Поэтому и говорю я вам, молитесь
лишь только об одном – о Пониманьи.
Ничто другое больше вам не нужно.
Михаил Наими, «Книга Мирдада»
Понимание меняет картину мира
(Непротиворечивая картина мира)
Мировоззрение — основа нашего сознания. Давайте попробуем разобраться, каким образом создаётся и изменяется наша картина мира. Определим источники её формирования и процессы, при этом происходящие. Покажем фундаментальную роль понимания для становления и развития мировоззрения.
Непротиворечивая картина мира — это объяснение того, каким видит Творец создаваемый им мир. Создатель не использует языки, слова, определения, придуманные человеком. Эти тексты — попытка перевода с образного, концептуального, невербального способа передачи информации Духа на обыденный язык межчеловеческого общения. Попытка адаптации универсальных концепций к фрагментированному, мозаичному восприятию мира, сама по себе, упрощает и искажает передаваемые смыслы. Поэтому сравнительно точное, наименее искажённое понимание изложенной информации так важно.
Для правильного восприятия непротиворечивой картины мира нам необходимо уточнить некоторые общепринятые термины и определения. Термин «понимание» является ключевым. В этом тексте мы дадим расширенное и привязанное к конкретному мировоззрению определение «понимания». Определим, чем «понимание» отличается от «знания» и «веры». Покажем, в чём заключается преимущество достижения «понимания» по сравнению с другими способами познания мира.
Задумайтесь, как мы формируем свою картину мира, свои представления о нём. В процессе создания нашего мировоззрения участвуют:
1. Знание о мире, полученное нами из различных источников информации и принимаемое нами как истина;
2. Наш личный жизненный опыт, сформированный совокупностью контактов с внешним миром;
3. Мировоззрение, принятое нами от ближайшего окружения, критически или некритически осмысленное;
4. Вера — представление о мире, основанное на внутреннем убеждении, не имеющее и не требующее доказательств.
Первый компонент — знание, объективен, не зависит от нашего восприятия мира и описывает, как правило, в количественных характеристиках материальный мир. Второй и третий компоненты мировоззрения изначально субъективны и неповторимы, именно они формируют личность и индивидуальный, окружающий именно нас мир. Четвёртый компонент – вера, иррационален и призван заполнять пустоту в нашем фрагментированном мировоззрении, своего рода подсознательная логическая связь, удерживающая мир как единое целое в нашем сознании.
Рассмотрим все источники формирования нашего мировоззрения, их роль и взаимосвязь.
1. Знание
Начнём с самого простого и наименее для нас интересного, рассмотрим его только для того, чтобы показать отличия.
Определение. Знание — результат процесса познавательной деятельности. Под знанием подразумевают только тот результат познания, который может быть логически или опытным путём обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку.
Знания — это система законов, выведенных из повторяемых с одним и тем же результатом опытов и наблюдений. Они описывают совокупность всех отдельных, наблюдаемых элементов физического мира. Знания обладают следующими общими признаками:
1.- объективны, не зависят от того, кто проводит наблюдения и опыты;
2.- действительны для отдельных элементов, явлений, процессов физического мира;
3.- отвечают на вопрос, «каким образом?»;
4.- их можно сохранять и передавать от одного человека другому без потери смысла.
Перечень характеристик можно продолжить, но для демонстрации отличий «знания» от «понимания» и «веры» уже достаточно.
Вне всякого сомнения, уровень и объём знаний, которыми мы владеем, влияют на кругозор и мировоззрение, но не определяют его. Наши знания в наименьшей степени влияют на нашу картину мира как раз в силу своей объективности и универсальности. Они формируют ту часть мировоззрения, которая в той или иной степени у большинства совпадает, по крайней мере, как основа. Накопленные нашими предками, принятые нами знания об окружающем нас материальном мире облегчают нашу жизнь. Но нашу индивидуальность, нашу личность создают совсем другие факторы. Перед тем как перейти к ним, хочется обратить ваше внимание на особенность знания, науки в более широком смысле, в части создания нашей картины мира.
Чем больше знаний накапливает человечество, тем сильнее они начинают дробиться на не связанные между собой фрагменты. Знания, наука становятся всё более специализированными. Всё больше появляется биологий, физик, химий и т.д. со своими терминологиями и решаемыми задачами. Картина мира, создаваемая наукой, рассыпается на мельчайшие, понятные в лучшем случае единицам, фрагменты. Это неизбежный итог углубления научных знаний и специализации. Наблюдается интересный эффект. Как в кинотеатре с огромным экраном, чем больше экран и чем ближе вы к нему находитесь, тем меньше вы понимаете, что на нём происходит в целом. Чем шире и глубже наши объективные знания о мире, тем меньше мы понимаем, в каком мире живём. Тупик? Конечно, нет. Хорошо, что у человечества существуют и другие инструменты создания мировоззрения. О них мы сейчас и поговорим.
2. Понимание
Определение. Понимание (лат. Intellectus) — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Здесь имеется в виду универсальный процесс принятия любой новой информации и встраивание её в индивидуальную, личную картину мира самостоятельно. Предлагаю определить понимание, как осознание и осмысление пережитого личного опыта, отделив его от усвоения готовых, сформулированных кем-то знаний, мыслей, концепций. Тем самым, принципиально разделив осмысление и простое запоминание.
Именно понимание, как процесс субъективного восприятия мира через личный опыт, во всех его проявлениях, как материальных, так и не материальных, позволяет сформировать наше индивидуальное мировоззрение. Нашу личную картину мира. Понимание субъективно в силу того, что является совокупностью личных убеждений. Осознанный, пережитый личный опыт, встроенный в нашу картину мира, становится индивидуальной правдой, которая, в свою очередь, является фундаментом для дальнейшего строительства нашего мировоззрения. Фильтром, если хотите, через который мы воспринимаем мир. То есть существующие убеждения определяют, какими будут наши будущие убеждения и, как следствие, наше мировоззрение. Если осмысленный нами жизненный опыт формирует убеждения, противоречащие прежним, мы должны либо не принять и отбросить новые, как ложные, либо переосмыслить и изменить старые. Иначе нарушится целостность нашей картины мира. Мы не сможем использовать наш жизненный опыт для осмысления и принятия нового.
Примерно так же мы работаем с чужими убеждениями. Мы либо осмысливаем их, сравниваем с нашими уже сформированными убеждениями и принимаем как свои, либо в силу авторитета источника, принимаем на «веру». Если чужая «правда» не конфликтует с нашими убеждениями, мы её осмысливаем, принимаем и встраиваем в существующую картину мира, она становится нашей «правдой». В противном случае мы меняем свои убеждения и мировоззрение, или считаем её ложной и не принимаем.
Понимание, в силу его субъективности, невозможно без искажений передать от одного человека другому. Ему невозможно научить, оно глубоко индивидуально. Понимание, послойно укладывая кирпичики наших убеждений, формирует нашу личность, отражением которой является наша картина мира.
3. Вера
Определение. Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.
Другими словами, вера – это то, что мы субъективно воспринимаем как правду, истину, без доказательств и объяснений. Вера принимается всегда от внешнего источника. Принятие чего-либо на веру — это всегда некритичное восприятие, как «правды», чужого «понимания». Или по другому, попытка передачи «понимания» верующему. Не зависимо от того, насколько длинна цепочка передающих друг другу «веру», у её истоков должен стоять «понимающий», который изначально сформировал «понимание». Как мы уже выяснили «понимание», в силу его индивидуальности, невозможно передать другому без искажений. Оно просто не может быть понятым принимающим «веру», в силу разных точек зрения на мир. Именно поэтому, «вера» передаётся как некая догма, не требующая объяснений.
Вера нужна для того, чтобы мы, не обладая «пониманием» происходящего в мире, могли сформировать свою более или менее целостную картину мира. Благодаря «вере», происходит логическая склейка отдельных, не связанных между собой фрагментов мировоззрения, в нашем сознании. Раздробленность, фрагментация нашего представления об окружающем мире означает соответствующее раздробление сознания, личности. Это неизбежно приведёт к невозможности принимать адекватные обстоятельствам решения. Станет угрозой самому нашему существованию в этом мире.
Мы выяснили, что «вера» — крайне важный, заёмный источник формирования нашей картины мира там, где нам не хватает знаний и нашего «понимания». Ещё раз, «вера» — источник создания мировоззрения, замещающий отсутствие нашего «понимания» путём некритичного заимствования чужого «понимания». Очень полезная вещь, иногда просто необходимая. Своего рода, спасательный круг при неумении плавать.
4. Изменение точки зрения
Итак, мы выяснили, что наша картина мира складывается из трех взаимодополняющих друг друга источников: знание, понимание, вера. Два из них нам не принадлежат, знание и вера это фрагменты чужого мировоззрения, которые мы можем использовать для создания своей картины мира. «Правду» сформулированную не нами, без критического осмысления принимаем как свою. Использовать опыт мудрых предков — это хорошо и правильно. Проблема в том, что, принимая чужие знания и мудрость, мы вместе с ними принимаем чужие ограничения и заблуждения.
Выбирая и принимая знания и веру, мы руководствуемся своим пониманием мира, своими убеждениями. В любом случае, пережитый нами жизненный опыт, наши убеждения и понимание являются определяющими для формирования мировоззрения. Именно они создают нашу индивидуальность, личность, нашу точку зрения на окружающий мир.
Мы уже говорили о том, что восприятие мира зависит от того, откуда мы на него смотрим, от точки зрения. Если мы считаем себя маленькими, а мир очень большим, принципиально непознаваемым, наши представления о нём будут фрагментарными и противоречивыми. Просто в силу невозможности объять необъятное, увидеть картину мира как единое целое. Мы исследуем вселенную в попытке её понять и принять, как муравей исследует ботинок, усиками на ощупь. У муравья нет шанса узнать, что такое подошва, если только вы случайно не поднимите ногу на необходимую высоту или не опустите на него.
Уровень понимания напрямую зависит от точки зрения. Улучшить понимание можно, только изменив свою точку зрения. Непротиворечивая картина мира как раз и предлагает это сделать. Взгляд от частного к общему всегда субъективен, взгляд от общего к частному, как правило, объективен. Понять и принять, что не вы производное от мира, а мир производное от вас сложно, с той точки зрения, где вы находитесь. С точки зрения – я есть тело, слабое и смертное. Точка зрения на мир и мировоззрение — суть одно и тоже. То, как мы видим мир, зависит от того, как мы видим себя. Ещё раз, если мы — маленькое, слабое, смертное тельце в огромном, противоречивом, враждебном мире — у нас проблемы. Если мы — всемогущие, бессмертные создатели миров, мир наша любимая игрушка – проблемы точно не у нас.
Осталось сделать «самую малость» — поменять точку зрения на себя и мир. Рассмотрим возможные способы. Мы не зря рассматривали с вами три источника формирования мировоззрения, сразу понятно, что не подойдёт совсем, а что не совсем подойдёт для этого.
Знание — объективно, описывает материальный мир, почти не влияет на индивидуальность точки зрения. Не годится.
Вера — если сможете принять эти тексты как абсолютную непогрешимую истину, можно попробовать. Вопрос, как долго она продержится? Вера — это принятие чужого «понимания» как своей «правды». Знаете, как это выглядит со стороны? Мы закрываем глаза, «вера» подразумевает закрытые глаза, протягиваем руку и говорим: «Веди нас, учитель». Под ноги нам попадается ямка, мы спотыкаемся, падаем. И говорим: «Я разочарован, пойду, поищу следующего». Поймите, нет учителей, которые будут переставлять наши ноги, только для того чтобы мы не споткнулись.
Понимание – единственный из источников формирования мировоззрения, позволяющий самостоятельно, произвольно менять точку зрения на мир. Сделать это можно несколькими способами.
- Спонтанное озарение — катарсис. Самый быстрый и эффективный способ. Недостатки: неуправляем; непредсказуемый результат; возможны тяжёлые последствия; по сути – маленькая смерть, иногда не маленькая. Случился, пережили, ну и, слава Богу. Сознательно провоцировать его очень не советую. Дух не понимает игр со смертью.
- Сознательно, как рабочую гипотезу принять определённую точку зрения. В соответствии с ней переосмыслить свой жизненный опыт. Скорректировать последовательно свои существующие убеждения. Новые убеждения формировать, исходя из новой точки зрения на мир, и на то, кто вы есть на самом деле. Важные решения принимать с учётом новых убеждений и точки зрения. Этот метод позволяет, не разрушая фундамент прежнего мировоззрения, кирпичик за кирпичиком создать новую картину мира.
Настоятельно рекомендую именно второй способ. Мы его уже обозначили как метод последовательного приближения к истине. Поговорим о нём подробнее.
5. Понимание — источник формирования
непротиворечивой картины мира.
Непротиворечивая картина мира – это та картина, которую видит Создатель этого мира. Бог есть Закон сам по себе. Закон не может быть внутренне противоречив, иначе законом он не является. Создатель есть Любовь и Благодарность, в мире им созданном всё хорошо и правильно. Мир целостен и логичен. Если мы видим в нём какие-то конфликты и противоречия — это не проблема мира, это наша проблема. Давайте посмотрим, как её можно решить.
Самое простое — поверить. Особенности этого метода мы уже вкратце рассмотрели. Веру необходимо постоянно поддерживать за счёт внешних источников «понимания». Желающие практиковать этот метод могут воспользоваться любой из существующих классических религий. У них качество проверенно временем.
Мы же на этом способе подробно останавливаться не будем. Попробуем оставить глаза открытыми. Для этого придётся понимать самим. Нам необходимо попытаться увидеть мир целым, взаимосвязанным и непротиворечивым, или на первых порах хотя бы представить себе, что это так на самом деле. Примем это утверждение как аксиому, не требующую доказательств. Вроде похоже на «веру», но это не так. Дальше мы будем рассматривать фундаментальные вопросы бытия, исходя из истинности непротиворечивой картины мира, и сравнивать полученные представления о мире со своим личным опытом, своими убеждениями. Переосмыслим свою жизнь с точки зрения Создателя, приняв на себя ответственность за всё происходящее с нами, определим истинные, а не придуманные причины и последствия событий, происходящих с нами. Изменяя отношение к своей жизни, мы меняем наше прошлое, настоящее, будущее и сам мир вокруг нас.
Технику освоения «понимания» и изменения убеждений мы рассмотрим позже. Пока ограничимся общими положениями.
Мир и Бога невозможно познать «снизу вверх», песчинка не может осознать бесконечность вселенной. Мир принципиально познаваем только от общего к частному, например от фундаментальных концепций Создателя к принимаемым нами повседневным решениям на основании общих представлений. Другими словами, на основании принципиального понимания замысла Создателя мы можем в любой момент скорректировать наши действия, изменив нашу жизнь. Чем больше мы сформировали убеждений, чем меньше противоречий внутри них и между ними, чем больше логических связей между убеждениями, тем глубже наше понимание происходящего с нами, и шире картина мира.
Понимание всегда приходит из нашего личного осознания бытия. Цель этих текстов — показать возможность смещения фокуса восприятия мира с субъективного на объективный. Помочь увидеть мир таким, каким его задумал Создатель, найти и устранить свои внутренние противоречия, переоценить свою жизнь и понять, кто мы есть на самом деле. Тот, кто видит мир с точки зрения Бога, в определённом смысле становится им.