Познаете истину, и истина сделает вас свободными
Евангелие от Иоанна (8:32)
Истина и правда
(Непротиворечивая картина мира)
Что такое истина? Насколько она познаваема и универсальна для всех? Как формируется наша личная правда и чем она отличается от истины? Почему субъективную правду невозможно передать без искажений другому человеку? Как понимание истины одним, становится верой других? Каким образом мы можем приблизиться к пониманию истины? И зачем нам это нужно? Эти и некоторые другие вопросы мы рассмотрим здесь.
Для начала определимся с тем, что такое «истина» и «правда», с общепринятой точки зрения. А затем рассмотрим эти понятия в рамках непротиворечивой картины мира. Сразу оговоримся, что под «истиной» мы будем понимать то, что философия и религия определяют как абсолютную истину. Сделаем это для того, чтобы максимально развести близкие по смыслу понятия: правду и истину. Словари философских терминов дают следующие определения:
Правда – правильное, адекватное отображение предметов и явлений реальности познающим субъектом.
Истина абсолютная – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.
Истина и правда – понятия, используемые для характеристики наших убеждений.
С точки зрения религии:
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Истине соприсутствует Дух Святой. Он – Дух Истины».
Отсюда можно сделать следующие выводы:
Правда – это образ мира, сформированный нашими убеждениями как результат пережитого и осмысленного нами жизненного опыта. Субъективная правда каждого отдельного человека, в силу разнообразия убеждений и способов их формирования.
Истина – это представления о мире извне, с точки зрения его Создателя, Духа как угодно. Истина объективна по отношению к миру, подразумевает целостный, всеобъемлющий взгляд на него.
Если истина и правда – понятия, характеризующие наши убеждения, то придётся признать, что они могут быть субъективными и объективными. Так же, как и картина мира, ими сформированная. Точка зрения на мир определяет то, каким мы его видим. С точки зрения нашего физического, телесного я, мы видим мир фрагментированным и противоречивым. Если нам удастся посмотреть на мир с точки зрения Духа, Создателя, мы сможем увидеть истинную, неискажённую картину мира.
Как это сделать? И какой результат мы при этом получим? На эти и другие вопросы мы попробуем получить ответ, взглянув на наш мир объективно, как бы извне. Через концепцию «непротиворечивой картины мира».
1. Истина
Непротиворечивая картина мира определяет истину, как целостный, объективный образ мира с точки зрения его Создателя. Истина – не плод размышлений, это основа существования мира и Бога. Существующие определения абсолютной истины характеризуют её как некую принципиально непознаваемую абстракцию. Вроде бы есть где-то такая замечательная штука, которая содержит в себе правильные ответы на все вопросы. Но мы не знаем, как туда попасть, а даже если попадём, всё равно ничего не поймём. Естественно в силу ограниченности нашего восприятия мира и соответственно в силу безграничности абсолютной истины. Давайте разберемся, так ли это на самом деле. Как можно решить проблему фрагментарного, мозаичного мировосприятия человека? И какую пользу мы от этого получим?
Для того, чтобы увидеть мир целиком, в истинном его виде, действительно надо быть его Создателем. С этим спорить бессмысленно. Мы такой цели ставить себе не будем. Пока не будем. Для начала упростим себе задачу. Попробуем увидеть мир пусть не целиком, но в истинном свете. Даже при условии, что мы видим только отдельные его фрагменты, важно, чтобы эти фрагменты были истинными, не противоречили друг другу. Ранее мы с вами говорили, что для этого нужно сделать. Поменять точку зрения. Начать смотреть на мир не «снизу вверх», а «сверху вниз». Представьте, что это мы его создали. А теперь лениво одним глазом рассматриваем, что мы там натворили. Этим нехитрым приёмом мы автоматически делаем мир и истину принципиально познаваемыми. Пусть мы по прежнему можем наблюдать отдельные фрагменты мироздания, главное, чтобы они не противоречили друг другу. Таким образом, мы в каждый момент времени можем, сосредоточив внимание, рассмотреть любой фрагмент истинной картины мира и понять его.
Для оценки «истинности» нашего понимания мира и точки зрения, необходимо ввести определённые критерии, по которым мы будем сравнивать полученные результаты. Эти критерии, по сути своей, законы создания и существования мира с точки зрения Творца. Перечислим их:
– Всё в мире хорошо и правильно;
– Мир целостен и всё в нём взаимосвязано;
– Отдельные элементы, факты, события не могут противоречить и конфликтовать друг с другом.
Если в наблюдаемом нами мире присутствуют все эти признаки, значит, наша точка зрения совпадает с точкой зрения Создателя. Наша картина мира стала непротиворечивой. А мы познали абсолютную истину. Ну, хорошо, отдельный её фрагмент. С чего-то надо начинать.
Для нас важно было понять, что мир и истина принципиально познаваемы. И мы это сделали. О том, что делать, если отдельные элементы мира или наши убеждения противоречат и конфликтуют между собой, мы поговорим позже. Это отдельная, очень большая тема. Важно, что истину можно понять и принять. Более того, эта методика универсальна, для всех и для всего. На её основе мы можем сформировать технику понимания всего происходящего с нами и с миром. Получим способность не субъективно, а объективно оценивать факты и события и принимать оптимальные решения. Принятие истины — очень полезная способность во всех отношениях. Например, существенно упрощает понимание мотивов и поступков других людей. Правда у каждого своя, что вызывает конфликты, противоречия между людьми, а истина одна на всех. По мере приближения к истине мы будем лучше понимать себя, других людей, всё происходящее в мире.
2. Правда
По определению, правда – это убеждённость в правильности существующей картины мира отдельного субъекта, личности. Попробуем разобраться, откуда возникает уверенность в правильности наших убеждений. Выясним происхождение нашей личной правды. И как так получается, что количество правд на земле совпадает с количеством людей её населяющих. Причём каждый уверен, что его правда самая правдивая, то есть ближе всего к абсолютной истине. Смешно? Думаю, не очень. Все недоразумения, противоречия, конфликты, войны порождены отдельностью и несовместимостью правд отдельных людей или народов. Но и это ещё не всё. Такие же противоречия возникают между отдельными убеждениями человека, разрушая его картину мира, делая её противоречивой. В силу того, что каждое индивидуальное убеждение – маленькая, отдельная правда, не всегда совместимая с другими убеждениями. Процесс формирования убеждений мы здесь рассматривать не будем, это отдельна тема.
Почему так важна уверенность в правильности наших представлений о мире? Этот вопрос является ключевым для понимания происхождения нашей правды. Мы с вами уже говорили о том, что наша картина мира, как мозаика, состоит из отдельных логически взаимосвязанных элементов, наших убеждений. Для того, чтобы не потерять ориентацию и дееспособность в сложном, фрагментированном, с нашей точки зрения мире, мы вынуждены каждый из элементов считать правильным – правдой. Так же, как и логические связи между отдельными убеждениями, иначе картина нашего мира распадётся на части и исчезнет. Каждый из нас субъективно формирует убеждения, устанавливает логические связи между ними и определяет их правильность. Так возникает наша индивидуальная правда. Правда маленького человека по отношению к большому непознаваемому миру. Понятно, что в этом случае она очень незначительно совпадает с реальной, объективной картиной мира.
Такие отдельные «правды» не могут полностью совпадать друг с другом. И попытка спроецировать правду одной личности на правду другой вызовет её отторжение. Проблема в том, что мы видим мир с разных точек зрения. У каждого свой мир и своя, правда. При попытке вербально передать свою правду другому человеку, она будет вызывать конфликт с его убеждениями. С его картиной мира.
3. Правда, приближаясь к истине, порождает веру
Единственный способ принять чужую правду как свою, поверить в её истинность. Мы здесь не будем рассматривать бытовые варианты принятия чего-либо на веру. То есть когда кто-то, что называется, «уболтал» кого-то. Схема и причины принятия чужой правды некритически, как своей веры, всегда одни и те же – это попытка сохранения своей картины мира от фрагментации и разрушения. Причём принятие на веру чужой правды происходит только в случае, если принимающий не может или не хочет проверить истинность этой правды.
Рассмотрим ситуацию, когда некто, передающий правду, приблизился к пониманию истины и пытается передать своё понимание другим. Схема общая, она изложена выше. Разница только в том, что принимающий истину как свою веру пока не может проверить её правильность, но очень хочет сделать её своей правдой. Например, для того чтобы уменьшить уровень внутренних противоречий или расширить свои представления о мире, сделать их более цельными. Повторюсь, как способ на некоторое время получить расширенное представление о мире, решить какие-то текущие проблемы, связанные с противоречивостью личных убеждений, это решение – неплохое.
Принятие на веру чужой правды и истины не решает проблемы противоречивого мировоззрения. Вера, безусловно, даёт облегчение, сглаживает внутренние и внешние конфликты. Проблема в том, что это способ отодвинуть проблемы на время. Вера требует постоянной подпитки чужой, «искусственной» для нас «правдой». Причём чужие убеждения, принятые на веру постепенно, вытесняют ранее сформированные. Между ними возникают как бы «логические» связи для удержания целостности мира. По мере накопления убеждений сформированных верой, мы всё больше погружаемся в мир, скажем так, отличающийся от реального. Безусловно, для некоторых это решение является спасением от реальности, которую они не понимают и не принимают. Но, на всё наша воля.
Вера иногда полезна, иногда крайне необходима, но ею нельзя полностью замещать объективную картину мира. Последствия могут быть крайне неприятными, от полного ухода от существующего мира, до глубокого разочарования в источнике веры, что тоже не правильно. Как этого избежать? Не просто, но вполне возможно. Надо самим стремиться к пониманию истины. О том, как это сделать, мы и поговорим дальше.
4. От правды к истине
Стремление к истине. Звучит красиво. И непонятно. Отвлечённая от реальной жизни недостижимая абстракция? Или вполне реализуемая цель, даже попытки достигнуть которую, изменят нас и наш мир. Предлагаю в этой части рассмотреть приёмы и техники понимания вроде бы недостижимой истины. Заодно поговорим о практической пользе, которую мы можем получить, двигаясь от правды к истине.
Мы с вами ранее уже рассматривали два основных способа понимания. Напомню.
Первый это спонтанное неконтролируемое озарение. Результат освобождения от слишком большого количества противоречивых убеждений. Сопровождается, как правило, мощным всплеском эмоций. Сравнимо с внезапным прозрением слепого. Мгновенное изменение точки зрения и как следствие появление новой непротиворечивой картины мира. Вызвано оно, как правило, сочетанием непринятия существующей противоречивой реальности и яростным желанием преодолеть своё непонимание. Способ – неуправляемый, крайне эффективный и очень опасный. Может открыть глаза, а может закрыть их навсегда. Если коротко, в этом случае наша воля становится на миг волей Бога. В наш мир приходит Истина, и противоречия исчезают. Человек, переживший это, меняется сразу и навсегда. Детально описывать нет смысла. Это путь строго индивидуальный и неповторимый. Случилось? Живы? Поздравляю.
Гораздо более интересен в плане практического применения и достигаемого результата способ последовательного приближения к истине. Он доступен для всех, абсолютно безопасен, легко контролируется, позволяет почувствовать изменения себя и мира почти сразу. Суть этого метода в том, что, сохраняя привычную нам фрагментированную картину мира, мы последовательно заменяем противоречивые убеждения на непротиворечивые. Для этого, как существующие убеждения, так и вновь формируемые, проверяем на «истинность» прежде, чем принять их, как свою правду. Делается это путём сравнения наших убеждений с критериями истины, которые мы определили выше. Проверяем каждое наше утверждение на соответствие. Своего рода обратная проекция, сравниваем видимый нами мир с идеальными «истинными» представлениями о нём.
Чтобы было понятней, разберём на примере. Допустим, нам необходимо принять какое-то решение. Как это обычно происходит? Для того, что бы сделать шаг вперёд, нам обязательно нужно оглянуться. Сравнить с той дорогой, которую мы уже прошли, уточнить направление. Парадокс в том, что картина нашего мира всегда у нас за спиной. Она же пройденная нами дорога, в основе которой лежат сформированные нами в пути убеждения. Каждый шаг вперёд мы сверяем с нашей правдой, существующей на данный момент. Именно она определяет направление движения. Причём, эта коррекция движения происходит автоматически на уровне нашего подсознания. Мы об этом даже не задумываемся. Проблемы начинаются, когда наша правда не соответствует, противоречит предполагаемому следующему шагу. Возникает противоречие между прошлой и будущей картиной нашего мира. Мы сейчас говорим не о страхе неправильного выбора, а о том, как этот выбор сделать правильным. Как нашу правду в данном конкретном случае заместить истиной?
Существует два способа. Первый из них требует тщательного анализа и корректировки убеждений, второй – навык использования «компаса», «нравственного закона внутри нас». Рассмотрим их по порядку:
– Проверка формируемых убеждений, связанных с принятием конкретного решения на соответствие истине и непротиворечивости мира. Они обозначены выше. Если соответствуют, смело вперёд. Назначаем новое убеждение «правдой» ищем в прежней картине мира противоречащие элементы, проверяем точно так же и, в случае несоответствия, отказываемся от них. С каждым следующим шагом наша правда всё больше становится Истиной, а картина мира всё менее противоречивой.
– Второй способ мы уже рассматривали, когда говорили о смысле жизни. Напомню. Перед тем, как принять какое-либо решение, представьте себе, что вы его уже приняли и реализовали. Результат как бы получен. Прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, если представляемый вами результат вызывает душевный подъём, удовлетворение, спокойную радость, ваше решение – правильное. С точки зрения Духа, конечно. Он знает ответы на все вопросы. Проблема в том, чтобы правильно вопрос сформулировать, а затем понять ответ. Этот метод можно посоветовать как дополнительный, проверочный. Связанно это с тем, что способность чувствовать «нравственный закон» у всех развита по-разному. Пользоваться ею необходимо с осторожностью, так как наши желания, страхи, эмоции создают существенные помехи, искажения при оценке предлагаемого решения.
Приближая нашу правду к Истине, мы своей волей меняем нашу жизнь и окружающий нас мир. Если мы научимся контролировать создание своих убеждений, мы сможем осознанно влиять на мир, делая его всё более непротиворечивым, цельным и Истинным. Приближая его к миру Создателя, мы сами идём к Богу. И возможно когда-нибудь кто-то из нас скажет: «Я есть Истина».