Осознание – Я есть

…я узнал, что я – субстанция, вся сущность, или природа, которой

состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается

ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи.

Рене Декарт

Осознание – Я есть

 

Мир един, в нём всё взаимозависимо и взаимосвязано. Открывая тайны бытия, мы больше узнаём о себе, о своём сознании. Изучая человека, постепенно приближаемся к постижению Бога.

Первоисточник истинного знания находится за пределами физической реальности, но мы имеем возможность взаимодействовать с ним. Непротиворечивое миропонимание позволяет ответить на любой фундаментальный вопрос. Так работает правильное сочетание интуиции и логики. Поэтому не надо бояться ставить перед собой сложные задачи, очень часто они имеют простые и очевидные решения.

В предыдущей главе мы рассмотрели общие принципы познания и способы формирования понимания, максимально близкого к истине. Теперь используем их на практике и начнём с самого важного, ключевого и как бы “непостижимого”.

Главная тема и неразрешимый конфликт науки, философии, религии – взаимоотношения: живого и неживого, мысли и материи, божественного и тварного. Один и тот же вопрос, только в разных трактовках, волнует учёных, философов и верующих.

Тайна происхождения мира и зарождения жизни. Первичность бытия или сознания. Взаимосвязь человека и Бога. Разнообразие точек зрения на эти проблемы порождает множество ответов и бесконечное количество их интерпретаций.

Чем больше вариантов представлений и объяснений, тем выше неопределённость и сильнее убеждённость в принципиальной непостижимости Вселенной и Бога, а значит, места и роли человека в окружающей его реальности. Непознаваемость мира порождает огромное количество неразрешимых задач, осложняющих нашу повседневную жизнь.

Невозможность понять и принять происходящее с нами и вокруг нас оправдывает существование иллюзий и заблуждений, которые, в свою очередь, становятся причиной страданий. И что нам – маленьким, одиноким и смертным с этим делать?

Ответ на удивление прост и логичен – увидеть, понять и принять мир таким, каков он есть на самом деле.

Для того чтобы решить проблему, сначала необходимо разобраться в причинах её появления. В том, почему мы не видим, не понимаем и не можем принять объективную реальность.

Чтобы выйти за пределы привычных заблуждений, необходимо их выявить – сформулировать общепринятые ложные понятия. Как мы выяснили, основной вопрос познания – это взаимосвязь: живого и неживого, сознания и материи, Бога и человека.

Все существующие на данный момент представления на эту тему, с некоторым упрощением, можно представить, как две противоположные идеи: материализм и идеализм. Напомним их определения, изложенные в академических словарях.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще”.

Материализм (от латинского materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. Это направление в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи.

Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, то есть человеческими, проблемами таким, как сознание, существование, смысл и цель жизни, которые он отклоняет как мнимые”.

Замечательная формулировка: “…противовес заблуждениям”, который “…в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими… проблемами”. Перевожу с философского языка на русский. Материализм – ничего не объясняющая теория, отрицающая одно заблуждение и утверждающее истинность противоположного заблуждения. Гениально. Логика бессильна перед диалектикой – перед искусством вести спор.

Идеализм, в метафизическом смысле – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи, или на сторону разума.

В античной философии сознание сопричастно разуму, который предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало – Бог, которое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут Бога, а за человеком оставляется лишь крохотная “искорка” всепроникающего пламени божественного разума”.

Здесь необходимо отметить, что не существует общепринятого определения сознания. Этот термин предельно пластичен и неоднозначен. Чтобы подтвердить данный факт, достаточно перечислить синонимы слова сознание – мысль, чувство, дух, ум, ощущение, понимание, мозг, восприятие, разум.

В общем, сознание – это всё что угодно: от спонтанной реакции на внешнее воздействие или неких процессов, при этом происходящих неизвестно где, до конкретных частей тела или невыразимых сущностей.

Что такое сознание с точки зрения непротиворечивости мира, мы разберём чуть позже. А пока зафиксируем очень странную ситуацию. Основная проблема науки, философии и религии – это взаимоотношения материи и сознания. Где материя относительно понятна и, в общем, познаваема, а сознание непонятно и непознаваемо в принципе. Уравнение, в котором одна из двух частей неизвестна и не может быть определена – не имеет смысла.

Предлагаю рассмотреть, как пытаются решить не имеющую решения при этих исходных данных задачу наука на пару с материализмом и религия вместе с идеализмом.

Сознание в материализме.

Главная проблема материализма вообще и науки в частности – это превращение неживого в живое. Науке не известны законы или подтверждённые факты самозарождения сознания в неживой материи.

Ни современная наука, ни материалистическая философия не в состоянии найти ответ на этот вопрос по очень простой причине. Они сами себе запретили исследовать невидимое и непонятное, не поддающееся определению в их системе координат, а значит, не имеющее право на существование в их реальности.

Всё, что придумано на этот счёт, не более чем предположения и домыслы, напоминающие средневековые опыты по разведению гомункулусов. В лучшем случае – заблуждения, в худшем – сознательное жульничество. Теория эволюции и попытки создания искусственного аналога интеллекта человека из этой же серии.

Сознание в идеализме.

Главная проблема идеализма и религии, – каким образом живое сознание создаёт неживую материю из себя, а значит из ничего. Фокус материализации духов объяснить убедительно, логично и достоверно очень сложно, а воспроизвести невозможно. Там где нет понимания процессов, существовать может только вера.

Вывод. Обратите внимание: и в первом, и во втором случае речь идёт о возможности превращения неживого в живое и наоборот. Разница только в том, что считать первоисточником всего сущего – материю или сознание.

Разделив единый мир на живое и неживое, мы автоматически попадаем в очередные сети двойственности – первичности одного или другого. Вопрос выбора первородства между материей и сознанием – иллюзия. Представление о любых иерархичных взаимоотношениях, о превосходстве чего-либо – заблуждение. Мы уже рассматривали причины появления подобных, ложных умозаключений.

Чтобы выбраться из ловушки противопоставлений и решить основной вопрос науки, философии и религии, необходимо понять одну простую вещь – неживое не может ожить, а живое умереть.

Это сложно себе представить в рамках противоречивого миропонимания, но так устроен окружающий нас мир. Он создан и управляется двумя факторами – сознанием и энергией сотворения – едиными и неразделимыми качествами Творца – Волей и Благом. Формы и способы их взаимодействия – это предельно сложная и безграничная по содержанию тема. Общие принципы взаимоотношений духовного и материального мы рассмотрим позже, отдельно и подробно.

А пока, упростив задачу до реализуемой, разберём, как работает сотворение мира, на близком и относительно понятном примере появления и существования нашего Я. Что позволит сформулировать определения жизни в целом и нашего Я в частности, понять, что такое сознание, и частично ответить на основной вопрос философии.

1. Я есть – значит, я живу

Я – это начало всего. Я – первая буква алфавита, потому что без неё не было бы других букв. Не было бы того, кто алфавит создал. Не было бы ничего в этом мире. Не было бы самого мира. Я – первоисточник и первопричина всего сущего.

Вот с раскрытия значения и смысла этой буквы и начнём. Сформулируем ответы на следующие вопросы.

Что такое – Я? Как и откуда оно появляется? В чём его отличие от других Я и от окружающей действительности? Что такое – жизнь нашего Я?

“Новая философская энциклопедия”, 2001г. издания, утверждает, что: “Я – непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания”.

Ёмкое и вполне разумное определение. Осталось только уточнить некоторые важные детали.

  1. Откуда и каким образом появляется индивидуальная целостность жизни?
  2. Что такое жизнь?
  3. Что такое сознание, и в каком месте находится его центр?
  4. Кому принадлежат наши мысли и желания?

Пытаясь найти ответ на заданные вопросы, мы вернулись к тому же, с чего начинали. Я – это: себя, мне, моей, моего, мои? Заменив личное местоимение на возвратное и притяжательные, мы ничего нового не узнаем. Круг замкнулся.

Вполне ожидаемый результат. По очень простой причине. Невозможно объяснить непонятный термин, используя при этом неопределённые и неоднозначные формулировки.

Чтобы выяснить, что такое наше Я, необходимо выйти за пределы его субъективного восприятия. Найти внешнюю, непротиворечивую точку зрения на предмет обсуждения. Метод последовательного приближения к истине нам в этом поможет. Приступим.

Сразу оговоримся, что определение сознания мы разберём в следующем разделе. А пока рассмотрим, как появляется и живёт наше Я, как происходит его обособление и самоидентификация.

Для большей наглядности сотворение отдельной и целостной индивидуальности можно разбить на несколько этапов, пусть и достаточно условных.

  1. Рождение Я.

“Я есть” – первое и главное убеждение. Понимание того, что “Я есть” – это момент создания обособленного сознания. Самосотворение новой индивидуальной точки мировосприятия.

“Я есть” означает – я обособленный и я живу. Я понял, что существую, и принял это как факт. Это момент рождения целостного субъекта – фаза его отделения от остального мира.

Чтобы Я появилось, его необходимо не только отделить, но и ограничить – сформировать его образ, и обозначить – определить его характеристики и качества. Для этого необходимо зеркало – возможность сравнивать себя с чем-то другим.

“Как вы не можете видеть своё лицо, а только его отражение в зеркале, так вы можете познать только образ себя, отражённый в незапятнанном зеркале чистого сознания” – Нисаргадатта Махарадж.

  1. Самоидентификация Я.

Самоидентификация – это всегда сравнение и противопоставление в поисках различий между: это – я и это – уже не я. Чтобы различать, необходимо видеть одновременно предполагаемого себя на фоне того, что мной не является.

“Я есть то” – это выбор, реализация самоидентификации – формирование убеждения, задающего всё последующее развитие индивидуальности и смысл её дальнейшего существования.

Человек в силу своего происхождения “по образу и подобию” вправе свободно и самостоятельно выбирать, кто он есть в очень широком диапазоне. От “я есть смертное тело”, до “Я есть Дух, бессмертный и всемогущий”.

Первое и главное подтверждение своего существования – это осознание способности к восприятию и мышлению.

“Cogito, ergo sum” – “Я мыслю, следовательно, я существую” – Рене Декарт, “Начала философии”, I, 7, 9. Если у меня есть сознание, то значит – я живой.

А дальше всю свою жизнь мы бессознательно, подсознательно, сознательно или осознанно формируем собственный образ, пытаясь рассмотреть себя: то в материальном зеркале окружающей действительности, то в нематериальном зеркале чистого сознания.

Душа человека так устроена, что её точка восприятия реальности находится между обоими мирами: физическим и нефизическим. Она способна произвольно перемещать фокус своего внимания, создавая одновременно: свою временную земную жизнь и вечную индивидуальность.

Что такое индивидуальность, мы рассмотрели в одной из предыдущих глав, теперь выясним, что значит – быть живым.

  1. Жизнь Я.

Что такое – жизнь? Как и почему всё живое появилось в этом мире? По каким законам существует? Чем живое отличается от неживой материи? Это очень важные и очень простые вопросы, которые наука и философия всячески избегают.

А если пытаются сформулировать ответы, то получается примерно такие определения.

“Жизнь – особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно-научный подход к сущности жизни сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции живых организмов на земле и т.д. Философский подход описывает жизнь как специфический феномен, некую абсолютную данность для человека и его сознания” – “Энциклопедический словарь”, под редакцией А.А. Ивина, 2004.

Причём это одна из самых глубоких и осмысленных формулировок. Но даже она использует осторожные, предельно расплывчатые и неоднозначные выражения. И это понятно и простительно, хотя честнее было бы написать: что такое жизнь – науке и философии неизвестно.

Жизнь с точки зрения религии:

  1. в первичном и истинном смысле: Бог (Ин.14:6);
  2. форма существования Божьих творений, объединяемых общим понятием “живое существо”;
  3. период существования живого организма от появления на свет до гибели, смерти;
  4. образ существования Бога, ангелов, людей.

Очень интересные определения, в достаточно большой степени отражающие суть понятия жизнь, одновременно – выполняемая функция, форма, образ и период существования.

В известной молитве “Царю Небесный” прямо указано, что Дух – это “жизни податель”. Носитель, распространитель, творец жизни.

Переформулируем религиозные представления о жизни, вернувшись от веры к пониманию.

  1. Жизнь – это причина появления всего сущего.
  2. Жизнь – одна из возможных форм сущего.
  3. Жизнь – в физической реальности некий конечный процесс существования строго определённых материальных объектов – живых организмов.
  4. Жизнь – свойство, качество, присущее как материальным, так и нематериальным сущностям.

Дополним ещё одним пунктом, который мы сформулировали выше.

  1. Живое и неживое происходят из одного источника, но не могут преобразовываться, превращаться одно в другое.

Чтобы понять, как все эти определения соотносятся и связаны между собой в материальном мире, рассмотрим метафорический образ “жилого дома”. Как наглядный пример способов и последствий взаимодействия сознания и материи в физической реальности. Обобщённый пример того, как создаётся иллюзия – “формы жизни неживого объекта”.

  1. “Рождение” дома. Приходят строители – живые существа и из неживой материи создают временное жильё для живых. Дом в процессе строительства очень напоминает процесс зарождения и развития живого организма. Из хаоса разрозненного, неживого, исходного материала появляется и растёт упорядоченная, целесообразная, имеющая определённое предназначение структура.
  2. “Жизнь” дома. В дом, построенный из неживой материи, вселяются живые жильцы. В результате их иногда деструктивной, но чаще позитивной деятельности дом постоянно видоизменяется: украшается, ломается, ремонтируется. Для внешнего наблюдателя, в случае если он может видеть исключительно неживую материю, происходят чудеса. Неживой объект – “живёт”. Внутри него протекают непонятные процессы. С помощью невидимых, непостижимых сил поддерживается внешний вид, дом постоянно перестраивается и воссоздаётся заново.
  3. “Смерть” дома. Неживая материя со временем накапливает внутренний хаос, её структура ветшает и разваливается. Жизненной энергии жильцов уже не хватает для поддержания необходимого порядка. Они съезжают из дома. Объект, созданный людьми, в их отсутствие саморазрушается с течением времени. Момент смерти дома – не превращение его в пыль, а последняя закрытая людьми снаружи дверь – ситуация, когда жизнь окончательно покидает неживой материальный объект.

Ещё проще пример с автомобилем. Автомобиль с водителем внутри ведёт себя как живой организм. Водитель вышел – автомобиль “спит”. Если машина в принципе не может выполнять заложенную в неё функцию – значит, она как бы “умерла”, а водитель навсегда покидает её и пересаживается в следующую, новую.

В обоих случаях иллюзию волшебного превращения неживого в живое и обратно создаёт временное взаимодействие воли сознания и направляемой им энергии сотворения с неживой материей.

Мы только что, пусть и с помощью метафор, описали рождение, жизнь и смерть любого живого существа в материальном мире. Это очень упрощённый пример взаимодействия сознания и материи.

Человек в силу своего происхождения и способа существования может только очень ограниченно взаимодействовать с истинным носителем сознания и энергии созидания – Духом. Мы не способны Его наблюдать и ощущать Его присутствие напрямую, только косвенно на уровне подсознания. Поэтому в зеркале физической реальности мы видим исключительно промежуточные результаты жизни в виде изменений материального мира.

Причины появления и способ реализации жизни недоступны нашему непосредственному восприятию, пока мы находимся в теле и в этом мире. На примере интуиции мы уже рассматривали, каким образом человек может опосредованно взаимодействовать с Духом, понимать и принимать Истину.

Вывод. Живое сознание не оживляет материю, а временно использует её для взаимодействия с физической реальностью. Неживая материя не может породить живую сущность, стать живой и не может умереть. Неживое после прекращения контакта с жизнью не умирает, а возвращается в исходное состояние хаоса.

Жизнь – наблюдаемый, проявленный процесс сотворения реальности Духом. Хотите увидеть, как работает Создатель – наблюдайте жизнь. Любое её проявление означает Его присутствие: либо универсальное и обезличенное – природа, либо индивидуализированное и опосредованное через человека.

Жизнь – всегда сотворение нового. В материальном мире – это усложнение его структур, развитие, увеличение порядка и разнообразия. А как же смерть и последующий очевидный распад, тлен, превращение бывшего “живого” в окончательно “неживое”? – спросите вы.

Чтобы выяснить, кто или что умирает, важно понять, что сознание и жизнь – это порождения нематериального мира. Для взаимодействия с материальным миром им необходим посредник.

Смерть – это прекращение взаимодействия субъекта – вечного нефизического сознания с временным физическим объектом. Смерть – не более чем завершение временного присутствия бессмертного сознания в изначально не живой материи.

Если в какой-то части материального мира уменьшается уровень воздействия живой сознательной энергии созидания, то он в этом месте со временем, естественным образом возвращается в первичное состояние хаоса.

Сознание – это причина жизни. Нет сознания – нет жизни. Жизнь – это одно из состояний, качеств сознания. Более того, форма жизни напрямую зависит от способа взаимодействия сознания с нефизической или физической реальностью.

2. Я есть – сознание

Независимо от того, кем мы себя считаем, рождение и развитие нашего Я происходит внутри сознания целостного и обособленного субъекта, который одновременно является неотъемлемой частью Сверхсознания Духа.

Чтобы выяснить, как эта сложная и взаимосвязанная система устроена, нам необходимо ответить на следующие вопросы.

Что такое сознание? Что такое самосознание? Как и где происходит сознательная деятельность? В чём отличие бессознательной формы жизни от сознательной? Что такое подсознание? Как соотносятся между собой индивидуальное сознание души и всеобъемлющее Сверхсознание Духа?

Существует множество точек зрения на природу сознания. В зависимости от подхода меняются формулировки. Наука, философия и религия имеют разные представления на этот счёт.

Современная наука после многолетних попыток исследовать физические характеристики сознания согласилась с его непостижимостью. И с отсутствием доказательств того, что именно мозг является источником мыслей и хранителем сознания.

Лауреат Нобелевской премии по медицине Джон Экклз: “Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне”.

Нейрохирург Уилдер Пенфилд в результате своей профессиональной деятельности пришел к выводу, что: “энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов”.

Выделим для себя два очень важных утверждения этих авторитетных специалистов.

  1. Сознание существует вне тела, независимо от него.
  2. Энергия сознания отличается от энергии, управляющей внутренними процессами тела.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании.

  1. Какова природа сознания?
  2. Как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом?

Судя по утверждениям уважаемых Дж. Экклза и У. Пенфилда, ответы должны быть следующими.

  1. Тайна сия велика есть.
  2. Никак.

Практически все возможные версии объяснения понятия “сознание”, с точки зрения философии, укладываются в следующее определение.

Сознание – некое качество, принадлежащее некой субстанции субъекта, которое позволяет ему самостоятельно воспринимать реальность, создавать образы, смыслы, концепции и оперировать ими для принятия решений по взаимодействию с окружающей действительностью.

Философия безуспешно пытается описать принцип работы сознания, используя близкие по смыслу синонимы и неоднозначные определения, не более того.

Удивительно, но философия, призванная отвечать на вопрос “почему”, в случае сознания перескакивает на вопрос “как”, который изначально всегда принадлежал науке.

Все попытки исследовать природу сознания неизбежно сближают науку и философию с религией и верой. Всё больше соотнося сознание с душой.

Здесь необходимо отметить, что с точки зрения религии, не сознание вообще, а именно самосознание является одним из атрибутов души.

Обобщив все, что нам известно о сущности сознания, можно сделать следующий вывод – всё сложно, непредставимо и невыразимо. Сам термин “сознание” не поддаётся устойчивому и однозначному определению. Очень трудно исследовать происхождение и характеристики того, что невозможно зафиксировать как понятие.

О причинах возникновения подобных проблем в познании окружающей действительности мы уже неоднократно говорили. Повторю ещё раз, очень сложно изучать объект, наблюдая его снизу вверх, от частного к общему. Маленький и отдельный субъект не может в полной мере воспринять бесконечно огромную и внутренне взаимосвязанную реальность.

С точки зрения Творца, мир устроен просто и понятно. Предлагаю взглянуть на проблему сверху вниз, от общего к частному, от Сверхсознания к сознанию.

Напомню, Сверхсознание – это Дух. Он же – податель и хранитель жизни. Давайте разберём, как эти качества Духа связанны между собой.

Определяющей характеристикой различных форм жизни является тот или иной тип сознания, им присущий.

  1. Бессознательный способ существования. Живу, но не понимаю этого. Всё происходит вне контроля сознания. Бессознательная жизнь – это результат прямого взаимодействия нематериального Сверхсознания Духа и живого материального объекта – организма.

Причём в этом случае Дух реализует своё качество, свою сущность, как животворящий принцип, наделяя материальный объект идеей жизни, наполняя его энергией сотворения, создавая базовый функционал, достаточный для обеспечения жизнедеятельности.

Пример – вся бессознательная деятельность, обеспечивающая жизнеспособность тела, каждой его клетки, каждого органа. Управление организмом происходит с помощью изначально заложенных правил – безусловных рефлексов и инстинктов.

  1. Сознательное существование. Я отделён от мира, мир отделён от меня, но я не понимаю, кто я, и даже не задумываюсь об этом. Жизнедеятельность в этом случае определяется, кроме безусловных рефлексов и инстинктов, ещё и накопленным жизненным опытом – условными рефлексами, благодаря наличию долговременной памяти сознания.
  2. Самосознание – самоидентификация субъекта. Я знаю, что живу и обладаю пониманием своей обособленной и целостной индивидуальности – набором характерных качеств. В данном случае, к управлению и принятию решений подключается душа, поэтому дополнительно может использоваться логика для анализа ситуации.
  3. Подсознательная деятельность – результат прямого неосознанного взаимодействия Духа и души. Понимаю, что живу, понимаю, кто Я, но не понимаю, как принимаю решения. Реализуется по неосознанному или осознанному запросу души, но процесс протекает вне её субъективного контроля. Пример – интуиция, сновидения.
  4. Осознанность – предельная форма развития самосознания. Позволяет понять свою неразделимую взаимосвязь со всем сущим и, как следствие, подразумевает возможность напрямую, осознанно взаимодействовать с нефизической реальностью. А также по своей воле использовать любую форму сознания: бессознательную, сознательную, самосознание, подсознание, осознание.

Вывод. Способ существования живых существ напрямую зависит от тех или иных комбинаций различных типов сознания. Человек – высшая форма жизни материального мира, по определению обладает одновременно всеми видами сознания. Он имеет возможность и право произвольно выбирать то, что ему необходимо в каждом конкретном случае.

Обратите внимание, все уровни сознания напрямую связаны с определённой степенью понимания. Расширение сознание означает увеличение понимания. Никак иначе.

Без сознания – без понимания. Сознание – понимание происходящего. Самосознание – понимание себя. Подсознание – понимание, приходящее извне самосознания. Осознать – понять всё.

Вроде всё просто. Осталось выяснить, где хранится сознание, и кто тот самый, стремящийся понимать субъект. Для этого придётся вернуться к началу всего.

Дух – носитель Сверхсознания и Истины. Человек – искусственно ограниченная, сложная структура – Дух, душа, тело. Источником и причиной его существования является Дух. Но абсолютная свобода воли человека позволяет ему самостоятельно регулировать своё добровольное самоограничение и глубину взаимодействия с Духом.

Носитель сознания человека – его душа – обособленная, целостная, полноценная копия Духа. Она по образу и подобию Его. Главным отличительным её качеством является самосознание – представление о себе – я есть то.

Бог Есть Всё. Но, прежде всего, Он – безграничное Сверхсознание. И это главная Его проблема. Быть всем – это значит быть никем. Подобное состояние не подразумевает самоидентификации – Я есть то. Когда Ты – Всё Сущее, тогда Ты – всё и ничто, все и никто одновременно – Тебя нет. Бесконечное, безграничное, всеобъемлющее и тотальное не может быть чем-то определённым.

Самосознание – это когда ты помнишь себя, все свои качества, характеристики, поступки и переживания, как единое неразделимое целое. Пока ты – всё, что было, всё, что есть и всё, что будет – ты неопределён.

Для того чтобы понять, кто ты есть, необходимо ограничить себя хотя бы частично. Человек, а в более широком смысле – человечество, и есть попытка Творца осознать Себя.

Единственный способ ограничения Сверхсознания – его добровольная, опосредованная через душу и тело индивидуализация.

При этом сознание взаимодействует с материей, структурируя её особым образом, используя материю в качестве строительного материала для создания безопасной игровой площадки разнообразных сущностей. Сотворённая таким образом физическая реальность является одновременно зеркалом, экраном для обособленных и индивидуализированных проекций Сверхсознания.

Индивидуальность – способ нашего существования, скрывает от нас единую, универсальную Истину. Так мы задуманы. Индивидуализация сознания души подразумевает бесконечное количество путей достижения истины. В этом весь смысл. В нашем случае путь важнее цели.

Это единственный способ создать непротиворечивое многообразие Вселенной и одновременно обеспечить её бесконечное и безопасное развитие.

Но у любого процесса кроме промежуточных результатов должна быть конечная цель. Применительно к человеку такой целью является возможность совместить своё понимание с пониманием Творца. Это закономерный и во многом безальтернативный способ возвращения сознания к своему Источнику – Сверхсознанию Духа.

Постижение Истины возможно лишь в форме слияния сознаний: человека и Бога. Это состояние в разных воззрениях называется по-разному, но наиболее точно его можно определить, как осознание себя настоящего.

3. Осознание себя истинного

Человек – функция Бога. Мы созданы по “образу и подобию” Творца. Наше предназначение в том, чтобы, используя право на абсолютную свободу воли, пройти свой, строго индивидуальный путь. Главный смысл нашего существования очень точно сформулировал святитель Афанасий Великий (2, 133): “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”.

Цель обозначена. Теперь разберём способы её достижения.

Создатель – это Сверхсознание – Я Есть Всё.

Самосознание человека – это предельная индивидуализация его сознания – Я есть то.

Осознанность человека – слияние самосознания со всем сущим без утраты индивидуальности, его возвращение к Источнику всего. В этом состоянии человек имеет возможность и право выбирать между “Я есть то” и “Я есть всё”.

Таким образом, добровольное искусственное самоограничение самосознания разрушается естественным стремлением к осознанию себя истинного. Причины необходимости подобных преобразований мы уже разбирали ранее. Теперь уточним смысл и способы реализации заключительного этапа – осознания.

Осознание человека – процесс обратный искусственному самоограничению Духа для создания обособленной и целостной индивидуальности души. Это фаза стирания внутренних границ самосознания, возвращение души к Первоисточнику своего существования.

Осознание – очищение самосознания от накопленных иллюзий и заблуждений, связанных с неправильной самоидентификацией нашего Я.

Осознание – это в том числе понимание и принятие своего самосознания единственной формой индивидуального существования.

Чтобы лучше понять, как и что при этом происходит, рассмотрим следующий метафорический образ. Взаимодействие Духа, души и тела можно проиллюстрировать представлениями о том, как устроен воздушный шарик.

Дух – это вся атмосфера, воздух как идея жизни.

Душа – воздух внутри шара.

Тело – собственно шарик.

Это достаточно наглядная, но очень упрощённая схема. Фактически всё гораздо сложнее. Тело – искусственный, временный и условный ограничитель сознания души. А душу принципиально невозможно полностью отделить от Сверхсознания Духа.

Подобная картина мира подразумевает два варианта реализации осознания.

  1. Неосознанный и непроизвольный. Шарик лопнул – смерть тела. Искусственные границы мировосприятия внезапно исчезают. Понимание и принятие своей истинной сущности происходит естественно, бессознательно и самопроизвольно.
  2. Сознательный и добровольный. Шарик – тело, остаётся невредимым, но при этом осознанным и целенаправленным усилием воли меняется самоидентификация – я есть то. Точка мировосприятия перемещается за пределы тела. В результате этого простого действия все заблуждения и иллюзии исчезают. Приходит понимание, что мы гораздо больше шарика, и у нас нет границ. Вообще нет. Никаких.

Вывод. Осознание в любом случае – это освобождение самосознания от временных ограничений ложной ассоциации себя с телом. Осознание означает необратимую смерть личности и рождение новой, целостной, истинной индивидуальности.

В момент осознания происходит именно то, о чём говорил Рене Декарт – понимание и принятие того факта, что жизнь нашего Я, нашего самосознания не зависит от наличия или отсутствия материального тела.

Необходимо различать осознание и осознанность.

Осознание – это событие прозрения – разрушение внутренних самоограничений души и момент очищения её сознания от заблуждений и иллюзий. Скачок самосознания от состояния “я есть тело” к самоощущению “я есть душа”. Фаза максимального приближения “подобия” к оригинальному “образу” Источника. Души к Духу.

Осознанность – это последствия, результат осознания – состояние души, форма её существования, пребывание вне любых ограничений – жизнь в состоянии “Я Есть”. Осознанность подразумевает правильное понимание всего: причин, последовательности действий и конечной цели.

В случае смерти тела есть свои особенности изменения мировосприятия. Мы их сейчас рассматривать не будем. Тем более что при естественном освобождении души от бремени тела всё происходит непроизвольно, и от нас ничего не зависит.

Способы осознания себя нематериальной сущностью в материальном мире гораздо интереснее и полезнее для нашей дальнейшей жизни. Спонтанное просветление в результате покаяния мы уже разбирали ранее. Теперь выясним, как работает техника последовательного приближения к истине на примере осознания себя настоящего.

Существует два основных способа приближения к истине.

  1. Метод эмоционального самоконтроля. Используемый инструмент – изначальная нравственность, категорический императив. Осознание справедливости происходящего через сопереживание процессу жизни. Мировосприятие через бережное и внимательное отношение к своим эмоциям, которые при наличии душевного здоровья являются единственным критерием правильности нашего существования. Любые страдания – это предупреждение об ошибке. Счастье, умиротворение – подтверждение правильного выбора.
  2. Метод интуитивного и логического самоконтроля. Используемый инструмент – правильное сочетание интуиции и логики. Осознание правильности происходящего на уровне уже сформированных, внутренне логичных и взаимосвязанных убеждений. При этом способе происходит постоянное сравнение личной правды с истиной. Непрерывная переоценка и корректировка убеждений. Выявление и удаление противоречивых и формирование новых, непротиворечивых убеждений.

Оба этих способа могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации друг с другом.

Важность, возможность и даже необходимость осознанной жизни подтверждает религия. В христианстве существует специальный термин, синоним осознанности – обожение.

Обожение – осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Согласно общей формуле Отцов Церкви, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом.

“Душа при общении со Духом Святым делается с ним единым духом”, – говорит преподобный Макарий Великий.

Не менее глубокое определение осознания, хотя и с некоторой спецификой, существует и в буддийской религиозной практике. “Просветление – состояние полной осознанности, при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим”.

Осознанность многие учения и духовные практики почему-то считают неким достижением, ставящим осознавшего на ступень выше по сравнению с другими людьми. Это не так. Люди не могут различаться по степени совершенства. Любые представления об иерархическом устройстве мира – иллюзия. А жизнь – непредсказуемый процесс с непредвиденным результатом, где покаявшийся грешник оказывается ближе к Творцу, чем неистовый праведник.

Осознанность – это не более чем результат свободного выбора способа существования в нашей реальности. Достижение этого состояния требует серьёзных усилий. Увидеть, понять и принять справедливый мир Творца непросто. Но оно того стоит. Сложная работа над собой компенсируется лёгкостью последующего бытия в этой жизни: без иллюзий, заблуждений и страхов.

Мир без жизни – вне сознания, смысла не имеет. Жизнь каждого человека при любых обстоятельствах его существования имеет значение. Но только тот, кто понимает и принимает истинную цель своего прихода в эту реальность, имеет право и возможность сохранить свою индивидуальность – своё Я навсегда. В том “месте”, где кроме Бога ничего нет.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий