Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка,
апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом.
Святитель Василий Великий
Человек – функция Бога
Что есть – человек? С какой целью, и каким образом он появился в материальном мире? Какие качества и характеристики определяют наше место в структуре мироздания и способы взаимодействия с ним? Чём мы отличаемся от других существ? В чём причина этих отличий? Существует ли взаимосвязь между человеком и Богом?
На эти и некоторые другие вопросы мы сформулируем ответы, используя внешний, универсальный и объективный способ восприятия предмета исследования. Напомню, что непротиворечивая картина мира – это образ мироздания с точки зрения его Создателя.
Начнём с общепринятых представлений о том, что такое человек. Философские энциклопедии считают, что ЧЕЛОВЕК – главная тема философии, центральная проблема всех философских школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.
На этом можно было бы закончить вступление, сделав вывод, что никаких исчерпывающих определений и законченных формулировок, передающих суть человека, не существует. Что само по себе очень странно. Главный объект познания и самопознания не поддаётся идентификации в рамках всех ныне существующих мировоззренческих концепций.
Понимание источника проблемы позволяет найти её решение. Причина очень проста – неправильное мировосприятие. Невозможно познать мир снизу вверх. Маленькие и отдельные принципиально не способны увидеть, понять и принять огромное и взаимосвязанное. Это главное обстоятельство, порождающее все заблуждения.
Все представления о том, кем мы являемся, основаны на сравнении себя с другими предметами и существами материального мира. Но мы не от мира сего. “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему…” – Книга Бытия, (гл. 1, ст. 26). Поэтому любая попытка соотнести человека с любым объектом окружающей действительности некорректна и даже бессмысленна. Ограниченность восприятия реальности не позволяет её понять.
Для того чтобы ответить на вопрос: “Что есть человек?” – необходимо изменить свою субъективную – противоречивую точку зрения на объективную – непротиворечивую. Мир целостен и взаимосвязан, именно поэтому познаваем. Он маленький, а мы большие, если смотреть на него сверху вниз.
Способ решения задачи понятен, осталось его реализовать. Для этого нам необходимо всего-навсего поменять точку восприятия реальности. Это непросто и непривычно, но вполне возможно. Хотя и потребует, особенно первое время, приложения некоторых усилий, уровень которых зависит от количества накопленных нами заблуждений.
Последовательность движения к непротиворечивому мировосприятию мы уже разобрали в предыдущих текстах. Напомню только, что этот путь сугубо индивидуален и неповторим, у каждого свой, так же как и степень приближения к Истине.
Существует ещё одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Главный парадокс самопознания заключается в том, что увидеть и понять себя можно, только наблюдая своё отражение. Это касается и Бога, и человека.
Очень точно эту идею сформулировал Нисаргадатта Махарадж: “Как вы не можете видеть своё лицо, а только его отражение в зеркале, так вы можете познать только образ себя, отражённый в незапятнанном зеркале чистого сознания”.
Почему нельзя увидеть себя настоящего в зеркале окружающей действительности, и почему для этого необходимо использовать сознание, да ещё и обязательно чистое, мы поговорим чуть позже. Это отдельная, большая и сложная тема.
В этой главе мы с помощью непротиворечивой картины мира создадим несколько упрощённый, предварительный образ человека, с точки зрения Источника сотворения мира, для того, чтобы затем, при личном знакомстве, было с чем сравнивать. Начнём с общих представлений о том – кто мы есть.
1. Устройство и структура человека
Человек – это проекция ничем не ограниченного во всех возможных смыслах Творца в ограниченный временем и пространством материальный мир.
Всё сущее в нём создано путём добровольного самоограничения энергий Духа. Данный способ появления физической реальности определяет её структуру и способ существования. Человек, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью физической реальности, но обладает дополнительными характеристиками, отличающими его от любого другого объекта этого мира. Мы их подробно рассмотрим чуть позже, а пока разберёмся в происхождении и назначении этих особенностей.
Дело в том, что человек не только объект, но и субъект мироздания. Он – материальное воплощение Творца, творческое начало, наделенное абсолютной свободой воли, но разделённое в себе, ограниченное временем и пространством воздействия на окружающую действительность. Другими словами, человек – это форма и способ взаимодействия нефизического создающего и физического создаваемого.
Все качества и характеристики человека определены его предназначением. Это очень важная, сложная и практически неисчерпаемая тема, которую мы частично рассмотрим в отдельной книге.
В этом разделе, разберём общую структуру человека и некоторые особенности различных компонентов, составляющих его сущность. У каждого из них свои функции и решаемые задачи.
Человек – это Дух, душа и тело. Именно в таком порядке нас воспринимает Бог. Наше представление о себе имеет зеркальную картину. Мы считаем себя телом, догадываемся о существовании души и понятия не имеем о том, что такое Дух.
Если данную последовательность предельно упростить для облегчения понимания, то с точки зрения Источника, она будет выглядеть, как цепочка проекций энергии сотворения на промежуточные экраны, ограничивающие её силу и зону влияния. Или как способ создания материи путём уменьшения потенциала изменений нефизической энергии.
Это сложно себе представить, потому что малая часть единого не может увидеть, оценить и познать целое. Мы привыкли жить в пределах, определяемых временем и пространством, в иллюзии своей ограниченности и отдельности от остальной Вселенной.
Поэтому сосредоточим своё внимание на том, что можно попробовать объяснить и понять. Будем двигаться от простого к более сложному, разбивая непредставимые, универсальные концепции на отдельные фрагменты, увидеть, понять и принять которые мы способны. При этом не так важна степень глубины и правильности восприятия новых идей, как последовательное уменьшение количества наших заблуждений.
Если существующее мировоззрение не позволяет нам согласиться с предлагаемой картиной мира, нестрашно. Просто запоминаем полученную информацию с пометкой, что в некой новой реальности, она теоретически может быть истиной. По мере накопления правильных образов возможной действительности, они автоматически переформатируют наши убеждения.
Наше сознание очень пластично, так как критерии оценки принимаемой правды придуманы и формируются нашим окружением. Единственным абсолютным мерилом истины является категорический императив Канта – внутреннее ощущение правильности. Эта характеристика не имеет отношения к физическому воплощению человека и общества, как его производного. Нравственность – это свойство творческой энергии, Блага. И принадлежит таким её проявлениям, как Справедливость, Любовь и Благодарность.
Выбрав внешнюю и объективную точку зрения – непротиворечивую картину мира, и критерий оценки правильности сделанных выводов – нравственность, рассмотрим общую структуру человека и основные принципы взаимодействия Духа, души, тела.
- Дух – это первичная, предельно позитивная, исключительно созидательная энергия и одновременно исходный материал для сотворения всего сущего. Ему невозможно дать исчерпывающие определения с точки зрения, ограниченной пространством и временем.
Очень упрощённо Дух можно считать телом Бога, его определяющим качеством, или изначальной нефизической энергией – источником происхождения материального мира. Любая формулировка будет неточной. Важно понять, что Дух – причина всего. Его распространение и могущество не имеет пределов. Он ограничен единственным фактором – Благом, сотворением, как направлением действия.
Именно поэтому в своём естественном виде он несовместим с нашей реальностью, в которой существование всего ограниченно пространством и временем, а волеизъявление человека абсолютно свободно. В контексте рассматриваемой темы этих признаков пока будет достаточно.
- Душа – это индивидуализированная, промежуточная форма Духа, его производная, проекция, способная взаимодействовать как с материальным, так и с нематериальным мирами. Она энергетически зависима от Источника своего происхождения, но обладает, в отличие от него, возможностью ничем не ограниченного выбора.
Душа – это посредник, который способен произвольно манипулировать доступными ей энергиями созидания в пределах пространства и времени своего существования в физическом теле. Безусловная свобода души подразумевает возможность искажения энергии Блага, и даже противодействия ему. Вплоть до разрушения индивидуальной реальности отдельной личности.
Ограничения, налагаемые на душу, необходимы для предотвращения или ослабления конфликта разнонаправленных и даже несовместимых друг с другом сил. Это один из способов самосохранения материального мира в процессе его сотворения.
Время существования души ограниченно исключительно правильностью принимаемых решений. Это не наказание, а тем более не возмездие Источника всего сущего для одной из своих функций. Пока она работает, а значит, способна обмениваться родственными энергиями и собранной информацией, в её существовании есть смысл.
Если душа накапливает в себе избыток хаоса и саморазрушения, она естественным образом теряет способность любым образом взаимодействовать с Духом. Причина появления души исчезает, вместе с создавшими её энергиями, и она, полностью осознавая, что натворила, медленно угасает. Некоторые называют это состояние адом.
Душа может существовать в разных мирах, но для обеспечения возможности её активного взаимодействия с физической реальностью необходимо тело.
- Тело – это посредник между душой и материальным миром. Инструмент души и производная функция Духа. Иными словами, тело – это “полуавтономный скафандр”, созданный Духом для того, чтобы душа могла воспринимать физическую реальность и влиять на неё.
Тело – это такой же объект материального мира, как и любые другие сущности, населяющие его. Без души тело человека человеком не является. По способу взаимодействия с окружающей действительностью тело без души – это животное, способное исключительно на рефлексивную реакцию и удовлетворение своих базовых потребностей. Им руководят инстинкты самосохранения и воспроизводства. Не более того.
Промежуточный вывод. У каждой из представленных составляющих человека свой функционал, задачи и способ взаимодействия как внутри единого целого, так и с внешним миром. При нарушении взаимосвязи между ними, человек как личность и единая структура перестаёт существовать.
Очень упрощённо взаимозависимость Духа, души и тела можно представить себе следующим образом.
- Дух – это причина появления и исходный материал для создания души и тела, а также неисчерпаемый источник энергии, поддерживающий непрерывность их существования. Если представить себе, что Дух, по каким-то причинам, прекратит проецировать себя в наш мир, то всё в нём сразу исчезнет. В том числе и мы с вами.
- Душа – это воплощение свободы волеизъявления, не имеющая запретов управляющая функция, ограниченная в целях безопасности остального мира, пределами своей личности и индивидуальной реальности.
- Тело – это способ самопознания Духа и результат концентрации его внимания, для души – инструмент познания мира и взаимодействия с ним.
Вывод. Человека можно описать, как сложноустроенную энергоинформационную “матрёшку”, в которой, по мере понижения уровня энергий в направлении: Дух – душа – тело, растёт степень обособления себя от Источника всего сущего. Уменьшение возможностей компенсируется свободой самореализации.
Человек триедин. Исчезновение любой из составляющих или ослабление взаимодействия между ними неизбежно ведёт к прекращению его существования, как единого целого. Что и в какой последовательности при этом происходит, мы рассмотрим позже, когда будем говорить о том, что такое личность и что такое смерть.
С организацией человека разобрались, теперь рассмотрим основные характеристики его отдельных компонентов.
2. Качества человека
Характеристики человека – это сумма качеств Духа, души, тела и результат их взаимодействия. Универсальная энергия Духа, проходя через призму индивидуальной свободы воли души, формирует уникальные тело и личность. Поэтому все мы разные.
Как это не парадоксально, но неповторимость человека – это прямое следствие ограниченности его существования во времени и пространстве. При этом каждый из нас находится внутри персонального кокона – личной реальности, которая является фрагментом мироустройства.
Мы уже использовали сравнение с детским калейдоскопом, когда говорили о способах обеспечения разнообразия в условиях материального мира. Эта метафора позволяет наглядно представить, как в замкнутом пространстве, с помощью небольшого числа объектов, можно создавать бесчисленное множество образов наблюдаемой действительности.
Как и в случае с калейдоскопом, бесконечное многообразие личностей формируется сочетанием различных характеристик всего трёх составляющих: Духа, души и тела. Рассмотрим их основные качества, определяющие сущность человека.
- Качества Духа, проявленные в нас, мы ранее уже подробно рассматривали. Здесь просто перечислим их: справедливость, совесть, нравственность, созидание, счастье, любовь и благодарность. Любая, даже самая извращенная душа способна их воспринимать и взаимодействовать с ними, пока она существует в этом мире. Вне его, падшие души теряют связь с Благом.
В контексте рассматриваемой темы этих характеристик достаточно.
- Качества Души определены её предназначением – быть одновременно творцом и посредником.
2.1. Способность воспринимать и обрабатывать информацию, а затем принимать решения, реализуя своё главное качество – свободу волеизъявления.
2.2. Способность обмениваться энергией и информацией, как с материальным миром через тело, так и с нематериальным посредством Духа.
2.3. Способность прогнозировать будущее с помощью интуиции и логики, а также эмоциональных, иррациональных фантазий – иллюзий и заблуждений.
2.4. Способность приспосабливаться ко всему. Одно из очень важных качеств души – жить в любом мире, в том числе придуманном.
2.5. Способность к эмоциональному мировосприятию. С одной стороны, это качество позволяет опосредованно общаться с Создателем, с другой, только человек способен переживать – радоваться несуществующему будущему или боятся его.
- Качества тела определены его задачей – принять душу и обеспечить свою жизнедеятельность.
3.1. Главное качество тела – это его способность взаимодействовать с душой, вплоть до состояния полного слияния. В этом случае возможны две крайности, когда душа считает себя смертным телом, или когда тело полностью отключает рефлексию инстинктов, подчиняясь влиянию души.
3.2. Тело – смертно. Оно – временное вместилище для души. У смерти тела есть свой очень важный смысл.
3.3. Тело появляется в результате проекции энергий Духа через призму души на “экран физического мира”. Оно живёт, пока Дух и душа удерживают фокус внимания на своей материальной оболочке. Хотя связь между душой и её телом существует всегда, даже если от тела остался только его образ.
3.4. Тело может существовать отдельно от души в примитивном и экономичном “режиме ожидания”, как объект животного мира.
А как же мозг? – спросите вы. Он является важнейшей частью нашего тела и отвечает за мыслительную деятельность. Учёные утверждают, что именно им мы думаем и принимаем решения.
Дело в том, что это не совсем верное утверждение. Кто, как и чем думает это отдельная интересная и непростая тема. Мы её очень подробно рассмотрим в следующих главах, когда будем говорить о таких понятиях, как интуиция и личность.
А пока сформулируем промежуточный вывод. Мы перечислили только основные качества трёх составляющих человека, как единого целого. На самом деле их гораздо больше. Даже из этой ограниченной информации можно сделать заключение о том, что: Дух, душа и тело кардинально отличаются по своим функциям, характеристикам и степени взаимного влияния.
Они в определённых пределах могут существовать независимо друг от друга, но в соответствии с рассмотренными качествами изначально взаимосвязаны между собой по Источнику происхождения. Разделить их в рамках выдуманной иерархической структуры на важные и не важные невозможно. Особенно наглядно это будет видно, если мы внимательно рассмотрим уровень и способы взаимодействия Духа, души и тела.
3. Способы взаимодействия человека и Создателя
В окружающей нас Вселенной всё происходит в соответствии с законами мироустройства. Думаю, что с этим утверждением все согласны. Отрицать его как минимум странно.
В каждый момент времени и в каждой точке мироздания действуют одни и те же силы, которые подчиняются строго определённым правилам. Они универсальны, безусловны и обязательны для любых объектов, от микрочастиц до галактик.
Наука называет их законами природы, описывает их действие, количественные и качественные характеристики, пытается дать ответ на вопрос: “Как всё происходит?” Она использует для этого измерение параметров протекающих процессов и логические умозаключения. Это очень полезная деятельность, существенно облегчающая нашу жизнь во всех смыслах этого слова. Но у любых, даже самых совершенных научных методов есть существенный недостаток – самоограничение познания.
Наука даже не пытается отвечать на вопрос: “Почему?” Пока не будем углубляться в причины подобного подхода, они сложны и неоднозначны, просто отметим данный факт. Без этой констатации, мы не сможем понять, что для ответа на вопрос: “Почему?” – нам придётся выйти за пределы искусственных самоограничений мировосприятия. Непротиворечивая картина мира нам в этом поможет.
Вышли? Тогда ставим перед собой следующие вопросы.
- Кто или что придумывает, или формулирует законы природы – создаёт их?
- Почему они действуют везде и всегда?
- Какие вечные и абсолютно всемогущие силы реализуют их исполнение?
- Где их источник?
А теперь самое интересное. Человек ограничен формой и способом своего существования. Он конечен и по определению не может исчерпывающе ответить на вопросы о бесконечном Источнике всего. Но дело в том, что сама возможность задать их себе разрушает пределы и меняет точку восприятия реальности.
Это действие позволяет понять, что есть нечто, находящееся вне наших представлений о мире. Но мы его неотъемлемая часть и поэтому непрерывно взаимодействуем с ним. Для принятия этого факта нам совершенно не обязательно знать о нём всё. Достаточно осознания того, что у всего есть причина, а наблюдаемые нами противоречия – не более чем заблуждения.
Взаимосвязь создающего и создаваемого, а тем более Творца и человека обязательно должна существовать. Например, Псалтирь, (81:6) утверждает: “Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”.
Исходя из этих предпосылок, разберём особенности и последовательность взаимодействия Создателя и его творения – человека. Мы привыкли делить свою жизнь на три этапа: рождение, существование, смерть. Рассмотрим каждый из них.
- Сотворение человека. Дух, фокусируя внимание, создаёт душу – свою индивидуализированную проекцию, способную обмениваться энергией и информацией как с физическим, так и с нефизическим мирами.
Душа определяет цели и задачи своего существования, выбирает форму, место и время появления в физической реальности. Наполняет будущее тело волей к жизни, инициируя развитие плода и рождение человека.
С точки зрения Творца происходит его материализация, как абсолютно свободной творческой функции, ограниченной своей индивидуальностью, а также пространством и временем жизни.
“<Душа> сотворена была созерцать Бога и озаряться Им…” – святитель Афанасий Великий.
- Жизнь человека. Взаимодействие трёх составляющих: Духа, души и тела – это непрерывный процесс энергоинформационного обмена между ними, обеспечивающий саму возможность нашего бытия. Любая пауза фатальна и ведёт либо к распаду личности, либо к смерти тела.
Ничего в этом мире не может существовать отдельно от Источника всего сущего, но только человек способен произвольно менять свою индивидуальную реальность. Только человек имеет право и возможность общаться напрямую с Богом, даже если он не понимает и не замечает этого.
Мы всегда в Нём, а Он в нас.
- Смерть человека – это процесс дематериализации творческой функции Творца, не исчезновение, а переход в другую форму существования. Её смысл, необходимость и решаемые при этом задачи мы подробно рассмотрим в следующей главе. А пока отметим, что тело для души не только “полуавтономный скафандр”, обеспечивающий возможность взаимодействия с окружающей действительностью, но и “ловушка” самоидентификации души.
Очень условно фазу смерти тела можно считать освобождением нашей индивидуальности от ограничений материального мира и её возвращением к естественной форме существования – домой.
Включение, интеграция, объединение, слияние души и Духа – это и есть, то самое “спаси и сохрани”, о котором мы так часто просим Бога.
Вывод. С точки зрения Создателя, этапы жизни человека имеют следующую последовательность.
- Проекция – рождение.
- Отражение – жизнь.
- Принятие – смерть.
Ничего не напоминает? В нашей обыденной жизни это последовательность действий при разглядывании себя в зеркале. Для чего мы приходим в этот мир? Кто и кого рассматривает, наблюдая за нами?
Смысл появления человека очень точно выразил святитель Василий Великий: “Мы, люди, введены в мир сей, как бы в общее училище; нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, повелено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога…”.
Пока мы познаём себя, мир и Бога, Он познаёт Себя через нас. Мы функция и инструмент самопознания и саморазвития Бога. Его отражение в зеркале физической реальности.