исключительно телом. Для того чтобы преодолеть естественные ограничения фрагментированного мировосприятия, необходимо выйти за его пределы и попытаться увидеть относительно объективный и целостный образ реальности. В этом нам помогут представления о роли смерти, сформулированные в рамках непротиворечивой картины мира.
Смерть – это способ ограничения жизни, выполняющий три основные функции.
1. Смерть в широком, универсальном смысле – необходимость, гарантирующая развитие материального мира.
Смерть – это конечный результат жизни в физическом теле. Применительно к любым живым существам её основной смысл заключается в постоянном обновлении среды обитания и поддержании её разнообразия. Это утверждение противоречит современным научным представлениям об эволюционном развитии всего живого – того, что рождается и неизбежно должно умереть.
Различные теории эволюции опровергаются общими принципами существования всего сущего и самим фактом неизбежности смерти. О том, почему все они несостоятельны, мы поговорим в другой раз.
В контексте заданной темы важно понять, что смерть, как завершающий этап жизни, является необходимым условием сотворения, обновления и, как не парадоксально это звучит, важнейшей фазой развития всего живого.
Она обеспечивает бесконечную трансформацию всей биосферы, увеличивает её многообразие, объем и сложность. Формирует игровую площадку для человека, который, как мы уже выяснили, есть функция саморазвития и самопознания Бога. Метод реализации этой задачи прост – ограничение жизни отдельных объектов живого мира. Смерть старого и рождение нового.
2. Смерть тела человека – хранитель и спаситель души.
Что касается всех без исключения людей, тут всё не так просто. Человек одновременно – часть материального мира, его объект и неотъемлемая составляющая нематериального мира Творца – субъект. Он существует в состоянии здесь и сейчас, но при этом неразрывно связан со своим истинным Я, которое находится в состоянии везде и всегда. Это обстоятельство выделяет человека в структуру, отличную от всего живого по своим функциям и предназначению.
Кроме того, человек – это отдельная от других точка восприятия реальности. Созданный им индивидуальный образ окружающей действительности фрагментирован. Он собран из множества разнообразных элементов, связи между которыми формируются воображением, и сохраняется в виде убеждений – нашей правды, частично состоящей из заблуждений.
Ложные убеждения, накапливаясь, провоцируют отрицание реальности, препятствуют развитию и, как следствие, инициируют перезагрузку личности. Существует два способа переформатирования личности.
1. Обычный – смерть тела и полное обнуление, сброс самоидентификации.
2. Необычный, исключительный – катарсис, покаяние – очищение души без разрушения тела.
Второй способ мы рассмотрим позже отдельно и очень подробно. А пока разберём главную естественную причину смерти человека.
Очень коротко её можно сформулировать, как невозможность дальнейшего существования субъекта – триединой сущности в виде общего целого в результате нарушения полноценного внутреннего взаимодействия между Духом, душой и телом. Тело есть результат этого взаимодействия, и при его прекращении оно просто исчезает, как отдельный объект.
Разделение человека, как единого целого, на первичные составляющие – всегда последствия осознанного или неосознанного выбора уставшей, заблудшей или извращённой души. Итог этого выбора для тела всегда один – его смерть.
Тело – это якорь, точка привязки души к материальному миру. Без его исчезновения полноценное возвращение души к своему Источнику невозможно.
В этом смысле смерть можно сравнить с катапультированием лётчика из неисправного, падающего или летящего в неправильном направлении самолёта. Последний шанс для пилота спастись. Но если пилот окончательно решит, что он – самолёт, то шансов нет. Причины возникновения подобных ситуаций рассмотрим ниже.
3. Смерть человека, как отдельного субъекта – это освобождение сформированной на протяжении жизни новой индивидуальности от ограничений физической реальности.
Мир Бога един в своей всеобъемлющей универсальности, он находится в состоянии “везде и всегда”, его невозможно разделить на отдельные элементы. Реальность, в которой живёт человек, фрагментирована на множество объектов, существующих здесь и сейчас. В этом смысле они не совместимы между собой.
Творцу приходится искусственно разделяться внутри себя, для того чтобы создать временный материальный мир. Нам, для того чтобы вернутся в Его реальность, необходимо избавиться от своей отдельности и опять стать единым целым – умереть. Это одна из причин смерти.
Вторая – последствия нашей отдельности и фрагментированного мировосприятия – ложные убеждения. Чем дольше мы живем, тем больше общее количество заблуждений, составляющих нашу правду.
В таком виде личное миропонимание человека не может быть полностью воспринято Творцом. Сравнить этот способ передачи информации можно с ситуацией, когда мы пришли в кино, а вместо последовательного и взаимосвязанного изображения на экране видим хаотичное мелькание вспышек света.
Для того чтобы Бог понял и принял прожитую нами жизнь как свою собственную, ему необходим носитель пережитого. Он должен интегрировать, включить в себя душу человека. Получить к ней полный и неограниченный доступ.
В этом случае наше сознание перестаёт быть набором плохо взаимосвязанных фрагментов реальности, оно становиться единым и целостным во всех возможных смыслах. Во время перехода все наши заблуждения и иллюзии исчезают, не выдерживая встречи с Истиной.
Человек – структура, ограниченная временем и пространством. Он является частью мира – более сложной, но аналогично ограниченной системы, в которой у любого развития всегда есть начало, определённое особыми условиями, и естественный конец – завершение процесса. Смерть тела означает исчезновение ограничений для души и её переход к новому состоянию – слиянию сознания человека с Источником всего сущего.
“Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела”, – преподобный Антоний Великий.
Вывод. Из точки концентрации внимания Творца – жизни в здесь и сейчас, мы возвращаемся во всеобъемлющую реальность всегда и везде. Самый простой и доступный способ сохранить себя навсегда – умереть. Но для достижения этой цели необходимо выполнить важное условие – жить и умирать правильно. Понимание общих принципов взаимодействия человека и Бога очень помогут в этом.
Многообразие вариантов самовыражения человека определяет не только его судьбу, но и нюансы перехода из материального мира в нематериальный. И, что гораздо важнее, форму существования в нём. Далее мы последовательно рассмотрим основные правила и возможные способы нашего взаимодействия с реальностью Источника, а также последствия реализации свободного выбора, двигаясь от допустимого результата жизни к идеальному. От смерти к бессмертию. От человека к Богу.