Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале
и нет у него какой-либо сущности, но люди сами,
с утратою представления о добре, по своему
произволу стали примышлять и воображать
не сущее.
Святитель Афанасий Великий (2, 133)
Добро и зло
Добро и зло, мы так привыкли к этим понятиям, что перестали задумываться об их смысле, происхождении и последствиях проявления в нашей жизни. Между тем наши представления об этих диаметрально противоположных определениях фундаментально влияют на формирование нашего мировоззрения. Для начала определимся с существующими, общепринятыми формулировками и представлениями о добре и зле с точки зрения философии и религии.
С точки зрения философии. Добро и зло – оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственное, положительное благо, а с другой — безнравственное, отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
С точки зрения любой религии всё ещё проще. Добро – это то, что хорошо и правильно, зло – то, что плохо и неправильно, обоснования и различия в деталях.
Ещё одна цитата: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» Ф. Энгельс Соч., т. 20, с. 94.
Обобщая всё вышеизложенное, можно предположить, что:
— понятия добра и зла, с одной стороны, критически важны для формирования того или иного мировоззрения, философской школы или религии;
— с другой стороны они субъективны, оценочны, зависят от общепринятых в определённом обществе нравственных критериев.
Другими словами, критерии добра и зла меняются во времени и пространстве и одновременно являются определяющими для самого существования души и тела. И что нам со всем этим делать? Как определить безусловные критерии нравственного выбора в произвольный момент времени, в любом сообществе?
Большинство людей не задумываются над подобными проблемами, автоматически, по мере взросления и воспитания, принимая представления о добре и зле, общепринятые в обществе которое их окружает. Например, с точки зрения каннибалов, когда ты кушаешь соседей — это хорошо, когда соседи кушают тебя — это плохо. Всё просто, понятно и логично. Никаких нравственных проблем выбора, только довольное урчание в животе. У тебя или у соседа. Вы скажете: «Где дикари, а где нравственность?». Дикари понятно где, пусть и в наше время, но где-то далеко, вне цивилизации. А вот где нравственность? Когда, у кого, откуда и зачем она появляется? Давайте попробуем разобраться.
Для этого нам сначала придётся отделить нравственные категории Добро и Зло от житейских, материальных критериев: хорошо и плохо; вредно и полезно и так далее. Собственно мы уже это сделали на примере дикарей. Сосед в животе – это полезно, но безнравственно. Для тела это может быть хорошо или плохо, но для души, Духа безнравственно всегда.
Понятия Добра и Зла – это крайние, противоположные точки на шкале нравственности. Их можно рассматривать только применительно к душе и Духу. К материальному миру, миру тела они не применимы. Просто в силу отсутствия на этом уровне таких представлений и факторов как мораль, этика и даже сознание.
1. Источники добра и зла
Для того чтобы определить, откуда в нашей жизни появляются «добро» и «зло», давайте разберёмся с критерием их определения, с нравственностью. Попробуем понять, что это такое, откуда она берётся и как влияет на нашу жизнь.
Согласно определению, нравственность – это внутренние, духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и к природе. Всё это характеристики «добра», запомним. Для противопоставления ему, определим, что такое безнравственность, то есть «зло».
Безнравственность – это всегда бездуховность, обман, воровство, разврат, и т. д.
Это терминология из академических словарей. Давайте предположим, что они правы. Смотрите как интересно, нравственность и её крайняя степень «добро» определяется как:
— качества человека;
— духовные и душевные качества.
Безнравственность и её крайняя степень «зло» определяются как:
— качество человека;
— бездуховность как её причина.
Обобщим наши рассуждения. «Добро» и «зло» – просто крайние проявления либо нравственности, либо безнравственности исключительно человека. Соответственно человек – «добрый», если он обладает душой, Духом, или «злой», если он не обладает душой, Духом. Другими словами, «добро» в наш мир приносят человек и Дух, «зло» – человек «бездушный». Ещё проще:
— источник «добра» – человек Духа;
— источник «зла» – человек тела.
Резюме. Источник и «добра», и «зла» – человек. Что несет человек в этот мир: «добро» или «зло», определяется его взаимоотношением с душой и Духом.
Итак, мы рассмотрели определения «добра» и «зла», сформированные логикой и историей человеческих взаимоотношений. Заметьте, никакого дьявола и злых духов.
Теперь посмотрим на источники «добра» и «зла» с точки зрения непротиворечивой картины мира. Она позволяет не умозрительно, как мы с вами это сделали выше, а технологически рассмотреть причины, процесс и последствия создания нами «добра» и «зла» в нашей жизни.
Человек – результат сложного взаимодействия Духа, души и тела. Нас, в контексте заданной темы, интересует, почему и каким образом приходит в мир то, что мы называем «добром» и «злом».
Всё сущее в мире создано и создаётся в реальном времени Духом. Он, по сути своей, есть воля, энергия и исходный материал для сотворения мира. Дух есть Благо в чистом виде, прямая противоположность «злу». Давайте разберёмся, откуда и на каком этапе появляется то, что мы привыкли считать «злом».
Дух создаёт душу, как свою проекцию, для взаимодействия с материальным миром. Душа, используя созидательную энергию Духа, формирует тело. Так в мире появляется человек. Тело человека – инструмент, оболочка, позволяющая душе существовать в материальном мире. Тело само по себе не обладает ни сознанием, ни волей, это качества души. Душа, принимая информацию об окружающем мире через тело, обрабатывает её и в зависимости от результата корректирует жизнедеятельность и поведение человека. Основные функции души:
— создавать физический мир, пропуская через себя творческую энергию Духа;
— через тело взаимодействовать с материальным миром, развивая свою индивидуальность;
— передать Духу эту индивидуальность, в виде памяти о прожитой жизни.
Для того, чтобы выполнить функцию собственного развития, душа должна заботиться о развитии и существовании тела. Основные проблемы тела — это обеспечение его безопасности и необходимого количества ресурсов для нормальной жизнедеятельности. Пытаясь предвидеть и предотвратить появление этих проблем в будущем, душа начинает генерировать страх, попадает в ловушку иллюзий несуществующих опасностей и хронического недостатка ресурсов. Еще один фактор – развиваясь и обретая индивидуальность, душа ассоциирует себя с конкретным телом, так появляется личность. Это самая главная иллюзия, заблуждение души. Осознание себя личностью, конкретным телом ослабляет её связь с Духом, «замедляет» и искажает его энергию сотворения мира. Так Благо превращается во «зло». Душа, защищая свою «отделённую» от других душ личность, вступает с ними в конкурентную борьбу за ресурсы, не на жизнь, а на смерть. В буквальном смысле слова. Страх души порождает зло. Ненависть, зависть, жадность, ложь – рождены иллюзией угрозы или недостатка чего-либо.
Резюме. «Зло» — творение исключительно человека, точнее личности, утратившей связь с Создателем. Иными словами, «зла», как самостоятельного фактора, который противостоит «добру», не существует. «Зло» – иллюзия создаваемая человеком в определённых обстоятельствах.
2. Борьбы добра и зла не существует
Нам говорят, что в мире идёт непрерывная борьба Добра и Зла. На их противопоставлении выстроены практически все философские течения и религии. Давайте рассмотрим суть «добра» и «зла» в контексте их противостояния друг другу.
От Духа через душу в мир идёт энергия созидания – добро, благо, нравственность, назовите, как хотите. Если душа, через ассоциацию себя с телом, отделяется от Духа, поток энергии сотворения мира прекращается, и мир вокруг отдельно взятой личности начинает разрушаться. Происходит это не потому, что душа начинает «генерировать лучи смерти», она просто перестаёт творить свой мир, теряет доступ к энергии созидания. Вместо света и структурированного порядка приходят тьма и хаос. Но не сразу, присутствует определённая инерция, процесс растянут во времени. Причём время разрушения мира конкретной души зависит от размера вложенных в него ресурсов, количества сформированных связей с мирами других душ. В воронку разрушений затягивает весь мир конкретной души, все её связи, созданные до отказа от энергии Духа.
Нет никакой борьбы заблудшей души с миром, другими душами, Духом. Это просто рушится её мир, возвращаясь вместе с причиной разрушения в состояние первичной энергии. Испугавшись смерти и дефицита ресурсов, душа попадает в мир смерти и отсутствия ресурсов. Человек, обременённый заблудшей душой, пытается компенсировать потерю «нравственного» внутреннего источника Блага, всем до чего может дотянуться. Становится «безнравственным», бездуховным – пустой, саморазрушающейся оболочкой. Душа и тело подобной личности утилизируются. Это не наказание и не результат борьбы, чего-то с чем-то, это результат свободного выбора. Каким образом это влияет на окружающих, мы рассмотрим, когда будем говорить о сотворении мира.
Человек – троица – Дух, душа, тело. Это саморегулируемая система, ей не требуется постоянный пригляд Бога. Все законы Бога определяют принципы взаимодействия энергий Духа, формируют саму суть его, не требуют обоснований и подпитки. Они безусловны и непротиворечивы. Внутри них конфликта быть не может, а вне их ничего не существует.
Добро, Благо – это «свет», энергия Бога. «Зло» – это не «чёрный свет», это отсутствие «света», тьма, ничто. Свет не может бороться с тьмой иначе как своим присутствием. Тьма не может ни с чем бороться, она по самой своей сути ничто. Нет света – есть тьма, есть свет – нет тьмы. Где противостояние, где борьба?
Резюме. Добро, Благо по самой своей сути не может ни с чем бороться. Оно есть «свет» – чистая энергия созидания. Мир создан из этой энергии, кроме неё ничего не существует. Зло – придуманное человеком определение, фазы разрушительного перехода личности и его тела из состояния сотворения мира в состояние исходной энергии. У зла нет сущности, нет энергии, нет функций. Его не существует в Боге, а вне Бога не существует ничего.
3. Благо в непротиворечивой картине мира
Мы с вами уже выяснили, что «зло» – фикция, иллюзия, придуманная людьми как противопоставление «добру». Пришли к выводу, что битва «добра» и «зла» — это «бой с тенью». Такая же выдумка как само «зло». Теперь давайте попробуем определить что такое «добро». Оказывается это не так просто. Значение термина «добро» жёстко привязано к своей противоположности «злу», и в силу иллюзорности последнего обретает некоторую расплывчатость. В разных философских системах и религиях «добру» даются разные определения, и мы с вами уже выяснили, что само это понятие оценочно и субъективно. Для формирования объективного непротиворечивого мировоззрения оно не подойдёт. Мы смотрим на мир с точки зрения Создателя, а для него противопоставления «добра» и «зла» просто не существует.
Давайте разберемся, как выглядит «борьба добра и зла» в рамках непротиворечивой картины мира. Мы уже с вами отмечали, что сотворение — это основная цель Духа в нашем мире. Если энергия созидания – Благо транслируется душой без искажений и ослабления потока это значит, в мир идёт «добро». Если душа искажает или пытается замедлить процесс созидания в мир приходит то, что мы привыкли считать «злом». Таким образом, разница между «добром» и «злом» определяется интенсивностью и эффективностью проявления Блага. Ещё раз. Есть Благо – «добро». Нет Блага – «зло».
Предлагаю использовать определение – Благо, как источник всего сущего, всего «нравственного» что с нами происходит. В непротиворечивой картине мира, Благо – это и источник и само «добро». Добро как результат воздействия Блага на мир. Под Благом мы подразумеваем одновременно: Создателя, Духа, энергию сотворения мира, божественную волю, то есть любое проявление Бога в физическом мире. Наш мир и всё в нём — результат воздействия Блага. Созидательная энергия Духа, проходя через фильтр души, создаёт мир окружающий нас. Результатом воздействия этой энергии становится увеличение количества материальных и нематериальных благ в мире. Любая творческая деятельность человека – это процесс сотворения и расширения мира путём восприятия и трансформации энергии Духа – Блага.
С точки зрения Платона Благо есть Бог. Поэтому, человек, стремясь к познанию Блага, стремится к познанию сущности Бога. Для начала достаточно. В дальнейшем мы расширим и уточним понимание Блага.
Это необходимо для того, чтобы научится находить осознанный доступ к источнику Блага, определять направление «потоков», чтобы использовать их с пользой для себя и мира. Наша задача принять божественную волю, стать ею.
Собственно основная цель и смысл принятия непротиворечивой картины мира – это достижение понимания своего нерасторжимого единства с Богом, осознание того, что мы единственный источник Блага этого мира. Принятие на себя ответственности за всё происходящее с нами и нашим миром.
Спасибо. Читаю с удовольствием. Буду ждать продолжения!
Спасибо за оценку. Если что-то непонятно задавайте вопросы. Можно в коментариях, или по эл. почте, она на странице обратной связи. Ответы будут в рубрике «Ответы на вопросы».