Страдание – это призыв к поиску,
любая боль требует исследования.
Не ленитесь размышлять.
Нисаргадатта Махарадж
Отрицание реальности – причина страданий
Как мы уже выяснили, ложное представление о противоречивости мира создаёт иллюзию окружающего нас хаоса. И вызывает ощущение неуправляемости событий, происходящих с нами и вокруг нас. Если мы чего-то не понимаем, то не сможем это принять, а значит встроить в свой индивидуальный образ окружающей действительности. Крайняя степень непринятия объективной реальности – её отрицание.
Давайте разберемся, что это означает? В какой форме выражается? Каковы причины отказа от реальности? И какие последствия при этом неизбежно наступают?
Но прежде необходимо конкретизировать понятия, которые мы будем рассматривать.
В философии крайней степени отрицания реальности даже придумали отдельный термин – солипсизм (от латинского слова solus – один, одинокий и ipse – сам).
Это способ мировосприятия, характеризующийся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективного существования окружающей действительности. Он является прямым следствием предельной степени отделения себя от других индивидуальностей и от мира в целом. Что выражается в самом его определении на латыни – одиночество.
Психология в свою очередь считает, что отрицание – это защитный механизм, с помощью которого человек может отвергать один из аспектов реально существующей действительности. На первый взгляд парадоксальная формулировка. Как можно защититься от реальности, отказываясь воспринимать её. Просто закрыть глаза или спрятать голову в песок? Но мы же не страусы. Для нас должны быть очевидны последствия использования подобных методов борьбы с опасностью.
Хотя человеку тоже иногда свойственны подобные способы самозащиты. Но основной причиной отказа воспринимать объективную реальность является угроза разрушения целостности созданного нами образа окружающей действительности. Логическая взаимосвязанность между всеми фрагментами картины мироздания, как правило, имеет большее значение для нашего выживания, чем отдельный его элемент, от которого можно относительно безболезненно отказаться.
Формулировки, данные учёными способности и потребности человека отрицать реальность, лишний раз подтверждают наши выводы о причинах её появления. В общем случае – это защитная функция нашего сознания от невозможности в полном объёме воспринять многообразие единого и взаимосвязанного объективно существующего мира.
Мы неспособны увидеть, понять и принять его целиком без изъятий. О происхождении этих ограничений мы поговорим позже и очень подробно. Пока в контексте рассматриваемого вопроса напомню: маленькое и отдельное не может воспринять в полной мере бесконечное и взаимосвязанное. Примем это как данность.
Для того чтобы лучше разобраться в причинах отрицания некоторых аспектов объективно существующего мира, сформулируем определения каждой фазы этого процесса и покажем, как и почему они переходят друг в друга.
1. Формы и степени отрицания реальности
Прежде чем начать взаимодействовать с окружающей действительностью, мы должны предварительно сформировать относительно правдоподобный её образ. Сопоставляя реальность со своими представлениями о ней, мы принимаем те или иные решения и осуществляем действия для достижения приемлемого результата.
Нашу жизнь можно сравнить с перемещением на местности. Если территория, по которой мы движемся, нам знакома, или у нас есть подробная и понятная карта, тогда это не вызовет никаких проблем. Мы быстро сориентируемся в пространстве, выберем самый оптимальный из всех возможных маршрутов и легко доберёмся до пункта назначения.
Этот вариант возможен только в том случае, если мы видим, понимаем и полностью принимаем мир, в котором живём. Напомню, что именно достижение этого крайне желательного состояния является нашей основной целью.
Но, к сожалению, субъективные представления о мире крайне далеки от объективно существующей реальности. Иначе говоря, предварительно составленная нами карта, не соответствует той местности, где мы находимся. При этом необходимо помнить, что образ мироздания, который мы создаём на протяжении всей жизни, является одновременно нашей индивидуальной правдой, а всё что ей не соответствует, не воспринимается нами.
Для того чтобы хоть как-то определить свое местонахождение на жизненном пути, нам придётся не обращать внимания на отдельные фрагменты реальности, противоречащие ранее сформированным убеждениям. Иначе мы полностью потеряем ориентацию в окружающем нас мире и не сможем существовать в нём.
Степень непринятия действительности зависит от того, насколько искажён заблуждениями и иллюзиями её образ, созданный нами. Рассмотрим некоторые из стадий и форм отрицания реальности с точки зрения непротиворечивой картины мира.
- Сомнения, растерянность – результат дезориентации в пространстве принятия решений, неспособность сделать осмысленный выбор. Потеря смыслов и целей для дальнейшей деятельности. Причиной, как правило, является несоответствие наблюдаемой действительности нашим представлениям о ней. Мы начинаем понимать, что заблудились.
- Уныние – пассивное отделение себя от мира во всех его проявлениях. Утрата мотивации и интереса к жизни. Результат формирования заблуждения о бессмысленности любых действий для достижения определённой цели. Вызывает упадок сил и блокирует всякую активность. Ложное представление о безвыходности положения, в котором мы оказались.
- Обида – неосознанный внутренний протест против иллюзии агрессии внешнего мира. Перенесение вины за случившееся с нами на других. Крайний случай отказа от ответственности, непонимания своей роли и значимости. Бездеятельный способ защиты через эмоциональное отделение себя от окружающей действительности. Вызывается, как правило, ощущением угрозы разрушения своего внутреннего мира извне. Во всём виноват кто угодно, но не я.
- Ненависть – предельная степень отрицания реальности, выраженная в агрессивной форме и направленная на уничтожение отдельных её фрагментов. Противопоставление себя определённой части мира, переход в активную фазу противостояния предполагаемой угрозе. Причиной ненависти является страх, порождённый непониманием происходящего вокруг нас. Формируется образ конкретного врага – причины и источника всего плохого.
Все перечисленные состояния в силу своей интуитивной понятности могут служить критерием объективной оценки той стадии непринятия реальности, на которой мы находимся. Чем их меньше в нашей жизни и чем в более мягкой форме они проявляются, тем проще и комфортней наше существование. А это в свою очередь значит, что мы в достаточной степени понимаем и принимаем окружающую действительность.
Перечень стадий и форм отрицания реальности можно дополнить и расширить, но в контексте рассматриваемой темы в этом нет особого смысла. Нам важно понять, что существует прямая зависимость между количеством накопленных внутренних противоречивых убеждений и степенью конфликтности с окружающим миром. Более подробно эту взаимосвязь мы разберем, когда будем говорить о последствиях непринятия реальности, а пока рассмотрим источники происхождения этого явления.
2. Причины непринятия мира
Основной, видимой причиной отрицания реальности, безусловно, является отделение себя от окружающей действительности. Что само по себе удивительно. Мы с рождения являемся производной и неотъемлемой частью материального мира. Отказываясь воспринимать различные его фрагменты, лишаем себя возможности полноценно существовать в нём. Именно поэтому так важно понять, какие процессы и обстоятельства вызывают появление этого странного и опасного состояния человека.
Давайте разберемся, почему мы противопоставляем себя тому, что нас создало, является средой обитания и в определённом смысле результатом нашей жизнедеятельности. Внезапно настигающая разновидность безумия? Или естественная, но бессознательная реакция на события, с нами происходящие?
Мы уже отмечали выше, что отрицание – это проявление крайней степени непонимания. Защита сформированного нами образа реальности от наблюдаемого хаоса в окружающем мире. Попытка любым путём избежать конфликта нашей личной правды и универсальной Истины. Созданного проблемой восприятия неделимого и непротиворечивого мира через фильтр противоречивых убеждений отдельной личности.
Чтобы найти способы решения задачи, необходимо детально разобраться с условиями и обстоятельствами её возникновения. Для этого рассмотрим все стадии формирования нами субъективного образа реальности. В общем случае, человек наблюдает окружающую действительность, концентрируя своё внимание на отдельных её фрагментах. Распознаёт их, даёт им определения, наделяет соответствующими характеристиками, а затем дополняет ими свою индивидуальную картину мира.
Всего три последовательных этапа.
- Увидеть.
- Понять.
- Принять.
Если все эти операции выполнены успешно – у нас всё хорошо. Мир прекрасен, мы находимся в гармонии с ним и с собой.
Теперь разберёмся, где и почему могут возникать сбои в реализации этих вроде бы простых действий. По каким причинам отдельные части реальности мы можем не видеть, не понимать и не принимать.
- Не видим.
1.1. Чтобы что-то рассмотреть, мы должны сфокусировать свой взгляд на этом объекте. Концентрация внимания сужает и ограничивает мировосприятие, исключает из него другие, в том числе соседние взаимосвязанные элементы. Поэтому часть окружающей действительности просто выпадает из нашего поля зрения. Наша картина мира дробится на отдельные фрагменты, огрубляется и упрощается. Это естественный, врождённый способ познания реальности. Является одним из факторов провоцирующих её отрицание.
1.2. Избирательность восприятия – способность видеть только то, что подтверждает и расширяет уже сложившуюся картину мира. Мы наблюдаем окружающую действительность через фильтр ранее сформированных убеждений. То, что более или менее им соответствует, мы замечаем. То, что противоречит им, игнорируем. Это способ мягкой, неосознанной защиты целостности образа мироздания.
2. Видим, но не понимаем. Бесконечное разнообразие реальности вынуждает нас обращать внимание на различные незнакомые нам её проявления. Особенно это касается факторов, критически влияющих на наше существование. Сама жизнь вынуждает нас расширять свои представления о мире. Для этого мы должны понять наблюдаемое. Напомню, по определению понимание – это универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Поэтому, если мы видим непривычный нам фрагмент реальности, но не можем его распознать, привязать к уже сформированным убеждениям и стереотипам, приходится держать его в памяти как исключение из привычной картины мира. Он не стал нашей правдой. Мы осознаём, что чего-то не понимаем и это вызывает дискомфорт. Чем больше наблюдаемых фактов, не включённых в индивидуальный образ реальности, тем он выше. Это более жёсткий способ защиты целостности картины мира, потому что мы постоянно замечаем на ней трещины. Раздражает.
3. Видим, понимаем, но не можем принять. Мы поняли увиденное, а значит, распознали его. Смогли его идентифицировать, то есть нашли ему определения и соответствия в нашем образе реальности. Но осмысленный фрагмент, ставший нашей правдой, конфликтует с другими ранее сформированными убеждениями. Поэтому мы не можем включить его в свои представления об окружающей действительности без утраты их целостности. Мир в буквальном смысле разваливается на части. И нам приходится делать выбор между новым пониманием и старыми убеждениями, противопоставляя их друг другу. Отказываясь признавать объективно существующими целые пласты реальности. Самый сложный способ сохранения единой картины мира. Он может привести к непринятию слишком большой части окружающей действительности, что в крайней степени усложнит саму возможность нашего существования.
Вывод. Причиной полного или частичного отрицания реальности является наша неспособность воспринимать мир целиком, без изъятий. Мы маленькие и отдельные, ограниченные временем и пространством своего существования, пытаемся снизу вверх познать бесконечную в своём разнообразии окружающую действительность. Задача изначально не решаемая в полной мере.
Более того, она усложняется следующим парадоксальным обстоятельством. Чем обширней наблюдаемая часть мира, которую мы пытаемся увидеть, понять и принять, тем больше её фрагментов мы не видим, не понимаем и не можем безболезненно включить в свои представления о нём. Увеличивая, таким образом, общее количество ошибок, заблуждений, иллюзий в своём образе реальности.
Как сказал по этому поводу Альберт Эйнштейн: “Чем больше я узнаю, тем больше я понимаю, как много я не знаю”. Нельзя с ним не согласиться. Именно осознание невозможности понять и принять наблюдаемое отделяет нас от мира, заставляет не только отрицать объективно существующую реальность, но и активно противостоять ей. Что влечёт за собой очень тяжёлые последствия.
3. Последствия отрицания реальности
Как мы уже выяснили, существуют различные стадии непринятия мира, которые очень условно можно определить как следующую последовательность: непонимание – отрицание – противопоставление. Каждому из этих определений соответствуют свои причины, эмоциональные состояния и последствия. Причины мы уже рассмотрели, теперь разберёмся с ощущениями, переживаниями и результатами этой неблагодарной деятельности.
Всё что с нами происходит, безусловно, очень важно, но гораздо важнее то, как мы к этому относимся. Именно эмоциональная оценка случившихся с нами событий создаёт нашу индивидуальность и формирует судьбу. При этом необходимо отметить, что отрицание объективно существующего мира всегда сопровождается переживанием отрицательных эмоций. Вот такая забавная тавтология, очень точно передающая смысл абсолютной взаимосвязанности действий человека и его состояния.
Чем выше уровень непринятия действительности, тем сильнее негативные ощущения. Это работает сигнальная система нашей души, предупреждающая об опасности саморазрушения. Правильная реакция на тревожное сообщение – пересмотр своего миропонимания для приближения его к Истине. О том, как это сделать, мы поговорим позже. А пока рассмотрим вариант упорного нежелания понимать происходящее и перенос своей ответственности за всё на внешние обстоятельства.
Негативные переживания могут описываться в различных терминах, иметь разную интенсивность и продолжительность. Для рассмотрения обозначенной темы нет смысла углубляться в изучение всего спектра отрицательных эмоций, достаточно будет разобраться в источнике, назначении и последствиях крайнего их проявления – страдания.
Страдание по определению – совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, страх, тревогу, тоску.
К сожалению, эта формулировка описывает исключительно состояние, но не позволяет понять причины его появления и неизбежные последствия. Попробуем разобраться, откуда оно появляется и куда, скорее всего нас приведёт.
Здесь необходимо сразу оговорить исключения. Мы не будем в этом разделе рассматривать страдания от физической боли. Отметим лишь, что в данном конкретном случае работает сигнальная система нашего тела, которая предупреждает об угрозе его существованию. Это отдельный и достаточно интересный вопрос, но к заданной теме отношения не имеет.
Обобщённо страдания можно определить как очень эмоциональное переживание всего плохого, что с нами происходит. То есть, мы находимся в ситуации, вызванной некими событиями или изменившимися обстоятельствами, наделяем её негативной оценкой и начинаем испытывать отрицательные эмоции по этому поводу.
Таким образом, страдание – эмоциональная и болезненная реакция на несоответствие действительности нашим ожиданиям. Это плата за отказ воспринимать объективно существующий мир таким, какой он есть на самом деле. Результат непонимания причин разрушения целостности ранее сформированного образа реальности. Страдание – негативно эмоциональная оценка непонятых нами событий или обстоятельств.
Налицо конфликт наших субъективных представлений о действительности и объективной реальности. Противоречивость созданной нами картины мира вызвана иллюзией разрушения логической взаимосвязанности отдельных фрагментов этого мира и причинно-следственных связей наблюдаемых событий.
Чудовищная, странная и одновременно забавная ситуация. Противоречивая картина мира, созданная нами с помощью тщательно подобранных иллюзий и заблуждений не выдерживает столкновения с реальностью, в которой изначально нет противоречий. Это приводит к уничтожению заблуждений, вызывая мучительные страдания. Жуть.
И кто нам доктор? Было бы смешно, если бы не последствия бессмысленной борьбы ложных представлений с беспощадной действительностью. Потому, что её результат всегда неизменен. Отрицая реальность, мы отделяем себя от мира, и он послушно отторгает нас. В связи с тем, что объективно существующая действительность целостна и внутренне взаимосвязана, длительное противодействие деструктивного субъекта инициирует его самоликвидацию.
Чем меньше мы понимаем мир, тем больше он нам не нравится. Чем сильнее в нём разочарованны, тем яростнее его отрицаем. Негативные эмоции, которые мы при этом испытываем – это попытки души, понимающей, что происходит, предупредить о надвигающейся катастрофе. Чем интенсивней наши переживания, тем выше скорость саморазрушения. Такая вот изощрённая форма суицида.
Причём сам процесс самоликвидации может быть как очень быстрым, так и предельно растянутым во времени. Это зависит от множества факторов: силы воли субъекта, эмоциональности, уровня понимания происходящего, от его окружения и так далее. Результат всегда один.
Как избежать подобных проблем? Как их минимизировать, если они уже существуют? Какими способами можно изменить любую негативную ситуацию в лучшую сторону? Почему все так, как и должно быть? Что такое справедливость, и существует ли она? Мы рассмотрим ответы на эти вопросы в следующих главах.