В тот день узнаете вы,
что Я в Отце Моем,
и вы во Мне, и Я в вас.
Евангелие от Иоанна (14:20)
Иллюзия иерархий
Для того чтобы понять, кто мы есть, а значит, узнать свою роль и место в структуре мироздания, нам, прежде всего, необходимо разобраться с основами мироустройства. Для этого придётся уточнить общие представления о том, что такое порядок и хаос, управление и подчинение, разделённость и единство, иерархичность и равенство.
Дело в том, что все существующие понятия и определения сформированы в рамках фрагментированного мировосприятия, свойственного человеку. Поэтому, как только при анализе происходящего с нами и вокруг нас мы натыкаемся на непреодолимые противоречия, приходится отключать критическое мышление. Допуская тем самым, возможность одновременного и бесконфликтного существования несовместимых друг с другом наблюдаемых фактов. Происходит это по очень простой причине – важность целостности образа реальности всегда выше глубины её понимания.
Подобный, естественный для нас способ восприятия окружающей действительности является причиной появления иллюзий и заблуждений. В том числе и ложных представлений об иерархичности мироустройства в целом, а также о разделённости человека и окружающей действительности в частности.
Отделение себя от Источника появления всего сущего стало основной причиной всех наших заблуждений. Предлагаю разобраться, как это произошло, но сначала рассмотрим общепринятые представления о том, что такое иерархия.
Академические словари утверждают, что ИЕРАРХИЯ (от греческого Ιερός – священный, ‘αρχή – власть, господство) – это принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинённый по отношению к вышележащим.
В иерархически построенной системе имеет место как структурное, так и функциональное разделение, то есть каждый уровень специализируется на выполнении определённого круга задач, причём на более высоких уровнях осуществляются преимущественно функции согласования, интеграции.
В философской традиции иерархия рассматривается как одна из координат в системе координат, описывающих духовный и социальный порядок. Другой координатой в этой системе является свобода. Иерархия, совершенно подавившая свободу, становится хрупкой и рушится. Свобода, разрушившая иерархию, разрушает саму себя.
Противоположностью иерархий является равенство, а значит невозможность разделения единой системы по критерию большей или меньшей значимости. О том, что это значит, мы поговорим чуть позже. А пока подведём итоги.
Вывод. Иерархия как идея – это разделение элементов в единой системе в соответствии с важностью исполняемых функций. Причём сам процесс формирования представлений об иерархии любой структуры всегда индивидуален, потому что в его основе лежат субъективные оценочные критерии степени их значимости.
С точки зрения философии, иерархия олицетворяет собой управляемый порядок, а свобода – неуправляемый хаос. Попытка объяснить закономерность одновременного существования порядка и хаоса привела к появлению диалектики – идеи единства и борьбы противоположностей, как обоснование естественности, правильности и даже необходимости противоречий.
Напомню, если мы наблюдаем конфликт внутри единой системы, не понимаем причины его появления и одновременно её устойчивого существования, значит, – так велела диалектика. Или другими словами – неисповедимы пути Господни. И первое, и второе утверждение – результат веры в присутствие непостижимых высших сил, компенсирующей наше непонимание происходящего.
Иллюзия хаоса порождает потребность упорядочить свои представления об окружающей действительности в виде логически понятных иерархических схем. Придуманное нами функциональное разделение единого мира на управляющих и подчиняющихся, высшее и низшее позволяет создать и удерживать от разрушения целостный образ реальности.
Далее разберём, каким образом мы формируем и проецируем свои внутренние, противоречивые убеждения на окружающий мир, и тем самым создаём иллюзию иерархического мироустройства.
1. Иерархия человека и общества
Человек – функция Бога, основное предназначение которой – сотворение реальности. Поэтому ограничение его воли внешними факторами противоестественно и недопустимо. Каждый из нас изначально абсолютно свободен в принятии решений, но мы живём в окружении себе подобных – в обществе, где проявление воли одного человека очень часто вступает в противоречие с интересами других людей. Так формируется конфликт волеизъявлений, препятствующий взаимопониманию и взаимодействию.
Для его устранения необходимо выработать механизм согласования принятых решений. В противном случае мы просто не сможем сосуществовать рядом друг с другом и в виде сложных социальных структур, и даже семью будет создать невозможно.
Есть только один способ ограничения воли человека без нарушения законов мироустройства – его добровольное согласие на установление внутренних запретов. Осознание личной свободы должно компенсироваться принятием необходимости уважать проявления чужой воли. Это своего рода техника безопасности взаимоотношений разных индивидуальностей, предохраняющая их от взаимного уничтожения.
Чем больше сообщество людей, тем сложнее учитывать интересы друг друга и вырабатывать правила, с которыми все будут согласны. Даже в отдельной семье очень непросто принимать совместные решения по разным поводам. Процесс согласования интересов занимает много времени и требует большого терпения.
В крупных социальных структурах, где физически невозможно постоянно корректировать общие цели, задачи и ограничения, эту функцию приходится делегировать особо уважаемым людям, мнение которых большинство готово принять. Создавая таким образом управляющие надстройки, способные вырабатывать обязательные для всех остальных решения.
Так происходит функциональное разделение общества на управляющую, согласовывающую прослойку и остальную часть – исполняющую, подчиняющуюся. “Высшую” – власть и “низшую” – народ.
В небольших объединениях людей, таких как семья или племя, власть, как правило, персонифицирована с конкретной личностью, которая осуществляет все необходимые руководящие действия. Если численность сообщества очень велика, то задачи власти приходится делегировать подструктурам: принятия решений, контроля исполнения, убеждения, подавления и так далее. Функция расслаивается на подфункции.
Но и это ещё не окончательное внутреннее разделение единой системы. Потому что все остальные – подвластный народ, тоже естественным образом начинает выполнять различные функции в рамках единого общества в зависимости от разнообразия потребностей всех его членов.
Как происходит функциональное разделение общества, мы разобрались. Осталось понять, причём здесь иерархия – господство и превосходство одних над другими.
Для этого выделим два основных фактора, формирующих наше мнение о том, что значит высшее и низшее.
- Представление о неизбежном конфликте порядка и хаоса, закона и свободы.
- Восприятие мира, основанное на субъективной эмоциональной оценке всего, что мы видим вокруг, которая делит весь мир на простое и сложное, важное и неважное.
Далее рассмотрим причины их появления.
Жить в обществе, которое соблюдает общепринятые правила намного легче, чем в окружении людей, творящих ни чем не контролируемый произвол. Соблюдение установленных законов обеспечивает безопасное, комфортное и предсказуемое существование каждому члену общества. Нарушающие их изолируются и наказываются тем или иным способом.
Управляющая функция принимает на себя обязанность поддерживать порядок и не допускать конфликты, ограничивая личную свободу. Чтобы обеспечить реализацию этой задачи, она расходует ресурсы, поэтому вынуждена осуществлять перераспределение общественных благ.
Выполнение задачи контроля ресурсов и устранения хаоса межличностных отношений делает эту функцию предельно важной – “высшей”, от которой зависит жизнь и смерть каждого. Вроде бы всё логично и правильно, если забыть что внутреннее разделение общества – результат нашего добровольного выбора, и без него иерархии не существует.
Свободно принимая решение о своей роли в любом объединении людей, мы формируем представления о необходимых качествах для её выполнения, даём субъективную оценку их значимости, исходя из ложных представлений о своей отдельности и ограниченности доступных ресурсов.
Добровольное самоограничение свободы воли и восприятие себя и других через призму выполняемых функций создаёт главное заблуждение в нашей жизни, разделяя всё на важное и не важное, высшее и низшее, великое и ничтожное. Так появляется иллюзия конфликтов и противоречий, которых на самом деле не существует.
Для того чтобы вернуться из иллюзии в реальность, достаточно вспомнить о своем главном предназначении, ведь для его реализации требуются прямо противоположные качества и характеристики.
Напомню. Каждый из нас обладает ничем не ограниченной свободой воли, и в этом мы абсолютно равны. Кроме того, есть изначально присущее нам качество – нравственность, оно же внутреннее ощущение справедливости – совесть, которое является единственным непогрешимым критерием и универсальным регулятором взаимоотношений человека и мира.
Вывод. Иерархическое устройство общества – это оценочное суждение, сформированное иллюзией важности функции управления – власти. В основе этого мнения лежат ошибочные представления о себе, как об отдельном смертном теле, и о вторичности нравственности по отношению к законам, придуманными людьми.
Здесь необходимо отметить, что иерархия общества возможна, а функция власти крайне важна для его безопасного и комфортного существования, но ровно до тех пор, пока мы считаем себя отдельными сущностями, конкурирующими за ограниченные материальные ресурсы.
Одно заблуждение требует подтверждение другими. Отказываясь от любого из них, мы разрушаем систему представлений о противоречивой и непознаваемой окружающей действительности. Это первый и необходимый шаг к принятию непротиворечивой и понятной картины мира.
Теперь попробуем взглянуть на проблему шире и рассмотрим, возможно ли иерархическое мироустройство в принципе. Ведь в окружающей нас действительности мы видим вертикальные структуры, организованные по принципу: от простого к сложному, от низшего к высшему. Так ли это на самом деле?
2. Иерархия мироздания
На первый взгляд, окружающая нас природа тоже содержит в себе явные признаки иерархичного мироустройства.
Живые существа самоорганизуются в разнообразные объединения, где вожак принимает жизненно важные решения, что очень напоминает устройство человеческих сообществ. Мы видим примеры разделения функций управления и подчинения. Высшее и низшее.
Структура, форма и состояние материи обусловлены способом взаимодействия атомов и элементарных частиц. Звёзды определяют движение планет и обеспечивают возможность появления на них жизни. Микробы и вирусы диктуют всему живому время и способ смерти. Явное разграничение по значимости и зависимости.
Океан – целое, состоит из капель, капли – его часть, поэтому они всегда вторичны и не могут содержать в себе океан. Превосходство большего над меньшим, целого над частью.
Все перечисленные наблюдаемые факты подтверждают “очевидную” иерархию взаимоотношений и функций отдельных объектов материального мира.
Перед тем как согласиться с этим утверждением, зададим себе вопрос – кто или что определяет превосходство, важность и значимость одной части реальности по отношению к другой? Бог? Законы природы?
Правильный ответ – мы с вами. Точнее, каждый из нас. В меру своих заблуждений. Представление о сложной взаимоподчинённости одних элементов мироустройства другим – результат фрагментированного мировосприятия человека. Последствия нашей неспособности увидеть всё сразу – картину мира, как единое целое.
Как это ни странно, но если из всех вышеупомянутых примеров исключить внешнего наблюдателя, способного воспринимать и оценивать важность тех или иных форм взаимодействия, иерархия исчезнет без следа и последствий.
Все элементы мироздания, независимо от размера и выполняемых функций, подчинены универсальным и безусловным законам, обеспечивающим существование единой и неделимой Вселенной.
Мир представляет собой единое целое, поэтому отдельные его части всегда равноценны по отношению друг к другу. Иерархия мира исключительно функциональна – её смысл в специализации, в разделении по предназначению, по способу решения задач. Все функции взаимосвязаны и взаимозависимы, а оценка их значимости субъективна и не имеет отношения к объективной реальности.
Предлагаю в качестве иллюстрации к этим утверждениям рассмотреть природный объект, который является, наверное, самым ярким примером существования иллюзии иерархий – наше тело. У каждого из нас есть свои, сугубо индивидуальные представления о том, какие функции оно должно выполнять, и какие из них более важные, а какие менее.
Общая структура тела, количество и назначение органов у всех нас одинаковые. Но их субъективная значимость для каждого своя.
Художник не может представить себя слепым – трагедия.
Музыкант глухим – горе.
Спортсмен или работник физического труда, повредив любую конечность, не может выполнять то, что любит и умеет, то, что было смыслом его жизни.
Если та или иная часть тела функционирует нормально, мы даже не задумываемся об её существовании – она для нас не существует, её важность равна нулю. В случае болезни любого органа, он автоматически становится сверхважным и сверхценным, но только до окончательного выздоровления.
Вроде бы очевидно, что значение отдельных частей тела для обеспечения его существования разное. Потерю некоторых функций мы можем даже не заметить, утрата других может быть несовместима с жизнью. А что может быть для нас ценнее жизни и важнее смерти?
Да что угодно: Родина, любовь, семья, свобода, даже такая странная вещь, как чистая совесть. Каждый решает сам. У всех критерии оценки сравнительной значимости чего-либо свои.
Отсюда следует вывод. Субъективное восприятие иерархии устройства тела – результат наших личных переживаний и представлений о смысле жизни. Они, конечно, имеют значение, но существуют только в нашем воображении – это иллюзия созданная нами самими.
Теперь на примере того же тела разберёмся, существует ли объективная иерархия его функций, установленная законами природы или нашим Творцом. Задача сама по себе непростая. Непонятно кто в этой ситуации будет оценивать важность и превосходство одной функции тела над другой.
Попробуем рассмотреть тело, как сложную многоуровневую систему, основная цель существования которой – жизнь. Разберём её на составляющие и определим, какие из них более важные, а какие менее, и от них можно отказаться. Где находится центр управления, а где подчиненные ему органы и зависимые функции.
И что мы видим? Если тело человека рассматривать отдельно от души и отдельно от общества, то отказ от любой функции или органа неизбежно приведёт к окончанию его существования как единой структуры – к смерти. Убираем по очереди: мозг, сердце, лёгкие, скелет, кровь и происходит саморазрушение того, что осталось. Тело, как единая структура, способная автономно существовать длительное время, мгновенно исчезает.
Происходит это по причине равнозначимости и взаимозависимости каждой части и её функции по отношению друг к другу. Удаляя любой элемент из единой целостной структуры, мы её разрушаем.
Мы рассмотрели только один из уровней взаимного влияния различных функций, но на самом деле всё гораздо сложнее и ещё более взаимосвязано. От молекул ДНК, без них тело даже появиться не сможет, до электромагнитного и химического межклеточного взаимодействия, которое мы очень упрощённо считаем, собственно, жизнью.
Мы не в состоянии даже примерно себе представить всю совокупность процессов, происходящих в нашем теле, их предназначение и взаимное влияние. Нам приходится оперировать теми крайне ограниченными знаниями, которые человечество смогло накопить за последние несколько тысяч лет, придавая им избыточную важность.
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут ответить на следующие вопросы. Зачем жизнь приходит в этот мир? И по какой причине она его покидает? Откуда она появляется и куда исчезает? Поэтому приходится компенсировать отсутствие понимания заблуждениями и фантазиями.
Вывод. Иерархия мироздания – это бессмысленная и бесполезная попытка предельно упростить свои представления о реальности для того, чтобы хоть как-то в ней ориентироваться. Невозможно понять, как устроен мир, создавая искусственные иллюзии и ограничения.
Мир не может функционировать как иерархическая структура, и у этого утверждения есть причина – Творец.
3. Невозможность иерархии Создателя
Для того чтобы объяснить, почему иерархическое устройства мира принципиально невозможно, придётся разобраться с источником его происхождения. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы. Кто или что сотворило Вселенную? И с какой целью? Сначала перечислим основные действующие и противоречащие друг другу версии этого события.
- Мир создал Бог по своей воле из “ничего”. Зачем? Ответ очень простой и убедительный: “Неисповедимы пути Господни”.
- Большой взрыв, а потом, почему-то местами, – эволюция. Сначала неизвестно что, как рванёт, а затем, как начало всё это ни с того ни с сего из неживого в живое зачем-то превращаться.
- Квантовая физика пока не объясняет происхождение Вселенной, но уже начала подозревать, что не всё так просто. И наблюдатель самим фактом своего существования электромагнитную волну в частицу превращает, и каждый отдельный электрон, оказывается, одновременно находится в каждой точке мироздания, а значит и мы с вами. В общем – очевидный бред с позиции классической физики и диалектического материализма. Учёные и философы ещё не сдаются, но уже растерянно оглядываются в поисках Всевышнего.
Так бывает, когда вера не нуждается в обосновании, а результаты практических опытов и наблюдений физических процессов выходят за пределы их понимания. Мы уже отмечали, что попытка человека, обладающего фрагментированным мировосприятием, познать окружающую действительность снизу вверх всегда формирует противоречивое мировоззрение, которое в большой степени состоит из заблуждений.
Но самое интересное происходит, когда эти самые заблуждения начинают превращаться в незыблемые постулаты, не требующие доказательств. Неоспариваемые утверждения для религии – норма, лежащая в основании любой веры. Это можно понять и принять, потому что её цель – не познание мироздания, а спасение души от окончательного саморазрушения. А вот используемые в науке и философии безапелляционные допущения, назначенные законами природы, вызывают глубокое сочувствие к их создателям.
Одним из самых ярких примеров шалостей фрагментированного мировосприятия гениев является закон перехода количественных изменений в качественные. Не понимая сути качеств исследуемых объектов – молекул и привязав их к произвольно придуманным, нарисованным делениям на градуснике, символизирующим “количество тепла” или “количество холода”, объявить это наблюдение – законом природы? Как минимум – очень смелое утверждение.
Если это закон, значит, он должен быть универсальным и безусловным – работать везде и всегда. Его истинность можно легко перепроверить, а также предсказать последовательность и результат действия. Но, ни одному из этих условий он не соответствует. Как следствие, вместо понимания мироустройства мы имеем очередное заблуждение.
Ошибаться могут все, в том числе великие философы, когда в Бога они уже не верят, а квантовой физики, которая намекает на Его существование, ещё не придумали.
Но проблема даже не в том, что умозрительное предположение объявляется универсальным и всеобъемлющим законом, а в том, что человеку свойственно своё субъективное миропонимание считать объективной истиной и распространять его действие на всю окружающую действительность. Это очень серьёзная ошибка, существенно ограничивающая нашу способность познания.
Почему важно обратить внимание на подобные фантазии? Потому что невозможно устранить иллюзии и заблуждения, не разрушив их. Чтобы обосновать веру и выяснить, работают или нет законы природы, придуманные людьми, придётся выйти за пределы обыденного понимания. Непротиворечивая картина мира позволяет выявлять заблуждения и замещать их последовательным принятием Истины.
Выявили? Замещаем. Сформулируем основные принципы непротиворечивого мироустройства в контексте рассматриваемой темы.
- Необходимо понимать, что из “ничего” невозможно создать что-то, независимо от того, сколько этого “ничего” будет при этом использоваться.
- Качества природных, материальных объектов естественно могут меняться, но только путём изменения качеств составляющих их элементов в процессе взаимодействия с источниками энергии сотворения.
- Если законы появления, существования и развития Вселенной универсальны и обязательны для любой её части, значит, существует причина всех протекающих в ней процессов – единый: Источник, Бог, Творец, Дух, Парабрахман и так далее в зависимости от наших личных предпочтений.
- Различные формы существования материи объясняются просто. Добровольное и сознательное самоограничение Бога породило многообразие Его проявлений и одновременно иллюзию разделённости в себе.
- Создатель содержит в себе всё сущее, каждая часть которого содержит в себе всего Создателя.
Вывод. Количество, числовые значения чего-либо – это изобретение человека, результат его ощущения отдельности себя от мира, части от общего – иллюзия, не имеющая ничего общего с реальностью Творца.
Физики считают, что Вселенная наполнена некой универсальной энергией, которая управляет всеми процессами в ней, и пытаются создать единую теорию поля. Верующие утверждают, что мир наполнен Святым Духом, который может быть Творцом, инструментом и материалом одновременно. А значит, у всего сущего есть общая основа.
Мир един, в нём существует разделение функций, но абсолютно невозможно превосходство в любой форме одной функции над другой. Под функцией подразумевается предназначение. Они не могут между собой конкурировать или иметь преимущества.
Часть единого содержит в себе все без исключения качества целого. Человек – одна из функций Бога. Тогда почему человек смертен, а Бог нет? Или мы чего-то не понимаем?
Для того чтобы выяснить, как такое возможно? Нам придётся внимательно рассмотреть качества, изначально присущие человеку, но сделать это с непривычной для нас точки зрения, исключающей появление противоречий и заблуждений. Чтобы узнать, кто мы есть на самом деле, необходимо взглянуть на человека с точки зрения Бога.