Особенности миропонимания человека

Разум есть способность видеть связь общего с частным.

Иммануил Кант

Особенности миропонимания человека

Прежде чем рассматривать невыразимо сложные вопросы мироустройства, необходимо определить общие принципы и способы познания реальности человеком. И уточнить особенности нашего мировосприятия и миропонимания. Без этого очень трудно будет понять, откуда и с какой целью мы пришли, где сейчас находимся, куда идём, и что нас ждёт.

Наше мышление устроено удивительным образом. Мы очень легко принимаем на веру “очевидные” для нас утверждения других людей. Охотно считаем правдой то, что подтверждает наши ранее сформированные убеждения или, как минимум, не противоречит им. И наоборот, факты и утверждения, противоречащие действующим убеждениям, мы чаще всего с негодованием и облегчением отвергаем, как явную неправду.

Это самый простой и удобный способ сохранения целостности нашей индивидуальной картины мира. Мы все используем его в той или иной степени, не задумываясь о крайне неприятных последствиях своей душевной лени.

Подобное некритичное, упрощённое мировосприятие и миропонимание формирует противоречивую картину мира – источник всех возможных неприятностей в нашей жизни. Отказываясь корректировать свой образ реальности, избегая усилий по адаптации самосознания к изменениям окружающей действительности, мы тем самым создаём себе огромные проблемы в будущем.

Единственный способ избежать этого – постоянная работа над созданием индивидуальной, непротиворечивой картины мира, что позволит нам видеть, понимать и принимать объективную реальность, жить долго и счастливо, без внутренних и внешних конфликтов.

Прежде чем сосредоточиться на решении этой непростой задачи, нам придётся разобраться с тем, как мы видим и познаём окружающую действительность, каким образом, не осознавая того, сами создаём все свои заблуждения и иллюзии. А также выяснить некоторые фундаментальные и неочевидные принципы мироустройства, которые определяют всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Начнём с очевидного.

Жизнь человека – это постоянно повторяющаяся последовательность действий: оценка события, принятие решения, реакция на ситуацию. Прежде чем сделать выбор и реализовать его, нам необходимо создать некий образ реальности, в которой мы живём. Если человек не понимает, кто он есть и где находится, то и не сможет соотнести свои возможности с характеристиками окружающей среды. Как следствие, жизнь его будет крайне неприятной и, скорее всего, очень короткой.

Понимание – это первое, главное и предельно важное условие самой возможности жизни человека. С первых минут появления на свет и до самой смерти мы учимся жить. Создаём своё мировоззрение – систему устойчивых и относительно достоверных представлений об окружающей действительности, состоящую из взаимосвязанных понятий и убеждений.

Без понимания себя и мира, человек – это один из многочисленных видов животных, не более того. В этом случае его существованием управляют лишь инстинкты и рефлексы, условные и безусловные, со всеми вытекающими последствиями.

Задача познания мира – главное и необходимое условие выживания и развития человека. Нельзя сказать, что столь важной проблемой никто не занимался. Более того, в девятнадцатом веке придумали даже отдельный раздел философии – гносеологию, которая должна была объяснить с рациональной точки зрения, каким образом происходит процесс познания.

Но, после того как философия окончательно решила стать наукой и приняла её методы исследования, она тем самым разрушила представление о познании, как об универсальном процессе свойственному самосознанию. На этом гносеология, так и не став наукой, разделилась внутри себя и закончилась как философия.

Вот такая грустная и поучительная история попытки загнать самопознание нематериального самосознания в рамки материалистической науки. Осталось только определение, сама формулировка которого очень точно объясняет причину невозможности познать то, как работает самосознание, одновременно отрицая его изначальную взаимосвязь со всем сущим.

 “ГНОСЕОЛОГИЯ – (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания как таковая.

…Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением” – “История Философии: Энциклопедия”, А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко, 2002 г.

Оставим в покое безвременно покинувшую научный мир гносеологию и сосредоточимся на основных понятиях, так или иначе связанных с формированием представлений о мироустройстве. Их не так много: мировосприятие, миропонимание, мировоззрение, идея, принцип, концепция, знание, понимание, вера. И все они обозначают различные стадии, методы и результаты познания.

Процесс познания реальности в общем случае выглядит следующим образом.

  1. Создаём себе точку опоры в виде базовой идеи, основанной на безусловных утверждениях, аксиомах, догматах.
  2. Отталкиваясь от них, наблюдаем и исследуем характеристики отдельных фрагментов мироздания, давая им определения – понятия.
  3. Затем с помощью логики или интуиции соединяем понятия в последовательные, взаимосвязанные, подтверждающие правильность друг друга убеждения.
  4. Объединяем и обобщаем аналогичным образом убеждения в единые концепции в рамках предварительно сформулированных базовых аксиом, расширяя свои представления о мире. Сумма всех представлений о мире – это мировоззрение и миропонимание, в зависимости от контекста.

И так цикл за циклом. Придумываем очередную версию мироустройства, затем пытаемся подтвердить, расширить и уточнить свои представления о реальности через опыт и его обобщение. Результат – знание, понимание, вера напрямую зависит от исходного выбора метода познания – наука, философия, религия.

Вроде бы всё просто. Чтобы понять, так ли это, и почему представлений о мире ровно столько, сколько людей жило на свете, необходимо начать с общепринятых определений: знания, понимания и веры. Нам придётся выяснить, почему существует целых три результата познания мира. Чем они отличаются. И к каким последствиям эти отличия приводят.

“Философия: Энциклопедический словарь” под редакцией А. А. Ивина, 2004 года издания даёт перечисленным терминам следующие определения:

“ЗНАНИЕ – результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой форме.

…К отличительным особенностям научного знания в настоящее время относят: непротиворечивость, эмпирическую проверяемость, логическую или эмпирическую обоснованность”.

“ПОНИМАНИЕ – универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа… Понимание предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений”.

“ВЕРА – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.

…Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути вера близка интуиции. Как и интуиция, вера субъективна”.

Вывод. Знание, понимание, вера – три способа восприятия, оценки и принятия реальности, базирующихся на разных базовых постулатах и на разных исходных точках зрения. Три результата познания, причём каждый из них создаёт свой специфический образ окружающей действительности, частично несовпадающий или прямо конфликтующий с другими. А потом мы удивляемся: “откуда появляются заблуждения?” В том числе и отсюда.

Если даже первый этап формирования мировоззрения настолько неоднозначен, сложно себе представить, сколько ошибок изначально заложено в нашу индивидуальную и противоречивую картину мира. Сколько ловушек и ложных направлений, созданных нами самими, ожидают нас на жизненном пути. И что нам со всем этим делать? Как жить?

Найти выход из безвыходной ситуации можно только одним способом – необходимо выяснить, как мы в этой ситуации оказались. Для этого придётся пройти последовательно весь обратный путь, чтобы вернуться на развилку, с которой мы сделали первый неверный шаг. Как это сделать? Очень просто.

Любой, даже самый запутанный лабиринт сложен и непроходим, пока мы внутри него. Если изменить точку восприятия реальности – “лабиринта”, например, взглянуть на проблему извне – “сверху”, то мы с удивлением обнаружим отсутствие тупиков и неопределённостей. Выход из самой запутанной ситуации очевиден, когда выходишь за её пределы, за пределы придуманных иллюзий и внутренних самоограничений действующей противоречивой картины мира.

Предлагаю вернуться к истокам всех наших заблуждений. Для этого подробно и последовательно рассмотрим все особенности, способы и ограничения формирования представлений о мире, в котором мы существуем.

Напомню, что мы с вами сложно организованные сущности. Человек – одновременно и тело, и душа, и Дух. Каждой из этих составляющих соответствуют свои особенности восприятия реальности, свои методы познания и свои способы взаимодействия с окружающей действительностью.

Очень упрощённо все возможные варианты мировосприятия и миропонимания доступные человеку можно разделить на религию, философию и науку. Их основные отличия друг от друга – точки зрения, с которых мир воспринимается. Давайте разберем, как эти точки восприятия реальности формируются, каким образом они определяют выбор способа познания, и каков будет его результат в каждом случае.

1. Способы мировосприятия человека

Прежде чем рассматривать особенности нашего восприятия окружающей действительности, необходимо напомнить самим себе, что такое – человек. Наше мировосприятие целиком и полностью зависит от того, каким образом мы устроены. Заложенные в нас способности и возможности определяются происхождением и предназначением. О происхождении и предназначении поговорим отдельно и подробно, но позже, а пока достаточно будет вспомнить, что мы – одновременно и Дух, и душа, и тело.

Человек, будучи триединой сущностью, может произвольно выбирать позицию, с которой он будет воспринимать окружающую реальность в том или ином случае. Каждая из составляющих человека имеет свою, отличную от других, исходную точку зрения на происходящее. Дух, душа, тело в разной степени соотносятся с материальным миром и разными способами взаимодействуют с ним.

Дух – бесконечен и безграничен во всех смыслах этого слова. Он не от мира сего и, как следствие, воспринимает физическую реальность опосредованно – через душу, её “глазами”, в виде отдельных концепций, ограниченных пределами представлений души о реальности.

Душа – обособленная нефизическая сущность, поэтому воспринимает окружающую действительность через органы чувств тела в виде отдельных, логически обоснованных и взаимосвязанных фрагментов единого образа реальности.

Тело – полуавтоматический скафандр души, обеспечивающий её взаимодействие с материальным миром. Оно способно самостоятельно, без участия души, воспринимать окружающую действительность и взаимодействовать с ней. Но происходит это исключительно в рамках первоначально заложенных в него функций выживания и воспроизведения себе подобных, в ограниченном режиме “полученный сигнал – инстинктивная или рефлекторная ответная реакция”.

Вывод. Тело воспринимает окружающую действительность непосредственно, душа посредством тела, а Дух воспринимает физический мир посредством души. Каждый из обозначенных способов мировосприятия неполноценен, имеет свои преимущества и недостатки.

Индивидуальный образ реальности человека создаёт его самосознание – душа, произвольно комбинируя все перечисленные точки восприятия. Избыточная фокусировка внимания самосознания на любой из них автоматически исключает существенную часть действительности из формируемого образа реальности.

В результате мы видим фрагментированную и противоречивую картину мира, в рамках которой очень проблематично существовать. Для того чтобы вернуть целостность образа реальности, сделать его единым и внутренне взаимосвязанным, необходимо заполнить промежуточные, отсутствующие фрагменты. Самый простой способ создания иллюзии понятного мира – придумать необходимые, но несуществующие, искусственные элементы и связи – заблуждения.

Количество заблуждений и общая потребность в них определяется индивидуальным набором действующих убеждений отдельного человека. Мировоззрение в целом обладает множеством характеристик: широтой, детализацией, достоверностью, степенью непротиворечивости индивидуального образа реальности и так далее.

Очень важно понять, что именно выбор исходной позиции, с которой мы наблюдаем окружающую действительность, в большой степени определяет результат её познания. Только при правильном использовании всех изначально возможных способов мировосприятия можно создать объективную и непротиворечивую картину мира. Как? Давайте разбираться.

Но сначала выясним причины создания неправильного образа реальности.

Люди все разные. Каждый из нас – отдельная душа, а значит, обособленное самосознание, которое осознанно или неосознанно, но крайне избирательно в каждом конкретном случае выбирает точку восприятия окружающей действительности.

Сколько существует людей, ровно столько же существует мнений и оценок одного и того же события. Мы видим и понимаем одни и те же факты сугубо индивидуально, через призму глубоко личной системы убеждений. Наши убеждения – результат внутренней работы обособленного самосознания по осмыслению наблюдаемой реальности.

Прежде чем что-либо понять, мы должны это что-то увидеть, почувствовать, ощутить. Человек способен воспринимать разную информацию на уровне и Духа, и души, и тела, но наблюдает физическую реальность он исключительно глазами тела. Именно поэтому мы, как правило, уделяем ощущениям тела особое внимание, выделяя их среди прочих.

В подавляющем большинстве случаев люди подсознательно считают себя исключительно телом. Этот выбор способа восприятия мира и взаимодействия с ним преобладает у атеистов, материалистов, учёных и, что самое удивительное, даже у адептов некоторых религиозных конфессий, которые вроде бы и не отрицают существования души. Подобная сосредоточенность человека на собственном теле вполне объяснима.

Начиная с рождения и до конца жизни, мы учимся воспринимать мир и взаимодействовать с ним с помощью органов чувств. Жизненный опыт постоянно подтверждает взаимосвязь нашего Я и нашего тела до полного взаимного слияния и замещения. Именно поэтому учёные очень настойчиво, но безуспешно ищут личность человека в каком либо органе его тела.

Так “очевидное”, многократно “подтверждённое”, устойчивое, ложное убеждение становится фундаментом для всех прочих заблуждений – источником противоречивого мировоззрения. Подобная точка зрения естественным образом ограничивает способы познания мира логикой рассуждений и практическим опытом. Для неё всё, что невозможно увидеть, понять и принять в рамках базового постулата – “я есть тело” или перепроверить экспериментальным путём – не существует.

Так видит мир современная наука и материалистическая философия, которая считает себя наукой.

Так воспринимает реальность душа, считающая себя ограниченным, смертным телом и запретившая себе осознанное общение с Духом.

В другую крайность искусственных самоограничений мировосприятия впадают идеалистическая философия и религия. И здесь возникают проблемы схожие по происхождению с фундаментальным материализмом, но противоположные по последствиям.

Философы-идеалисты и верующие люди с помощью интуиции выбрали базовый постулат – “я есть душа”, в рамках которого создаются убеждения на основе личного духовного опыта. Напомню, личный духовный опыт невозможно передать другому человеку без частичной потери смысла. Дело в том, что общение души и Духа – предельно интимный процесс, он принципиально не подлежит подтверждению и проверке извне.

 Особенно если душа, избыточно концентрируя своё внимание на интуитивном общении с Духом, видит истину, но, отказавшись от логики понимания, вынуждена принимать на её веру. А это значит, что передать истину другим людям она может только в виде фрагментов собственных убеждений – в виде утверждений, не подлежащих сомнению, подтверждению и пересмотру – в виде неоспоримых догматов.

И наука, и религия используют противоположные базовые постулаты, но основаны они на общей последовательности познания мира – от частного к общему. В первом случае – это личный практический опыт, который можно передать другим людям в виде готовых, обобщённых знаний. Во втором – личный духовный опыт, который распространяется как вера в готовую, обобщённую религиозную или философскую концепцию.

Вывод. Определяющий признак неправильного мировосприятия – от частного к общему, от следствия к причине. Это способ мировосприятия маленького и отдельного человека, который пытается, отталкиваясь от личного, крайне ограниченного опыта, рассмотреть либо бесконечную Вселенную, либо безграничного, запредельного Бога.

Именно поэтому все базовые представления о мироустройстве, созданные человеком в режиме самоограничения познания – это умозрительные гипотезы и предположения либо частично экспериментально подтверждённые, либо не признающие саму возможность их осмысления и подтверждения. Не более того. При этом подтверждённую часть мы считаем условно понятным знанием, а неподтверждённую выводим за пределы понимания и называем верой.

Перечисленные способы мировосприятия “снизу вверх” многократно умножают сущности – детализацию реальности, увеличивая тем самым фрагментацию наблюдаемого мира до бесконечности, создавая иллюзию принципиальной его непостижимости. В науке это приводит к росту и углублению специализации учёных, в религии к дроблению конфессий – к увеличению числа толкований базовых догм.

Проблема обозначена, теперь необходимо её решить. Выход из тупика всегда находится там, где был вход в него.

Причины неправильного мировосприятия – противоестественные самоограничения воспринимающего:

  1. Материалистическое – я есть тело, а души и Духа не существует.
  2. Идеалистическое – я есть душа, Дух непостижим, а тело – обременение и источник искушений, только мешает жить праведно.

Правильное мировосприятие – результат отказа от всех искусственных самоограничений воспринимающего, кроме одного – убеждения человека не могут конфликтовать между собой. Его реализация возможна при выполнении всего двух обязательных условий, базовых постулатов:

  1. Исходное убеждение – я есть одновременно Дух, душа и тело.
  2. Наблюдаемая картина мира не может быть противоречивой.

Подобная точка зрения на себя и на мир позволяет в случае необходимости в любой момент выйти за пределы ситуации и взглянуть на происходящее “сверху вниз”, от общего к частному, от причин к следствию.

Это не означает, что мы сможем увидеть реальность или истину целиком без изъятий. Фрагментированность мировосприятия нашего самосознания никуда не исчезнет. Она предопределена происхождением и предназначением человека. Так задумано Создателем, но Им же предоставлена возможность свободно выбирать в той или иной ситуации, какая из составляющих будет воспринимать окружающую действительность.

Желающие увидеть истинную картину мира всегда могут это сделать. И даже перепроверить результат, если сомневаются в нём. Способ контроля прост, помним пункт один и соблюдаем пункт два – наблюдаемая картина мира не может быть противоречивой.

Иными словами отдельные фрагменты реальности не должны противоречить друг другу, они должны дополнять и подтверждать друг друга. Это единственное условие целостной и правильной картины мира.

Причина всех наших проблем, в том числе проблем познания – фрагментированное мировосприятие. Мы так устроены, что видим только то, на чём концентрируем своё внимание. Поэтому образ мироздания каждого из нас состоит из множества не всегда взаимосвязанных элементов. Хаос мировосприятия создаёт хаос миропонимания – главный источник всех наших проблем. Как решить эту “неразрешимую” задачу? Давайте разбираться.

2. Способы познания мира

Что такое познание, в чём его суть и смысл? Как происходит процесс познавания мира человеком? Какие методы познания существуют? Почему от выбора способа познания зависит его результат? Как понимание или непонимание происходящего влияет на нашу жизнь? Ответы на эти вопросы позволят нам сделать очередной, небольшой, но очень важный шаг к пониманию своего места в мире, к пониманию своего предназначения.

Начнём с определения того, что собственно есть познание. Удивительно, но не существует общепринятой формулировки этого термина. Очень точно проблема самого понятия “познание” обозначена в “Новой философской энциклопедии”, под редакцией В. С. Стёпина, 2001 издания: “Всякая философская концепция познания выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций”.

Иначе говоря – сколько людей размышляло на эту тему, столько мнений и существует.

И что нам делать в этой ситуации крайней неопределённости, как найти выход из безвыходного положения? Ответ очевиден – необходимо выяснить причины её появления, а для этого нам придётся выйти за пределы проблемы, взглянуть на неё со стороны, с точки зрения принципиальной непротиворечивости мира. В мире, где отсутствуют конфликты и противоречия, не только возможно, но и необходимо существование универсального определения познания. Сформулируем его.

Познание – это способ и процесс создания самосознанием человека индивидуального образа объективной реальности.

Само это определение показывает причины появления разных точек зрения на проблему познания. Познание – внутренний процесс, протекающий внутри обособленного, уникального самосознания человека. Он неповторим не только технологически, но и по результату. Субъективный образ объективной реальности у всех людей разный.

Тупик? Нет, конечно. Непротиворечивая картина мира позволяет постепенно и последовательно решить задачу любой сложности.

Познание – процесс, который имеет начало – исходную точку зрения, способ реализации и результат – сформированное убеждение. При этом исходная точка зрения определяет и метод познания, и в большой степени его возможный конечный результат.

Способы мировосприятия мы рассмотрели в предыдущем разделе. В чистом виде их всего три, но возможны разнообразные комбинации. Каждая из составляющих человека: Дух, душа, тело по-своему видит, оценивает и реагирует на одни и те же обстоятельства. Выбор того, кто из них в данный конкретный момент времени главный, осознанно или неосознанно делает самосознание – душа – посредник между Духом и телом.

Принятие решения, по большей части зависит от действующего комплекса внутренних убеждений, от того, что в текущей ситуации мы считаем правильным. Доверить свою судьбу инстинктам, логике или Божьему Промыслу – это всегда предопределённый нашими представлениями о мире, осознанный или неосознанный, но абсолютно свободный выбор. Даже если мы этого и не понимаем.

Попытки человека систематизировать процесс познания реальности естественным образом выявили три метода миропонимания – наука, религия, философия, каждому из них соответствует своё специфическое мировоззрение.

Рассмотрим особенности каждого из перечисленных способов познания.

Наука исследует физическую реальность “снизу вверх”, от простого к сложному, от отдельных фактов к их обобщению. При этом, как правило, используются органы восприятия окружающей действительности, принадлежащие телу. Иногда они дополняются инструментами и приборами, увеличивающими его возможности.

В этом случае объектом познания могут быть исключительно отдельные фрагменты материального мира. Методы их исследования ограничены опытами, проводимыми посредством тела, и логикой рассуждений самого исследователя – души, самосознания.

Использование интуиции – связи души и Духа при этом искусственно ограничено только теми прозрениями и догадками, которые могут получить логическое обоснование или экспериментальное подтверждение. В ином случае влияние интуиции на процесс познания, в силу её необъяснимости с точки зрения науки, стыдливо умалчивается, игнорируется.

Наука в познании мира отталкивается от наблюдаемого частного случая – факта, опыта, явления, переходя к логически обоснованному обобщению – к идее, теории, концепции. Научные знания допускают проверку и подтверждение чужой точки зрения с помощью формализованной логики или воспроизводимого опыта.

Здесь необходимо отметить следующее, результат научного познания создаётся одними людьми – учёными, а затем, как бесспорный факт, принимается другими людьми – учениками. Ученики выучивают, запоминают полученные знания, принимая чужие теории, концепции, идеи некритично – на веру. При этом даже частичного понимания полученного обобщённого знания от учеников не требуется, достаточно его принятия в виде готовых, не требующих обоснования утверждений, формул, определений.

Религия создаёт веру, распространяя частный, личный духовный опыт отцов основателей – опыт откровений. Откровение – предельно интимный акт непосредственного интуитивного взаимодействия индивидуального и обособленного самосознания души с тотальным, нефизическим Духом. При этом душа напрямую воспринимает фрагмент универсальной Истины, а затем, по мере способностей самосознания, интерпретирует и обобщает его для возможного использования в физической реальности земной жизни.

Откровение – готовый, уникальный результат принятия, осмысления, интерпретации истины. Вне внутренних процессов его понимания самим создателем, оно может существовать и передаваться другим людям исключительно в виде безусловного утверждения – аксиомы, постулата, догмата.

Религия предполагает принятие чужой точки зрения, чужого понимания некритически в виде бесспорного убеждения, на веру. Вера – это опосредованное, полученное через кого-то, основанное на безусловном доверии к его источнику знание в форме категорического утверждения, которое не допускает сомнений в его правильности и не нуждается в проверке.

Вера – противоположность критического мышления. Без критического мышления на основе логики рассуждений понимание чего-либо принципиально невозможно.

Там, где существует понимание, догма не имеет смысла.

Там, где существует догма, понимание не имеет никакого значения, более того – оно противопоказано.

Философия (от греческого philosophia – любовь к мудрости) – это синоним миропонимания и единственный инструмент познания, который ищет ответ на вопрос – почему? Только философия стремится выяснить взаимосвязь причин и последствий, вдумчиво и методично комбинируя все доступные человеку методы познания. Она, используя информацию, полученную с помощью интуиции, пытается обобщать и систематизировать её через логику рассуждений и подтверждать практикой жизни.

Философия в изначальном своём смысле – это попытка понять причины всего, понять устройство Мироздания. Недостатки философии, как метода познания мира, являются продолжением её достоинств.

Каждый отдельный человек видит и понимает свою неповторимую и уникальную окружающую действительность. Сколько философов жило в этом мире, столько философий и существовало. Каждый из них создал свою индивидуальную, относительно целостную картину мира, но обосновать её, сделать очевидной для всех, передать своё понимание без искажений другим людям практически невозможно.

Познание, как мы определили ранее – это способ и процесс создания отдельным самосознанием индивидуального образа объективной реальности. Правильный результат правильного познания – это понимание, а не простое запоминание результатов чужого познания.

Познание, как процесс, результатом которого становится понимание, имеет свои особенности и последовательность действий.

  1. Наблюдаем то, чего не наблюдали никогда ранее, нечто новое – предмет познания. При этом происходит сравнение исследуемого объекта с ранее сформированными образами уже знакомых, похожих объектов.
  2. Если аналогов не найдено, формируется образ фрагмента реальности, представление о новом объекте – ему назначается специфический набор качеств и характеристик, даётся определение.
  3. Полученный образ нового объекта необходимо встроить в уже существующую картину мира – привязать к похожим объектам логическими связями – подтвердить его реальность и правильность существования.

Каждое из этих действий уникально и неповторимо не только для любого самосознания, но и для каждой отдельной попытки понять что-либо в каждый момент времени. Уникальность понимания определена неповторимым сочетанием огромного количества неопределимых для нас факторов, участвующих в его создании.

Причины этой особенности понимания мы рассмотрим подробно в отдельной главе. Пока нам достаточно запомнить, что последовательность реализации правильного процесса познания – понимания мира, похожа у нас всех, а его результат всегда будет отличаться.

Пониманием невозможно поделиться с другим человеком без частичной потери смысла по очень простой причине – оно структурно гораздо сложнее и знания, и веры. Понимание чего-либо подразумевает непротиворечивое встраивание нового понятия в уже существующую индивидуальную систему убеждений. Поэтому сформулировать понятие и подтвердить его правильность и непротиворечивость можно только в пределах сугубо индивидуальной системы убеждений.

Изъятый из общей неделимой конструкции понимания, из единой внутренней логики отдельный её фрагмент – понятие, может быть воспринят другими людьми только двумя способами.

  1. Как знание – результат изучения материального мира другими людьми, допустимое, условно достоверное утверждение, которое необходимо просто запомнить.
  2. Как вера – результат интуитивного откровения, некритично принимаемый догмат, безальтернативное утверждение, которое необходимо просто запомнить.

Вывод. И наука, и религия предполагают принятие чужой точки зрения. Знание и вера – результат чужого познания реальности, либо не предполагающий обязательного понимания, либо отрицающий его. Философия – результат индивидуального понимания реальности, которое невозможно в полной мере передать другим людям.

Прежде чем рассматривать проблемы формирования представлений о мире наукой и религией необходимо отметить их несомненную значимость и пользу.

Наука создаёт устойчивую и сравнительно целостную картину материального мира – нашей среды обитания. Что позволяет использовать полученные с её помощью знания для обеспечения безопасного и комфортного существования тела человека в физической реальности.

Религия, обобщая откровения, полученные святыми отцами, создаёт правила и условия безопасного и комфортного существования нашей нематериальной души в физической реальности и её последующего “спасения” в реальности нефизической.

Причём использовать результаты познания мира наукой и религией достаточно просто и удобно. Полученные извне знания и веру не обязательно понимать, достаточно довериться и запомнить их – принять, чтобы использовать как фундамент для формирования своих представлений о мире. Но при этом необходимо учитывать последствия подобного некритичного заимствования чужих базовых убеждений.

Индивидуальный образ реальности человека состоит из множества отдельных фрагментов, каждый из них обоснован внутренней убеждённостью, что всё это правда. Любые наши убеждения должны подтверждать друг друга. В случае конфликта убеждений единая картина мира может быть повреждена или даже разрушена. Человек в этом случае теряет связь с окружающей действительностью. Крайняя степень этого состояния – смерть.

И у знания, и у веры общий недостаток. Они очевидны только при непрерывном подтверждении от источника своего происхождения. Запоминание не подразумевает глубокого осмысления полученной информации. Убеждения, сформированные знанием и верой, условны – они не имеют устойчивых, логически обоснованных внутренних связей с другими убеждениями в рамках индивидуального образа реальности.

В определённом смысле знание и вера – это “эхо” чужого понимания, отражающееся в самосознании других людей. Знание и вера – очень полезные способы построения относительно бесконфликтной картины мира при невозможности сделать это самостоятельно.

Знания и вера, не подтверждённые логикой понимания, не более чем зафиксированный в памяти неустойчивый набор невзаимосвязанных утверждений. Именно поэтому и учёные, и верующие очень часто, сознательно или бессознательно игнорируют факты и обстоятельства, противоречащие их убеждениям – их знанию или вере. Таким образом, они спасают целостность своего индивидуального образа реальности от разрушения.

Некритичное, бездумное использование готовых чужих убеждений для формирования своей индивидуальной картины мира сродни использованию чужеродных, дополнительных опорных точек, таких как костыли для инвалида. Это очень полезно в критической ситуации, когда чувствуешь неустойчивость и неуверенность, но далеко уйти с их помощью не получится.

Подобный способ добровольного самоограничения познания мира автоматически создаёт насыщенный иллюзиями и заблуждениями неправильный, противоречивый образ реальности. Своего рода придуманную другими, недостоверную для нас карту мира, используя которую, мы неизбежно заблудимся в сложных и разнообразных жизненных ситуациях.

Не зря говорят: “Хочешь сделать, что-то хорошо – сделай это сам”. Путь осознанного, самостоятельного понимания мироустройства гораздо труднее и сложнее бездумного заимствования даже самых гениальных концепций и возвышенных откровений. Но и компенсация затраченных усилий велика. Её смысл, размер, источник и способы получения мы уточним в следующих главах.

Выбор способа познания во многом определяет нашу судьбу. Понимание – единственный настоящий способ познания, как непрерывного и полноценного процесса постижения человеком реальности. Правильные представления о мире всегда понятны, а значит – непротиворечивы. Непротиворечивость миропонимания подразумевает полное и бесконфликтное принятие реальности. Жить в мире со всем Миром – счастье. Осталось выяснить, как этого можно добиться.

3. Концепция непротиворечивого миропонимания

В данном разделе мы уточним и расширим определение термина – понимание. Рассмотрим причины, по которым иногда некоторые вещи понять не получается. Разберём общие условия, принципы и способы создания понятной, а значит, непротиворечивой картины мира. Оценим её преимущества и последствия использования.

Очень важно представлять себе, как происходит процесс правильного познания, каким образом самосознание может создать пусть и субъективный, но понятный и непротиворечивый образ реальности. Выявление особенностей – достоинств и недостатков мыслительной деятельности человека поможет точнее соотносить наши субъективные представления о мире с объективной действительностью. Что в свою очередь позволит нам постепенно приблизить к истине индивидуальную картину мира, сделать её максимально непротиворечивой.

Напомню. Познание – внутренний, неповторимый и глубоко интимный процесс осмысления объективной реальности, протекающий внутри отдельного самосознания. Результатом его в идеале является понимание – обоснованный и подтверждённый устойчивыми причинно-следственными связями индивидуальный субъективный образ реальности. Своего рода личная, правильная, непротиворечивая карта мира для определения маршрута возможного и благополучного движения по жизни.

Именно поэтому понимание невозможно передать другому человеку без полной или частичной потери смысла. Своё понимание можно в некоторой степени объяснить другим людям – указать общее направление познания и контрольные точки – понятия, определения. Но пройти этот путь каждый может и должен самостоятельно, внутри своего сознания.

В более широком смысле понимание – это и есть последовательное создание и развитие самосознания – главная цель и единственно важный результат жизни человека. Собственно говоря, данная книга для этого и предназначена, её цель – указать общее направление движения и определить ключевые понятия на пути самопознания.

Понимание – это положительный результат процесса развития нашего самосознания. Непонимание – отрицательный результат этих же самых действий. Чтобы точнее определить смысл и последствия понимания, разберём причины невозможности понять что-либо.

Непонимание – это неспособность или невозможность встроить полученную новую информацию в личную систему убеждений. Неспособность и невозможность понять что-либо определяются индивидуальными характеристиками самосознания каждого человека. Где способность – это практический навык логичных рассуждений, а возможность – особенность текущего состояния самосознания – действующий набор убеждений.

Чем выше навык критического, обоснованного, последовательного, связанного мышления и шире набор устойчивых, максимально взаимосвязанных убеждений, тем больше мы понимаем. И наоборот.

Понимание, в определённом смысле – это обоснование, подтверждение правильности наших представлений о мире предыдущим жизненным опытом. Понять – значит сделать представление о чём-либо своей правдой – личной истиной.

Человек может познать истину строго определённым способом. Этот способ великие мыслители описывают по-разному, но все сходятся во мнении, что первоначальный источник новых представлений – интуитивное прозрение. Затем следует этап логического обоснования. И в идеале завершается процесс познания экспериментальным подтверждением.

Нетрудно определить, что слабое звено в этой последовательности действий – логическое обоснование интуитивного откровения. Фаза, когда догадка превращается в понятную, обоснованную идею, а затем в стройную теорию.

Зерно, для того чтобы прорасти, должно упасть в плодородную почву. Точно также интуитивная догадка, перед тем, как стать убеждением, должна быть усвоена подготовленным самосознанием.

Подготовка в данном случае подразумевает возможность самосознания связать полученную новую информацию с действующими, подтверждающими её убеждениями. Если принятое откровение конфликтует с устойчивыми убеждениями человека, оно с облегчением отвергается как неправильное, как бред самосознания. Если большая часть важных убеждений подтверждает интуитивное прозрение, то происходит корректировка системы миропонимания.

Миропонимание в общепринятом смысле – весь комплекс представлений человека о мире в целом, без исключений и изъятий, даже если они противоречат друг другу.

Убеждения – система управления принятием решений – фильтр, через который мы рассматриваем мир, именно они управляют фокусировкой нашего внимания. Наша воля управляется нашей субъективной правдой.

Правда – это индивидуальный, субъективный, уникальный образ тотальной истины конкретного человека – наша индивидуальная реальность разной степени приближения к оригиналу в зависимости от уровня внутренней противоречивости. Как правило, чем больше взаимосвязанных непротиворечивых убеждений составляют образ истины, тем более он достоверен.

В общем случае миропонимание формируется следующим образом.

Непредсказуемые интуитивные озарения выхватывают из единой и неделимой Истины отдельные её фрагменты. Затем им даются определения, и с помощью последовательных, логичных рассуждений и предположений они объединяются в сравнительно непротиворечивые мировоззренческие концепции.

Индивидуальные образы реальности в зависимости от навыков, возможностей и приложенных усилий их создателей могут быть правильными и неправильными. Критерий правильности или неправильности только один – отсутствие или наличие конфликтов с объективной реальностью. И, как следствие, принятие или непринятие окружающей действительности.

Миропонимание человека обычно состоит из множества не всегда взаимосвязанных, иногда внутренне противоречивых убеждений, которые, кроме того, ещё и частично противоречат друг другу. Недопонимание – причина появления противоречивых убеждений – заблуждений.

Далее рассмотрим условия, принципы и способы формирования непротиворечивого миропонимания.

Концепция непротиворечивого миропонимания “сверху вниз” противоположна противоречивому пониманию мира “снизу вверх”.

  1. Правильное миропонимание – от общего к частному, когда любой факт рассматривается через призму универсального и непротиворечивого принципа, подтверждающего его очевидность. Этот способ познания позволяет естественным образом фильтровать, объяснять и встраивать новые представления о реальности в действующую картину мира.
  2. Неправильное миропонимание – от частного к общему, когда наблюдаемому факту необходимо придумать отдельное, произвольное обоснование, объясняющее его существование. Подобный способ познания практически неизбежно ведёт к формированию избыточной фрагментированной, противоречивой картины мира.

Происходит это по очень простой причине. Бесконечное количество отдельных наблюдаемых фрагментов окружающей действительности требуют создания множества объяснений – теорий. Рано или поздно придуманные нами невзаимосвязанные между собой объяснения начинают конфликтовать и частично опровергать друг друга. В результате “наш мир” – индивидуальный образ реальности рушится на наших глазах.

Для того чтобы создать понятную, правильную, а значит, непротиворечивую картину мира, необходимо соблюдать ряд правил. Перечислим их.

Общие принципы создания непротиворечивого образа реальности.

  1. Применяемая базовая догма одна – принципиальная непротиворечивость любых представлений о мире.
  2. Метод формирования правильной точки восприятия реальности один – осознание себя через отказ от искусственных запретов самоидентификации.
  3. Инструмент реализации один – понимание. Ни знания, ни вера нам в этом не помогут. Вернее, отдельные фрагменты чужих знаний и веры можно использовать, но только если мы сможем их понять.

Практическая реализация понимания – непротиворечивого познания мира.

  1. Рассматриваем устройство мира, выйдя за его пределы, “сверху вниз”. Мы больше мира, поэтому для нас нет непостижимых тайн и запретов его познания.
  2. Проецируем базовый постулат – непротиворечивость мира на любой исследуемый объект, на любую проблему.
  3. Выясняем характеристики, подбираем определения, ищем решения, устраняя любые обнаруженные конфликты с общими принципами непротиворечивого миропонимания.
  4. Сравниваем полученные результаты с действующими убеждениями.
  5. В случае конфликта корректируем либо полученный результат познания, либо свои убеждения, устраняя противоречия.
  6. Взаимосвязанные убеждения должны подтверждать истинность друг друга.

Так работает метод последовательного приближения к истине.

Вроде бы всё просто, но выполнение каждого из перечисленных условий и действий требует внутренней дисциплины и достаточно больших усилий. Особенно в начале пути, потом будет легче с каждым шагом. Раньше или позже лестница в небо превратится в эскалатор.

“Ползите там, где вы не можете идти. Идите там, где вы не можете бежать. Бегите там, где вы не можете лететь. Летите там, где вы не можете заставить вселенную у вас внутри остановиться” – Михаил Наими, “Книга Мирдада”. Чтобы взлететь, сначала придётся научиться ползать. И всё будет хорошо.

При этом важно учитывать, что непротиворечивое миропонимание может быть многовариантным, где все возможные версии, созданные разными людьми, частично совпадая, не конфликтуют, а подтверждают и дополнят друг друга. В этом смысле “непротиворечивая картина мира”, как система миропонимания, – это метафилософия – комплекс всех возможных, взаимосвязанных, правильных философий.

Для человека естественно стремление создать целостную и взаимосвязанную картину мира. Чем меньше в действующей картине мира внутренних противоречий, и чем больше созданная нами субъективная индивидуальная реальность соответствует окружающей объективной реальности, тем комфортнее и дольше мы живём.

 Иными словами, степень понимания происходящего, мудрость, осознанность – главная характеристика, определяющая качество и продолжительность нашей земной жизни, и, что гораздо важнее – её результат. Как это всё работает, мы подробно разберём в следующих главах.

А пока сделаем важный промежуточный вывод.

Понять – значит определить зависимость наблюдаемых последствий от причины их возникновения – встроить отдельный, частный факт в общую, непротиворечивую картину мира. Процесс понимания – это формирование устойчивых и логически обоснованных причинно-следственных связей между исследуемым объектом и действующим образом реальности. Или другими словами, понимание – выявление, как говорил И. Кант: “…связи общего с частным”. Его начальная стадия – постижение и принятие причин всего – закономерностей, управляющих мирозданием.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий