…я узнал, что я – субстанция, вся сущность, или природа, которой
состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается
ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи.
Рене Декарт
Осознание – Я есть
Мир един, в нём всё взаимозависимо и взаимосвязано. Открывая тайны бытия, мы больше узнаём о себе, о своём сознании. Изучая человека, постепенно приближаемся к постижению Бога.
Первоисточник истинного знания находится за пределами физической реальности, но мы имеем возможность взаимодействовать с ним. Непротиворечивое миропонимание позволяет ответить на любой фундаментальный вопрос. Так работает правильное сочетание интуиции и логики. Поэтому не надо бояться ставить перед собой сложные задачи, очень часто они имеют простые и очевидные решения.
В предыдущей главе мы рассмотрели общие принципы познания и способы формирования понимания, максимально близкого к истине. Теперь используем их на практике и начнём с самого важного, ключевого и как бы “непостижимого”.
Главная тема и неразрешимый конфликт науки, философии, религии – взаимоотношения: живого и неживого, мысли и материи, божественного и тварного. Один и тот же вопрос, только в разных трактовках, волнует учёных, философов и верующих.
Тайна происхождения мира и зарождения жизни. Первичность бытия или сознания. Взаимосвязь человека и Бога. Разнообразие точек зрения на эти проблемы порождает множество ответов и бесконечное количество их интерпретаций.
Чем больше вариантов представлений и объяснений, тем выше неопределённость и сильнее убеждённость в принципиальной непостижимости Вселенной и Бога, а значит, места и роли человека в окружающей его реальности. Непознаваемость мира порождает огромное количество неразрешимых задач, осложняющих нашу повседневную жизнь.
Невозможность понять и принять происходящее с нами и вокруг нас оправдывает существование иллюзий и заблуждений, которые, в свою очередь, становятся причиной страданий. И что нам – маленьким, одиноким и смертным с этим делать?
Ответ на удивление прост и логичен – увидеть, понять и принять мир таким, каков он есть на самом деле.
Для того чтобы решить проблему, сначала необходимо разобраться в причинах её появления. В том, почему мы не видим, не понимаем и не можем принять объективную реальность.
Чтобы выйти за пределы привычных заблуждений, необходимо их выявить – сформулировать общепринятые ложные понятия. Как мы выяснили, основной вопрос познания – это взаимосвязь: живого и неживого, сознания и материи, Бога и человека.
Все существующие на данный момент представления на эту тему, с некоторым упрощением, можно представить, как две противоположные идеи: материализм и идеализм. Напомним их определения, изложенные в академических словарях.
“Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще”.
“Материализм (от латинского materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. Это направление в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи.
Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, то есть человеческими, проблемами таким, как сознание, существование, смысл и цель жизни, которые он отклоняет как мнимые”.
Замечательная формулировка: “…противовес заблуждениям”, который “…в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими… проблемами”. Перевожу с философского языка на русский. Материализм – ничего не объясняющая теория, отрицающая одно заблуждение и утверждающее истинность противоположного заблуждения. Гениально. Логика бессильна перед диалектикой – перед искусством вести спор.
“Идеализм, в метафизическом смысле – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи, или на сторону разума.
В античной философии сознание сопричастно разуму, который предстаёт как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало – Бог, которое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут Бога, а за человеком оставляется лишь крохотная “искорка” всепроникающего пламени божественного разума”.
Здесь необходимо отметить, что не существует общепринятого определения сознания. Этот термин предельно пластичен и неоднозначен. Чтобы подтвердить данный факт, достаточно перечислить синонимы слова сознание – мысль, чувство, дух, ум, ощущение, понимание, мозг, восприятие, разум.
В общем, сознание – это всё что угодно: от спонтанной реакции на внешнее воздействие или неких процессов, при этом происходящих неизвестно где, до конкретных частей тела или невыразимых сущностей.
Что такое сознание с точки зрения непротиворечивости мира, мы разберём чуть позже. А пока зафиксируем очень странную ситуацию. Основная проблема науки, философии и религии – это взаимоотношения материи и сознания. Где материя относительно понятна и, в общем, познаваема, а сознание непонятно и непознаваемо в принципе. Уравнение, в котором одна из двух частей неизвестна и не может быть определена – не имеет смысла.
Предлагаю рассмотреть, как пытаются решить не имеющую решения при этих исходных данных задачу наука на пару с материализмом и религия вместе с идеализмом.
Сознание в материализме.
Главная проблема материализма вообще и науки в частности – это превращение неживого в живое. Науке не известны законы или подтверждённые факты самозарождения сознания в неживой материи.
Ни современная наука, ни материалистическая философия не в состоянии найти ответ на этот вопрос по очень простой причине. Они сами себе запретили исследовать невидимое и непонятное, не поддающееся определению в их системе координат, а значит, не имеющее право на существование в их реальности.
Всё, что придумано на этот счёт, не более чем предположения и домыслы, напоминающие средневековые опыты по разведению гомункулусов. В лучшем случае – заблуждения, в худшем – сознательное жульничество. Теория эволюции и попытки создания искусственного аналога интеллекта человека из этой же серии.
Сознание в идеализме.
Главная проблема идеализма и религии, – каким образом живое сознание создаёт неживую материю из себя, а значит из ничего. Фокус материализации духов объяснить убедительно, логично и достоверно очень сложно, а воспроизвести невозможно. Там где нет понимания процессов, существовать может только вера.
Вывод. Обратите внимание: и в первом, и во втором случае речь идёт о возможности превращения неживого в живое и наоборот. Разница только в том, что считать первоисточником всего сущего – материю или сознание.
Разделив единый мир на живое и неживое, мы автоматически попадаем в очередные сети двойственности – первичности одного или другого. Вопрос выбора первородства между материей и сознанием – иллюзия. Представление о любых иерархичных взаимоотношениях, о превосходстве чего-либо – заблуждение. Мы уже рассматривали причины появления подобных, ложных умозаключений.
Чтобы выбраться из ловушки противопоставлений и решить основной вопрос науки, философии и религии, необходимо понять одну простую вещь – неживое не может ожить, а живое умереть.
Это сложно себе представить в рамках противоречивого миропонимания, но так устроен окружающий нас мир. Он создан и управляется двумя факторами – сознанием и энергией сотворения – едиными и неразделимыми качествами Творца – Волей и Благом. Формы и способы их взаимодействия – это предельно сложная и безграничная по содержанию тема. Общие принципы взаимоотношений духовного и материального мы рассмотрим позже, отдельно и подробно.
А пока, упростив задачу до реализуемой, разберём, как работает сотворение мира, на близком и относительно понятном примере появления и существования нашего Я. Что позволит сформулировать определения жизни в целом и нашего Я в частности, понять, что такое сознание, и частично ответить на основной вопрос философии.
1. Я есть – значит, я живу
Я – это начало всего. Я – первая буква алфавита, потому что без неё не было бы других букв. Не было бы того, кто алфавит создал. Не было бы ничего в этом мире. Не было бы самого мира. Я – первоисточник и первопричина всего сущего.
Вот с раскрытия значения и смысла этой буквы и начнём. Сформулируем ответы на следующие вопросы.
Что такое – Я? Как и откуда оно появляется? В чём его отличие от других Я и от окружающей действительности? Что такое – жизнь нашего Я?
“Новая философская энциклопедия”, 2001г. издания, утверждает, что: “Я – непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания”.
Ёмкое и вполне разумное определение. Осталось только уточнить некоторые важные детали.
- Откуда и каким образом появляется индивидуальная целостность жизни?
- Что такое жизнь?
- Что такое сознание, и в каком месте находится его центр?
- Кому принадлежат наши мысли и желания?
Пытаясь найти ответ на заданные вопросы, мы вернулись к тому же, с чего начинали. Я – это: себя, мне, моей, моего, мои? Заменив личное местоимение на возвратное и притяжательные, мы ничего нового не узнаем. Круг замкнулся.
Вполне ожидаемый результат. По очень простой причине. Невозможно объяснить непонятный термин, используя при этом неопределённые и неоднозначные формулировки.
Чтобы выяснить, что такое наше Я, необходимо выйти за пределы его субъективного восприятия. Найти внешнюю, непротиворечивую точку зрения на предмет обсуждения. Метод последовательного приближения к истине нам в этом поможет. Приступим.
Сразу оговоримся, что определение сознания мы разберём в следующем разделе. А пока рассмотрим, как появляется и живёт наше Я, как происходит его обособление и самоидентификация.
Для большей наглядности сотворение отдельной и целостной индивидуальности можно разбить на несколько этапов, пусть и достаточно условных.
- Рождение Я.
“Я есть” – первое и главное убеждение. Понимание того, что “Я есть” – это момент создания обособленного сознания. Самосотворение новой индивидуальной точки мировосприятия.
“Я есть” означает – я обособленный и я живу. Я понял, что существую, и принял это как факт. Это момент рождения целостного субъекта – фаза его отделения от остального мира.
Чтобы Я появилось, его необходимо не только отделить, но и ограничить – сформировать его образ, и обозначить – определить его характеристики и качества. Для этого необходимо зеркало – возможность сравнивать себя с чем-то другим.
“Как вы не можете видеть своё лицо, а только его отражение в зеркале, так вы можете познать только образ себя, отражённый в незапятнанном зеркале чистого сознания” – Нисаргадатта Махарадж.
- Самоидентификация Я.
Самоидентификация – это всегда сравнение и противопоставление в поисках различий между: это – я и это – уже не я. Чтобы различать, необходимо видеть одновременно предполагаемого себя на фоне того, что мной не является.
“Я есть то” – это выбор, реализация самоидентификации – формирование убеждения, задающего всё последующее развитие индивидуальности и смысл её дальнейшего существования.
Человек в силу своего происхождения “по образу и подобию” вправе свободно и самостоятельно выбирать, кто он есть в очень широком диапазоне. От “я есть смертное тело”, до “Я есть Дух, бессмертный и всемогущий”.
Первое и главное подтверждение своего существования – это осознание способности к восприятию и мышлению.
“Cogito, ergo sum” – “Я мыслю, следовательно, я существую” – Рене Декарт, “Начала философии”, I, 7, 9. Если у меня есть сознание, то значит – я живой.
А дальше всю свою жизнь мы бессознательно, подсознательно, сознательно или осознанно формируем собственный образ, пытаясь рассмотреть себя: то в материальном зеркале окружающей действительности, то в нематериальном зеркале чистого сознания.
Душа человека так устроена, что её точка восприятия реальности находится между обоими мирами: физическим и нефизическим. Она способна произвольно перемещать фокус своего внимания, создавая одновременно: свою временную земную жизнь и вечную индивидуальность.
Что такое индивидуальность, мы рассмотрели в одной из предыдущих глав, теперь выясним, что значит – быть живым.
- Жизнь Я.
Что такое – жизнь? Как и почему всё живое появилось в этом мире? По каким законам существует? Чем живое отличается от неживой материи? Это очень важные и очень простые вопросы, которые наука и философия всячески избегают.
А если пытаются сформулировать ответы, то получается примерно такие определения.
“Жизнь – особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно-научный подход к сущности жизни сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции живых организмов на земле и т.д. Философский подход описывает жизнь как специфический феномен, некую абсолютную данность для человека и его сознания” – “Энциклопедический словарь”, под редакцией А.А. Ивина, 2004.
Причём это одна из самых глубоких и осмысленных формулировок. Но даже она использует осторожные, предельно расплывчатые и неоднозначные выражения. И это понятно и простительно, хотя честнее было бы написать: что такое жизнь – науке и философии неизвестно.
Жизнь с точки зрения религии:
- в первичном и истинном смысле: Бог (Ин.14:6);
- форма существования Божьих творений, объединяемых общим понятием “живое существо”;
- период существования живого организма от появления на свет до гибели, смерти;
- образ существования Бога, ангелов, людей.
Очень интересные определения, в достаточно большой степени отражающие суть понятия жизнь, одновременно – выполняемая функция, форма, образ и период существования.
В известной молитве “Царю Небесный” прямо указано, что Дух – это “жизни податель”. Носитель, распространитель, творец жизни.
Переформулируем религиозные представления о жизни, вернувшись от веры к пониманию.
- Жизнь – это причина появления всего сущего.
- Жизнь – одна из возможных форм сущего.
- Жизнь – в физической реальности некий конечный процесс существования строго определённых материальных объектов – живых организмов.
- Жизнь – свойство, качество, присущее как материальным, так и нематериальным сущностям.
Дополним ещё одним пунктом, который мы сформулировали выше.
- Живое и неживое происходят из одного источника, но не могут преобразовываться, превращаться одно в другое.
Чтобы понять, как все эти определения соотносятся и связаны между собой в материальном мире, рассмотрим метафорический образ “жилого дома”. Как наглядный пример способов и последствий взаимодействия сознания и материи в физической реальности. Обобщённый пример того, как создаётся иллюзия – “формы жизни неживого объекта”.
- “Рождение” дома. Приходят строители – живые существа и из неживой материи создают временное жильё для живых. Дом в процессе строительства очень напоминает процесс зарождения и развития живого организма. Из хаоса разрозненного, неживого, исходного материала появляется и растёт упорядоченная, целесообразная, имеющая определённое предназначение структура.
- “Жизнь” дома. В дом, построенный из неживой материи, вселяются живые жильцы. В результате их иногда деструктивной, но чаще позитивной деятельности дом постоянно видоизменяется: украшается, ломается, ремонтируется. Для внешнего наблюдателя, в случае если он может видеть исключительно неживую материю, происходят чудеса. Неживой объект – “живёт”. Внутри него протекают непонятные процессы. С помощью невидимых, непостижимых сил поддерживается внешний вид, дом постоянно перестраивается и воссоздаётся заново.
- “Смерть” дома. Неживая материя со временем накапливает внутренний хаос, её структура ветшает и разваливается. Жизненной энергии жильцов уже не хватает для поддержания необходимого порядка. Они съезжают из дома. Объект, созданный людьми, в их отсутствие саморазрушается с течением времени. Момент смерти дома – не превращение его в пыль, а последняя закрытая людьми снаружи дверь – ситуация, когда жизнь окончательно покидает неживой материальный объект.
Ещё проще пример с автомобилем. Автомобиль с водителем внутри ведёт себя как живой организм. Водитель вышел – автомобиль “спит”. Если машина в принципе не может выполнять заложенную в неё функцию – значит, она как бы “умерла”, а водитель навсегда покидает её и пересаживается в следующую, новую.
В обоих случаях иллюзию волшебного превращения неживого в живое и обратно создаёт временное взаимодействие воли сознания и направляемой им энергии сотворения с неживой материей.
Мы только что, пусть и с помощью метафор, описали рождение, жизнь и смерть любого живого существа в материальном мире. Это очень упрощённый пример взаимодействия сознания и материи.
Человек в силу своего происхождения и способа существования может только очень ограниченно взаимодействовать с истинным носителем сознания и энергии созидания – Духом. Мы не способны Его наблюдать и ощущать Его присутствие напрямую, только косвенно на уровне подсознания. Поэтому в зеркале физической реальности мы видим исключительно промежуточные результаты жизни в виде изменений материального мира.
Причины появления и способ реализации жизни недоступны нашему непосредственному восприятию, пока мы находимся в теле и в этом мире. На примере интуиции мы уже рассматривали, каким образом человек может опосредованно взаимодействовать с Духом, понимать и принимать Истину.
Вывод. Живое сознание не оживляет материю, а временно использует её для взаимодействия с физической реальностью. Неживая материя не может породить живую сущность, стать живой и не может умереть. Неживое после прекращения контакта с жизнью не умирает, а возвращается в исходное состояние хаоса.
Жизнь – наблюдаемый, проявленный процесс сотворения реальности Духом. Хотите увидеть, как работает Создатель – наблюдайте жизнь. Любое её проявление означает Его присутствие: либо универсальное и обезличенное – природа, либо индивидуализированное и опосредованное через человека.
Жизнь – всегда сотворение нового. В материальном мире – это усложнение его структур, развитие, увеличение порядка и разнообразия. А как же смерть и последующий очевидный распад, тлен, превращение бывшего “живого” в окончательно “неживое”? – спросите вы.
Чтобы выяснить, кто или что умирает, важно понять, что сознание и жизнь – это порождения нематериального мира. Для взаимодействия с материальным миром им необходим посредник.
Смерть – это прекращение взаимодействия субъекта – вечного нефизического сознания с временным физическим объектом. Смерть – не более чем завершение временного присутствия бессмертного сознания в изначально не живой материи.
Если в какой-то части материального мира уменьшается уровень воздействия живой сознательной энергии созидания, то он в этом месте со временем, естественным образом возвращается в первичное состояние хаоса.
Сознание – это причина жизни. Нет сознания – нет жизни. Жизнь – это одно из состояний, качеств сознания. Более того, форма жизни напрямую зависит от способа взаимодействия сознания с нефизической или физической реальностью.
2. Я есть – сознание
Независимо от того, кем мы себя считаем, рождение и развитие нашего Я происходит внутри сознания целостного и обособленного субъекта, который одновременно является неотъемлемой частью Сверхсознания Духа.
Чтобы выяснить, как эта сложная и взаимосвязанная система устроена, нам необходимо ответить на следующие вопросы.
Что такое сознание? Что такое самосознание? Как и где происходит сознательная деятельность? В чём отличие бессознательной формы жизни от сознательной? Что такое подсознание? Как соотносятся между собой индивидуальное сознание души и всеобъемлющее Сверхсознание Духа?
Существует множество точек зрения на природу сознания. В зависимости от подхода меняются формулировки. Наука, философия и религия имеют разные представления на этот счёт.
Современная наука после многолетних попыток исследовать физические характеристики сознания согласилась с его непостижимостью. И с отсутствием доказательств того, что именно мозг является источником мыслей и хранителем сознания.
Лауреат Нобелевской премии по медицине Джон Экклз: “Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне”.
Нейрохирург Уилдер Пенфилд в результате своей профессиональной деятельности пришел к выводу, что: “энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов”.
Выделим для себя два очень важных утверждения этих авторитетных специалистов.
- Сознание существует вне тела, независимо от него.
- Энергия сознания отличается от энергии, управляющей внутренними процессами тела.
Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании.
- Какова природа сознания?
- Как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом?
Судя по утверждениям уважаемых Дж. Экклза и У. Пенфилда, ответы должны быть следующими.
- Тайна сия велика есть.
- Никак.
Практически все возможные версии объяснения понятия “сознание”, с точки зрения философии, укладываются в следующее определение.
Сознание – некое качество, принадлежащее некой субстанции субъекта, которое позволяет ему самостоятельно воспринимать реальность, создавать образы, смыслы, концепции и оперировать ими для принятия решений по взаимодействию с окружающей действительностью.
Философия безуспешно пытается описать принцип работы сознания, используя близкие по смыслу синонимы и неоднозначные определения, не более того.
Удивительно, но философия, призванная отвечать на вопрос “почему”, в случае сознания перескакивает на вопрос “как”, который изначально всегда принадлежал науке.
Все попытки исследовать природу сознания неизбежно сближают науку и философию с религией и верой. Всё больше соотнося сознание с душой.
Здесь необходимо отметить, что с точки зрения религии, не сознание вообще, а именно самосознание является одним из атрибутов души.
Обобщив все, что нам известно о сущности сознания, можно сделать следующий вывод – всё сложно, непредставимо и невыразимо. Сам термин “сознание” не поддаётся устойчивому и однозначному определению. Очень трудно исследовать происхождение и характеристики того, что невозможно зафиксировать как понятие.
О причинах возникновения подобных проблем в познании окружающей действительности мы уже неоднократно говорили. Повторю ещё раз, очень сложно изучать объект, наблюдая его снизу вверх, от частного к общему. Маленький и отдельный субъект не может в полной мере воспринять бесконечно огромную и внутренне взаимосвязанную реальность.
С точки зрения Творца, мир устроен просто и понятно. Предлагаю взглянуть на проблему сверху вниз, от общего к частному, от Сверхсознания к сознанию.
Напомню, Сверхсознание – это Дух. Он же – податель и хранитель жизни. Давайте разберём, как эти качества Духа связанны между собой.
Определяющей характеристикой различных форм жизни является тот или иной тип сознания, им присущий.
- Бессознательный способ существования. Живу, но не понимаю этого. Всё происходит вне контроля сознания. Бессознательная жизнь – это результат прямого взаимодействия нематериального Сверхсознания Духа и живого материального объекта – организма.
Причём в этом случае Дух реализует своё качество, свою сущность, как животворящий принцип, наделяя материальный объект идеей жизни, наполняя его энергией сотворения, создавая базовый функционал, достаточный для обеспечения жизнедеятельности.
Пример – вся бессознательная деятельность, обеспечивающая жизнеспособность тела, каждой его клетки, каждого органа. Управление организмом происходит с помощью изначально заложенных правил – безусловных рефлексов и инстинктов.
- Сознательное существование. Я отделён от мира, мир отделён от меня, но я не понимаю, кто я, и даже не задумываюсь об этом. Жизнедеятельность в этом случае определяется, кроме безусловных рефлексов и инстинктов, ещё и накопленным жизненным опытом – условными рефлексами, благодаря наличию долговременной памяти сознания.
- Самосознание – самоидентификация субъекта. Я знаю, что живу и обладаю пониманием своей обособленной и целостной индивидуальности – набором характерных качеств. В данном случае, к управлению и принятию решений подключается душа, поэтому дополнительно может использоваться логика для анализа ситуации.
- Подсознательная деятельность – результат прямого неосознанного взаимодействия Духа и души. Понимаю, что живу, понимаю, кто Я, но не понимаю, как принимаю решения. Реализуется по неосознанному или осознанному запросу души, но процесс протекает вне её субъективного контроля. Пример – интуиция, сновидения.
- Осознанность – предельная форма развития самосознания. Позволяет понять свою неразделимую взаимосвязь со всем сущим и, как следствие, подразумевает возможность напрямую, осознанно взаимодействовать с нефизической реальностью. А также по своей воле использовать любую форму сознания: бессознательную, сознательную, самосознание, подсознание, осознание.
Вывод. Способ существования живых существ напрямую зависит от тех или иных комбинаций различных типов сознания. Человек – высшая форма жизни материального мира, по определению обладает одновременно всеми видами сознания. Он имеет возможность и право произвольно выбирать то, что ему необходимо в каждом конкретном случае.
Обратите внимание, все уровни сознания напрямую связаны с определённой степенью понимания. Расширение сознание означает увеличение понимания. Никак иначе.
Без сознания – без понимания. Сознание – понимание происходящего. Самосознание – понимание себя. Подсознание – понимание, приходящее извне самосознания. Осознать – понять всё.
Вроде всё просто. Осталось выяснить, где хранится сознание, и кто тот самый, стремящийся понимать субъект. Для этого придётся вернуться к началу всего.
Дух – носитель Сверхсознания и Истины. Человек – искусственно ограниченная, сложная структура – Дух, душа, тело. Источником и причиной его существования является Дух. Но абсолютная свобода воли человека позволяет ему самостоятельно регулировать своё добровольное самоограничение и глубину взаимодействия с Духом.
Носитель сознания человека – его душа – обособленная, целостная, полноценная копия Духа. Она по образу и подобию Его. Главным отличительным её качеством является самосознание – представление о себе – я есть то.
Бог Есть Всё. Но, прежде всего, Он – безграничное Сверхсознание. И это главная Его проблема. Быть всем – это значит быть никем. Подобное состояние не подразумевает самоидентификации – Я есть то. Когда Ты – Всё Сущее, тогда Ты – всё и ничто, все и никто одновременно – Тебя нет. Бесконечное, безграничное, всеобъемлющее и тотальное не может быть чем-то определённым.
Самосознание – это когда ты помнишь себя, все свои качества, характеристики, поступки и переживания, как единое неразделимое целое. Пока ты – всё, что было, всё, что есть и всё, что будет – ты неопределён.
Для того чтобы понять, кто ты есть, необходимо ограничить себя хотя бы частично. Человек, а в более широком смысле – человечество, и есть попытка Творца осознать Себя.
Единственный способ ограничения Сверхсознания – его добровольная, опосредованная через душу и тело индивидуализация.
При этом сознание взаимодействует с материей, структурируя её особым образом, используя материю в качестве строительного материала для создания безопасной игровой площадки разнообразных сущностей. Сотворённая таким образом физическая реальность является одновременно зеркалом, экраном для обособленных и индивидуализированных проекций Сверхсознания.
Индивидуальность – способ нашего существования, скрывает от нас единую, универсальную Истину. Так мы задуманы. Индивидуализация сознания души подразумевает бесконечное количество путей достижения истины. В этом весь смысл. В нашем случае путь важнее цели.
Это единственный способ создать непротиворечивое многообразие Вселенной и одновременно обеспечить её бесконечное и безопасное развитие.
Но у любого процесса кроме промежуточных результатов должна быть конечная цель. Применительно к человеку такой целью является возможность совместить своё понимание с пониманием Творца. Это закономерный и во многом безальтернативный способ возвращения сознания к своему Источнику – Сверхсознанию Духа.
Постижение Истины возможно лишь в форме слияния сознаний: человека и Бога. Это состояние в разных воззрениях называется по-разному, но наиболее точно его можно определить, как осознание себя настоящего.
3. Осознание себя истинного
Человек – функция Бога. Мы созданы по “образу и подобию” Творца. Наше предназначение в том, чтобы, используя право на абсолютную свободу воли, пройти свой, строго индивидуальный путь. Главный смысл нашего существования очень точно сформулировал святитель Афанасий Великий (2, 133): “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”.
Цель обозначена. Теперь разберём способы её достижения.
Создатель – это Сверхсознание – Я Есть Всё.
Самосознание человека – это предельная индивидуализация его сознания – Я есть то.
Осознанность человека – слияние самосознания со всем сущим без утраты индивидуальности, его возвращение к Источнику всего. В этом состоянии человек имеет возможность и право выбирать между “Я есть то” и “Я есть всё”.
Таким образом, добровольное искусственное самоограничение самосознания разрушается естественным стремлением к осознанию себя истинного. Причины необходимости подобных преобразований мы уже разбирали ранее. Теперь уточним смысл и способы реализации заключительного этапа – осознания.
Осознание человека – процесс обратный искусственному самоограничению Духа для создания обособленной и целостной индивидуальности души. Это фаза стирания внутренних границ самосознания, возвращение души к Первоисточнику своего существования.
Осознание – очищение самосознания от накопленных иллюзий и заблуждений, связанных с неправильной самоидентификацией нашего Я.
Осознание – это в том числе понимание и принятие своего самосознания единственной формой индивидуального существования.
Чтобы лучше понять, как и что при этом происходит, рассмотрим следующий метафорический образ. Взаимодействие Духа, души и тела можно проиллюстрировать представлениями о том, как устроен воздушный шарик.
Дух – это вся атмосфера, воздух как идея жизни.
Душа – воздух внутри шара.
Тело – собственно шарик.
Это достаточно наглядная, но очень упрощённая схема. Фактически всё гораздо сложнее. Тело – искусственный, временный и условный ограничитель сознания души. А душу принципиально невозможно полностью отделить от Сверхсознания Духа.
Подобная картина мира подразумевает два варианта реализации осознания.
- Неосознанный и непроизвольный. Шарик лопнул – смерть тела. Искусственные границы мировосприятия внезапно исчезают. Понимание и принятие своей истинной сущности происходит естественно, бессознательно и самопроизвольно.
- Сознательный и добровольный. Шарик – тело, остаётся невредимым, но при этом осознанным и целенаправленным усилием воли меняется самоидентификация – я есть то. Точка мировосприятия перемещается за пределы тела. В результате этого простого действия все заблуждения и иллюзии исчезают. Приходит понимание, что мы гораздо больше шарика, и у нас нет границ. Вообще нет. Никаких.
Вывод. Осознание в любом случае – это освобождение самосознания от временных ограничений ложной ассоциации себя с телом. Осознание означает необратимую смерть личности и рождение новой, целостной, истинной индивидуальности.
В момент осознания происходит именно то, о чём говорил Рене Декарт – понимание и принятие того факта, что жизнь нашего Я, нашего самосознания не зависит от наличия или отсутствия материального тела.
Необходимо различать осознание и осознанность.
Осознание – это событие прозрения – разрушение внутренних самоограничений души и момент очищения её сознания от заблуждений и иллюзий. Скачок самосознания от состояния “я есть тело” к самоощущению “я есть душа”. Фаза максимального приближения “подобия” к оригинальному “образу” Источника. Души к Духу.
Осознанность – это последствия, результат осознания – состояние души, форма её существования, пребывание вне любых ограничений – жизнь в состоянии “Я Есть”. Осознанность подразумевает правильное понимание всего: причин, последовательности действий и конечной цели.
В случае смерти тела есть свои особенности изменения мировосприятия. Мы их сейчас рассматривать не будем. Тем более что при естественном освобождении души от бремени тела всё происходит непроизвольно, и от нас ничего не зависит.
Способы осознания себя нематериальной сущностью в материальном мире гораздо интереснее и полезнее для нашей дальнейшей жизни. Спонтанное просветление в результате покаяния мы уже разбирали ранее. Теперь выясним, как работает техника последовательного приближения к истине на примере осознания себя настоящего.
Существует два основных способа приближения к истине.
- Метод эмоционального самоконтроля. Используемый инструмент – изначальная нравственность, категорический императив. Осознание справедливости происходящего через сопереживание процессу жизни. Мировосприятие через бережное и внимательное отношение к своим эмоциям, которые при наличии душевного здоровья являются единственным критерием правильности нашего существования. Любые страдания – это предупреждение об ошибке. Счастье, умиротворение – подтверждение правильного выбора.
- Метод интуитивного и логического самоконтроля. Используемый инструмент – правильное сочетание интуиции и логики. Осознание правильности происходящего на уровне уже сформированных, внутренне логичных и взаимосвязанных убеждений. При этом способе происходит постоянное сравнение личной правды с истиной. Непрерывная переоценка и корректировка убеждений. Выявление и удаление противоречивых и формирование новых, непротиворечивых убеждений.
Оба этих способа могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации друг с другом.
Важность, возможность и даже необходимость осознанной жизни подтверждает религия. В христианстве существует специальный термин, синоним осознанности – обожение.
Обожение – осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Согласно общей формуле Отцов Церкви, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом.
“Душа при общении со Духом Святым делается с ним единым духом”, – говорит преподобный Макарий Великий.
Не менее глубокое определение осознания, хотя и с некоторой спецификой, существует и в буддийской религиозной практике. “Просветление – состояние полной осознанности, при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим”.
Осознанность многие учения и духовные практики почему-то считают неким достижением, ставящим осознавшего на ступень выше по сравнению с другими людьми. Это не так. Люди не могут различаться по степени совершенства. Любые представления об иерархическом устройстве мира – иллюзия. А жизнь – непредсказуемый процесс с непредвиденным результатом, где покаявшийся грешник оказывается ближе к Творцу, чем неистовый праведник.
Осознанность – это не более чем результат свободного выбора способа существования в нашей реальности. Достижение этого состояния требует серьёзных усилий. Увидеть, понять и принять справедливый мир Творца непросто. Но оно того стоит. Сложная работа над собой компенсируется лёгкостью последующего бытия в этой жизни: без иллюзий, заблуждений и страхов.
Мир без жизни – вне сознания, смысла не имеет. Жизнь каждого человека при любых обстоятельствах его существования имеет значение. Но только тот, кто понимает и принимает истинную цель своего прихода в эту реальность, имеет право и возможность сохранить свою индивидуальность – своё Я навсегда. В том “месте”, где кроме Бога ничего нет.